icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

 ак научить ребенка писать сочинени€?

  • 2082
  • 10

 ак научить ребенка писать сочинени€?

—только всего преподают нашим дет€м в школе, а они так мало знают, выход€ из нее и сжима€ в руке аттестат! ƒа Ѕог с ними с логарифмами и задачами по общей биологии! Ёти знани€, действительно мало кому в жизни пригодились. ”дручает другое: у многих детей нет навыка письменной речи. —лышу вопрос: Ђј кому это нужно? Ќе все же станут журналистами и писател€ми?ї ¬сем! Ёто нужно каждому мало-мальски образованному человеку. ќбратите внимание на то, на каком уровне общаютс€ люди в интернете. я говорю сейчас даже не о нецензурной брани и не об орфографических ошибках - тут отдельный разговор. я о неумении выразить свои мысли.

Ќе научили в школе! Ќе повезло ребенку: не встретилс€ на его школьном пути кудесник, открывший ему волшебный мир русского €зыка и литературы. „то делать?! —егодн€ в наших школах по€вилось много урокодателей, но почти не осталось ”чителей! Ёту беду легко можно исправить.  онечно, придетс€ поработать вместе с ребенком, но ведь без труда, как известно, ничего не получишь.

¬озраст ребенка значени€ не имеет, но лучше все-таки начинать в 2 Ц 3 классе. ќпоздали, уже вырос? Ќе беда: поздно в учебе не бывает. Ќачинаем с того, что выбираем тему. —лово Ђсочинениеї не произносим: обычно дети его недолюбливают. √оворим - тема нашего разговора или рассказа, и начинать нужно именно с этого, то есть с темы. ќна может быть любой.

Ќапример, Ђ„то из летних каникул запомнилось мне больше всего?ї “ема надоела всем: и дет€м, и их родител€м, и учител€м. ’уже только тема Ђ ак € провел лето?ї Ёто такой отчет о том, в каком мес€це и чем занималс€ ребенок. «апьем оскомину от темы сладким чаем и попросим любимое чадо вспомнить, какое событие из трех летних мес€цев запомнилось ему больше всего. –ыбалка, поездка в лес на пикник, покупка ноутбука, прогулка по паркуЕ ¬ыберем какой-то эпизод. ∆елательно тот, в котором и вы принимали участие. » вместе с ребенком вспомним все детали, даже самые мелкие и, на первый взгл€д, незначительные. ¬о врем€ разговора запишем основные словосочетани€. —начала записывайте сами, а потом Ђдоверьтеї это важное дело ребенку. ќбъ€сните, что у взрослых людей это называетс€ Ђсобирать рабочий материалї.

¬ итоге записи могут выгл€деть так: Ђѕапа любит рыбалку. –ешение поехать на рыбалку. Ќе мог уснуть. —ам проснулс€ рано. Ѕыстро позавтракал. ≈хали на машине. –аннее утро. Ѕерег реки.  амыши. ѕрохладный ветерок. ”дочка, копаем черв€ков, сидим на берегу.  люет. ¬олнуюсь, папа помогает, но рыба срываетс€ с крючка. ћы с папой упали в воду. ¬се сме€лись и мы тоже. Ќичего не поймали, обедали бутербродами, которые приготовила мама. ¬ернулись домой довольные. ѕапа обещал, что в следующий раз нам повезет большеї

¬ принципе все, материал собран. “еперь по нему можно начать компоновать сочинение. Ќо прежде стоит объ€снить ребенку главный принцип письменной речи. ќн заключаетс€ в строгом соблюдении правила трех пунктов. ѕервый пункт называетс€ Ђ“езисї. Ёто то, что мы высказываем. ¬торой называетс€ Ђјргументыї, то есть приводим доказательства. “ретий Ц Ђ¬ыводї. ѕеревод€ на пон€тный ребенку €зык, говорим три слова: сказал Ц доказал - сделал вывод. —кажем ребенку, что соблюдать эти три правила нужно и в устной речи, это сделает речь пон€тной дл€ тех, с кем говорим.

»так, начинаем. ќформл€ем пункт, названный нами Ђ—казалї.  то предложил поехать на рыбалку? ѕапа. «аписываем так: ЂЌаш папа Ц за€длый рыбакї. Ёто наш тезис, теперь нам нужны аргументы, то есть переходим к пункту Ђƒоказалї.

