icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Обучение

Как научить ребенка писать сочинения?

  • 1626
  • 10

Как научить ребенка писать сочинения?

С
Столько всего преподают нашим детям в школе, а они так мало знают, выходя из нее и сжимая в руке аттестат! Да Бог с ними с логарифмами и задачами по общей биологии! Эти знания, действительно мало кому в жизни пригодились. Удручает другое: у многих детей нет навыка письменной речи. Слышу вопрос: «А кому это нужно? Не все же станут журналистами и писателями?» Всем! Это нужно каждому мало-мальски образованному человеку. Обратите внимание на то, на каком уровне общаются люди в интернете. Я говорю сейчас даже не о нецензурной брани и не об орфографических ошибках - тут отдельный разговор. Я о неумении выразить свои мысли.

Не научили в школе! Не повезло ребенку: не встретился на его школьном пути кудесник, открывший ему волшебный мир русского языка и литературы. Что делать?! Сегодня в наших школах появилось много урокодателей, но почти не осталось Учителей! Эту беду легко можно исправить. Конечно, придется поработать вместе с ребенком, но ведь без труда, как известно, ничего не получишь.

Возраст ребенка значения не имеет, но лучше все-таки начинать в 2 – 3 классе. Опоздали, уже вырос? Не беда: поздно в учебе не бывает. Начинаем с того, что выбираем тему. Слово «сочинение» не произносим: обычно дети его недолюбливают. Говорим - тема нашего разговора или рассказа, и начинать нужно именно с этого, то есть с темы. Она может быть любой.

Например, «Что из летних каникул запомнилось мне больше всего?» Тема надоела всем: и детям, и их родителям, и учителям. Хуже только тема «Как я провел лето?» Это такой отчет о том, в каком месяце и чем занимался ребенок. Запьем оскомину от темы сладким чаем и попросим любимое чадо вспомнить, какое событие из трех летних месяцев запомнилось ему больше всего. Рыбалка, поездка в лес на пикник, покупка ноутбука, прогулка по парку… Выберем какой-то эпизод. Желательно тот, в котором и вы принимали участие. И вместе с ребенком вспомним все детали, даже самые мелкие и, на первый взгляд, незначительные. Во время разговора запишем основные словосочетания. Сначала записывайте сами, а потом «доверьте» это важное дело ребенку. Объясните, что у взрослых людей это называется «собирать рабочий материал».

В итоге записи могут выглядеть так: «Папа любит рыбалку. Решение поехать на рыбалку. Не мог уснуть. Сам проснулся рано. Быстро позавтракал. Ехали на машине. Раннее утро. Берег реки. Камыши. Прохладный ветерок. Удочка, копаем червяков, сидим на берегу. Клюет. Волнуюсь, папа помогает, но рыба срывается с крючка. Мы с папой упали в воду. Все смеялись и мы тоже. Ничего не поймали, обедали бутербродами, которые приготовила мама. Вернулись домой довольные. Папа обещал, что в следующий раз нам повезет больше»

В принципе все, материал собран. Теперь по нему можно начать компоновать сочинение. Но прежде стоит объяснить ребенку главный принцип письменной речи. Он заключается в строгом соблюдении правила трех пунктов. Первый пункт называется «Тезис». Это то, что мы высказываем. Второй называется «Аргументы», то есть приводим доказательства. Третий – «Вывод». Переводя на понятный ребенку язык, говорим три слова: сказал – доказал - сделал вывод. Скажем ребенку, что соблюдать эти три правила нужно и в устной речи, это сделает речь понятной для тех, с кем говорим.

Итак, начинаем. Оформляем пункт, названный нами «Сказал». Кто предложил поехать на рыбалку? Папа. Записываем так: «Наш папа – заядлый рыбак». Это наш тезис, теперь нам нужны аргументы, то есть переходим к пункту «Доказал».

