На самом деле школа обучает детей не тому, что может им понадобиться, а тому, чему ей самой, школе, учить удобно. Вместо того чтобы обучить юных человеков познавать мир, получая удовольствие от этого познания, их учат ерунде. Дети не учатся чувствовать числа и фигуры, а зубрят правила математики. Они не учатся говорить на разных языках и понимать разные наречия, они изучают скучные грамматические правила. Вместо того, чтобы ощутить планету Земля своим домом, дети читают учебник географии, получая сведения об экономике и политике, кстати, уже изрядно устаревшие. Ясное и детское понимание Бога им начнут убивать официально утвержденным законом Божьим, и Бог станет для них чужим и нудным. Детей в школе не учат понимать и любить свое тело. Детей в школе не учат зарабатывать деньги.
– Стоп, стоп! – Могут воскликнуть в этом месте многие родители, до этого согласно кивавшие этим словам. – Вот этого нам не надо! Зарабатывать деньги – не детское дело!
– Так когда же этому учить, если не в детстве? – Спросим таких родителей.
Еще не выходя из детского возраста, ребенок знакомится с могуществом денег. Оказывается, за деньги можно купить что угодно. И мелкие каждодневные удовольствия в виде мороженного и газировки, и удовольствия более крупные, вроде кино или игральных автоматов. А еще велосипед, игровую приставку или компьютер… Но это – дорого, поэтому это могут подарить только на день рождения. А могут и не подарить. Потому что – слишком дорого. А наша семья – бедная. Но я, когда вырасту, заработаю много-много денег, и моя семья будет очень богатая.
Вот что знает о деньгах шестилетний малыш. А Вы говорите, что не время его учить тому, что такое деньги и как их зарабатывать! Самое время!
Так чему же учить ребенка?
Во-первых, умению обращаться с деньгами. Правильно их тратить, то есть сопоставлять необходимость вещи с ее ценой. Тут многое зависит от возраста и от характера. Пока ребенок не может сдержать свои желания, деньги ему давать нельзя. Покупать подарки можно, а собственные деньги ему иметь еще рано. Вот Вам и определена естественная граница того возраста, когда с детьми можно и нужно начинать говорить о деньгах. Деньгами дети начинают интересоваться лет в шесть, а в семь лет они вполне готовы к тому, чтобы самостоятельно тратить их на свои желания.
Дальше в дело вступает психология. Дело в том, что не только дети, а многие взрослые люди по-разному относятся к тому, чтобы отказываться от сиюминутных желаний ради исполнения желаний будущих. Вот и присмотритесь, как Ваши ребятишки отреагируют на предложение не купить сейчас мороженное с тем, чтобы в конце недели съездить вместе в Луна-парк и уж там получить удовольствие по максимуму. Рвутся ли дети истратить все наличные деньги прямо сейчас, купить все, на что упадет глаз или они не без удовольствия предвкушают будущие крупные траты и продумывают их? В принципе, после восьми лет ребенок может планировать расходы и родителям желательно помочь ему в этом.
Во-вторых, не следует скрывать от ребенка то, что исполнение любых желаний обусловлено собственным трудом. Объясните ребенку, что, получая деньги, он фактически обменивается трудом с другим человеком. То, что он хочет получить – результаты чьей-то работы, которыми можно воспользоваться только в обмен на собственный труд. А деньги – в них всего-навсего этот труд законсервирован. Много денег – большие запасы труда, мало денег – не наработал еще на какие-то удовольствия. Семи-восьмилетние мальчик или девочка прекрасно это понимают.
В-третьих, уже в семи-восьмилетнем возрасте ребенок может заработать первые деньги. Например, помогая по хозяйству или даже выучив, как следует уроки. «Фи!» – услышим мы от некоторых родителей – «Платить сыну или дочке за помощь по дому! За выученные уроки! Какое мещанство! Какая мелкая буржуазность!» Но ведь можно объяснить, что помощь по дому экономит силы родителей, позволяя им применить эти силы в другом месте и заработать. И выученные уроки тоже экономят родительское время – им не надо ходить в школу на встречу с учителями. Так что ребенок воспринимает плату, как вполне заслуженное возмещение за потраченное время. Не подарок, не жалованье, а честный заработок. Очень немаловажно, что честный.
Кстати, есть работы, на которых уже с десяти – двенадцати лет ребенок может честно заработать свои первые деньги. Тут и традиционное бебиситтерство (посидеть с ребенком у соседей), и сезонная работа (на сборе овощей, фруктов и ягод). Вторым способом я когда-то впервые заработал «настоящие деньги», да еще ведро черешни домой припер.
Это может быть и помощь соседям. Люди уезжают в отпуск, нужно присмотреть за его домом и домашними животными, полить цветы и тому подобное. Даже пресловутая работа Тома Сойера, покраска забора, может быть источником заработка.
Тот, кто помнит, что Том Соейр не столько забор красил, сколько организовал знакомых мальчишек на эту покраску, не должен удивляться, если обнаружит, что его ребенок организовал для вышеуказанных работ бригаду и получает деньги именно за организацию работ. Молодец! У паренька (или девушки?) настоящая бизнес-сметка! Кстати, и получать денег таким образом можно больше.
Среди не стандартных решений – обучение пожилых знакомых работе с мобильным телефоном или с планшетным компьютером. Сам видел! Молодежь эти знания схватывает «на лету», а если еще и другим объяснить сумеет, можно считать, что деньги заработаны честно. Заработок обучением компьютерной грамоте или техобслуживанием компьютера для тех, кто постарше – замечательный ответ на упреки взрослых: «Что это ты штаны у компьютера просиживаешь?!»
Кстати, а Вы сами не пробовали своего ребенка приохотить к заработку в Интернете посредством выполнения копирайтерских или рерайтерских работ? Если он грамотно пишет и справляется с сочинениями – изложениями, попробуйте. Заодно обучится слепому десятипальцевому методу набора. Очень полезный навык!
Кстати, Вы не знаете, что можно зарабатывать на своем увлечении? Руки растут из правильного места? Замечательно! Есть множество сайтов, где можно без труда организовать Интернет-магазин и продавать свои поделки. Так что, как говорил пролетарский поэт, «Твори, выдумывай, пробуй!»
И без всяких комплексов: «Я еще маленький, мне зарабатывать нельзя». Которые, кстати, тоже очень мешают в дальнейшей жизни.