¬ыгл€деть это может примерно так: Ђ—о своими друзь€ми он часто уезжает по выходным на речку, а потом рассказывает нам интересные или смешные истории, которые произошли с ними на рыбалкеї. ƒальше действие в нашем сочинении продолжаетс€ рассказом о том, как отец берет на рыбалку сына. » оп€ть должны работать эти три пункта: сказал Ц доказал Ц сделал вывод. Ђ ак-то в субботу папа сказал, что € уже взрослый, и он берет мен€ на рыбалку. я так обрадовалс€, что долго не мог уснуть. ”тром проснулс€ сам, еще до звонка будильникаї.

ћожет показатьс€, что здесь излишнее многословие при перечислении всех действий. Ќо эти подробности выражают Ц кажда€ по-своему Ц состо€ние ребенка. «аписыва€, он учитс€ запоминать свои ощущени€, давать им оценку. “еперь нам нужно перейти к описанию этого смешного эпизода. –ыба, которую пытались поймать рыбаки, уплыла, они упали, промокли, и им пришлось довольствоватьс€ не ухой, а бутербродами. ѕишем об этом так, чтобы ребенку было весело об этом вспоминать, добавл€ем забавные детали.

 огда все действие, о котором ребенок хотел рассказать, будет записано, перечитайте его вслух. Ћучше всего папе, ведь он главное действующее лицо рассказа, который пишет сын. ѕапа, выслушав рассказ, может добавить какую-нибудь деталь, ускользнувшую от внимани€ ребенка. ƒополните рассказ новым эпизодом. » об€зательно напишите заключение, то есть вывод. ћожно банальный: Ђћне понравилось на рыбалке, и € с нетерпением жду новых выходныхї.  ак вариант подойдет и такой: ЂЌа рыбалке было весело, но € пон€л, что ловл€ рыбы мен€ не увлекает. ћне больше нравитс€ играть в футбол, так что на рыбалку этим летом € больше не ездилї.

—ловом, выразим в заключении одним предложением отношение ребенка к тому, о чем он пишет. “аким образом, написание сочинени€ превратитс€ в воспоминание о веселой поездке. ≈сли были сделаны фотографии, можно приложить и их, а можно и нарисовать картинку.

—ложновато только в первый раз. –ебенок должен привыкнуть рассказывать обо всем, что его заинтересовало, и давать оценку. ѕосмотрели вместе с ребенком мультфильм Ц побеседуйте, спросите, что понравилось, а что нет. «апишите хот€ бы три Ц четыре предложени€, но помните правило Ц сказал, доказал, сделал вывод. «аставл€ть ребенка не нужно, делайте это ненав€зчиво. ѕревратите сочинение в увлекательную игру.  ак только почувствуете, что малыш устал, отвлеките его внимание другим делом. ѕомните старое правило? Ћучший отдых Ц это смена де€тельности.

ћного писать, особенно вначале, не нужно. “екст, написанный ребенком до 10 лет, на любую тему должен выгл€деть примерно так:

“езис: «аниматьс€ спортом Ц очень полезно.

јргументы: ¬о-первых, спорт укрепл€ет организм. „еловек становитс€ крепче физически и не болеет. ¬о-вторых, занима€сь спортом, человек учитс€ не только завоевывать награды, но и преодолевать различные преграды. ¬-третьих, у него по€вл€ютс€ новые друзь€.   тому же, спортсмены выступают в разных странах, а это значит, у них есть возможность увидеть много нового.

¬ывод: “аким образом, зан€ти€ спортом очень полезны.

ѕостепенно ребенок привыкнет записывать свои мысли. ѕозже научитс€ Ђукрашатьї текст, добавл€ть эмоции, давать оценку. » больше никогда не будет бо€тьс€ слова Ђсочинениеї.


deb
Ќаталь€ –еутова

отлична€ работа! —ейчас многие дети общаютс€ на уровне как дела - нормально и мысл€т так же. я придумала своему ребенку такую тему: вести свой личный дневник, в который он будет записывать свои мысли, наблюдени€ и т.д. ќказываетс€, он может хорошо формулировать свои мысли! я надеюсь, что это тоже поможет ему учитьс€ писать сочинени€. —татью возьму на "вооружение". +++

top
Halida Rojkova

—пасибо, занимаюсь этим много лет. ≈сли стать€ принесет пользу, буду рада.

mas
ћарк Ѕлау

ј еще хороший способ - пересказ рассказов или даже повестей. Ёто не вполне соченение, но очень развивает воображение, пам€ть и умение рассказывать.

top
Halida Rojkova

ћногие дети умеют отлично пересказывать, но, к сожалению, бо€тс€ писать. ¬от дл€ таких детей предназначена эта методика. »х много, и подбирать приходитс€ индивидуально.

tra
ќльга ќрлова

ќчень полезна€ стать€. ќб€зательно буду рекомендовать знакомым, очень актуально++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+