Выглядеть это может примерно так: «Со своими друзьями он часто уезжает по выходным на речку, а потом рассказывает нам интересные или смешные истории, которые произошли с ними на рыбалке». Дальше действие в нашем сочинении продолжается рассказом о том, как отец берет на рыбалку сына. И опять должны работать эти три пункта: сказал – доказал – сделал вывод. «Как-то в субботу папа сказал, что я уже взрослый, и он берет меня на рыбалку. Я так обрадовался, что долго не мог уснуть. Утром проснулся сам, еще до звонка будильника».

Может показаться, что здесь излишнее многословие при перечислении всех действий. Но эти подробности выражают – каждая по-своему – состояние ребенка. Записывая, он учится запоминать свои ощущения, давать им оценку. Теперь нам нужно перейти к описанию этого смешного эпизода. Рыба, которую пытались поймать рыбаки, уплыла, они упали, промокли, и им пришлось довольствоваться не ухой, а бутербродами. Пишем об этом так, чтобы ребенку было весело об этом вспоминать, добавляем забавные детали.

Когда все действие, о котором ребенок хотел рассказать, будет записано, перечитайте его вслух. Лучше всего папе, ведь он главное действующее лицо рассказа, который пишет сын. Папа, выслушав рассказ, может добавить какую-нибудь деталь, ускользнувшую от внимания ребенка. Дополните рассказ новым эпизодом. И обязательно напишите заключение, то есть вывод. Можно банальный: «Мне понравилось на рыбалке, и я с нетерпением жду новых выходных». Как вариант подойдет и такой: «На рыбалке было весело, но я понял, что ловля рыбы меня не увлекает. Мне больше нравится играть в футбол, так что на рыбалку этим летом я больше не ездил».

Словом, выразим в заключении одним предложением отношение ребенка к тому, о чем он пишет. Таким образом, написание сочинения превратится в воспоминание о веселой поездке. Если были сделаны фотографии, можно приложить и их, а можно и нарисовать картинку.

Сложновато только в первый раз. Ребенок должен привыкнуть рассказывать обо всем, что его заинтересовало, и давать оценку. Посмотрели вместе с ребенком мультфильм – побеседуйте, спросите, что понравилось, а что нет. Запишите хотя бы три – четыре предложения, но помните правило – сказал, доказал, сделал вывод. Заставлять ребенка не нужно, делайте это ненавязчиво. Превратите сочинение в увлекательную игру. Как только почувствуете, что малыш устал, отвлеките его внимание другим делом. Помните старое правило? Лучший отдых – это смена деятельности.

Много писать, особенно вначале, не нужно. Текст, написанный ребенком до 10 лет, на любую тему должен выглядеть примерно так:

Тезис: Заниматься спортом – очень полезно.

Аргументы: Во-первых, спорт укрепляет организм. Человек становится крепче физически и не болеет. Во-вторых, занимаясь спортом, человек учится не только завоевывать награды, но и преодолевать различные преграды. В-третьих, у него появляются новые друзья. К тому же, спортсмены выступают в разных странах, а это значит, у них есть возможность увидеть много нового.

Вывод: Таким образом, занятия спортом очень полезны.

Постепенно ребенок привыкнет записывать свои мысли. Позже научится «украшать» текст, добавлять эмоции, давать оценку. И больше никогда не будет бояться слова «сочинение».

deb
Наталья Реутова

отличная работа! Сейчас многие дети общаются на уровне как дела - нормально и мыслят так же. Я придумала своему ребенку такую тему: вести свой личный дневник, в который он будет записывать свои мысли, наблюдения и т.д. Оказывается, он может хорошо формулировать свои мысли! Я надеюсь, что это тоже поможет ему учиться писать сочинения. Статью возьму на "вооружение". +++

top
Halida Rojkova

Спасибо, занимаюсь этим много лет. Если статья принесет пользу, буду рада.

mas
Марк Блау

А еще хороший способ - пересказ рассказов или даже повестей. Это не вполне соченение, но очень развивает воображение, память и умение рассказывать.

top
Halida Rojkova

Многие дети умеют отлично пересказывать, но, к сожалению, боятся писать. Вот для таких детей предназначена эта методика. Их много, и подбирать приходится индивидуально.

tra
Ольга Орлова

Очень полезная статья. Обязательно буду рекомендовать знакомым, очень актуально++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+