icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ѕсихологи€

 ак манипулируют общественным сознанием?

  • 886
  • 9

 ак манипулируют общественным сознанием?

¬
¬ прошлые века, которые с полным правом можно назвать темными, в ходу у правителей было в первую очередь физическое подавление. ”бийство, насилие, порабощение...

¬ наше врем€ методы порабощени€ куда как более хитрые. “еперь в ходу не физический, а психологический метод насили€. ќказалось, что метод контрол€ за личностью Ђчерез мозгї, воздействие на сознание через подсознание, гораздо более эффективен. Ќасилие осталось, но превратилось в насилие над мозгами, почти не заметное, а некоторым даже при€тное.

јмериканский лингвист и философ Ќоам ’омский (Noam Chomsky) в статье Ђ“ихое оружие дл€ спокойных войнї сформулировал 10 принципов манипул€ции общественным мнением. ’омский Ц отча€нный левак, но в данном случае к его мнению следует прислушатьс€. » не только прочесть и запомнить перечисленные дес€ть методов манипул€ции общественным мнением, которые примен€ютс€ —ћ», но попрактиковатьс€ в определении этих методов. Ѕлаго, поле дл€ такой практики огромно. Ќапор средств массовой информации на наше сознание не ослабевает со времен ¬торой мировой войны.

Ќаучитьс€ различать методы воздействи€ на сознание Ц полезный навык и хороша€ защита от массового Ђпромывани€ мозговї.  то предупрежден, тот вооружен! ј посему Ц приступим!

1. ќтвлечение внимани€. ¬нимание общественности отвлекаетс€ от важных вопросов на вопросы второстепенные. ќ важном говоритс€ вскользь, второстепенное муссируетс€. ѕо второстепенным вопросам выдаетс€ масса незначительной, но, возможно, забавной информации. —обственно говор€, при этом используетс€ желание человека не напр€гатьс€ ни в чем, в том числе и в освоении информации. Ќапример, вместо анализа экономических причин, вызвавших войну, публике демонстрируют в массовом количестве так называемые Ђфронтовые репортажиї.

2. —оздание другой проблемы и предложение иного решени€. ≈сть общественные проблемы, которые воспринимаютс€ общественным мнением более остро. ќбычно эти проблемы Ц следствие проблем более глобальных, внимание к которым привлекать не желательно. ѕоэтому начинаетс€ борьба не с причинами, а со следстви€ми. ¬ советское врем€ печать беззаветно боролась с Ђотдельными недостатками на местахї. ѕод критику могли попасть руководители небольшого масштаба. Ќо руководители даже областного уровн€ были вне критики Ђс местї. ƒумайте об этом методе манипул€ции, слуша€ многочасовые обличени€ ∆ ’ или какого-нибудь зарвавшегос€ местного руководител€.  стати, те, кто используют этот метод, не постесн€ютс€ реальных провокаций. ¬ы не задумывались, почему именно сейчас в ≈вропу рванули беженцы с Ѕлижнего ¬остока?

3. ћетод постепенности. Ќепопул€рные решени€ внедр€ютс€ в общественное сознание постепенно, малыми дозами.  аждое такое Ђмалоеї решение не вызывает общественного возмущени€ (а иногда даже вызывает энтузиазм), в совокупности они привод€т к безобразнейшим результатам.

4. ћетод откладывани€.  акие-либо непопул€рные в народе меры объ€вл€ютс€ Ђболезненными, но необходимымиї, однако необходимыми не сейчас, а в некотором более или менее отдаленном будущем. “акие решени€ принимаютс€ проще, потому что в люд€х всегда живет надежда на улучшение ситуации в будущем. »ногда применение этого метода сопровождаетс€ обещани€ми славного и сладкого будущего.

5. ѕовышенна€ эмоциональность. Ёто Ц классическа€ ѕ– технологи€ дл€ того, чтобы заблокировать рациональное воспри€тие. “ем самым открываетс€ дверь в подсознательное, более восприимчивое к страхам и опасени€м. »деальный вариант запугивани€ Ц €дерна€ война, массовые стихийные бедстви€, авиакатастрофы.

6. –азговор с народом на его €зыке. Ћюбимый прием советских руководителей раннего периода советской истории. Ђ» врагам мы не позволим рыло сунуть в наш советский огородї ѕриблизительно так доложил с высокой трибуны партийного съезда сталинский нарком обороны. «ал ответил бурными аплодисментами. ќдин из вариантов Ц общение с детской аудиторией. Ђƒорогие девочки и мальчики, мы вам сейчас расскажем сказочкуї

7. ѕрименение метода, упом€нутого в предыдущем пункте, предполагает, что Ђпростойї народ не шибко грамотный, а иной раз, просто дебильный. ƒл€ того, чтобы подобное представление было недалеко от реальности, —ћ» следует поощр€ть невежество и посредственность. Ћегко посчитать, насколько, например, телевидение справл€етс€ с этой задачей. ƒостаточно посчитать процент просветительских телепередач (наука, культура, путешестви€) среди общего массива телевизионных шоу и информационных передач. ѕо€вление на телеэкране или в радиоэфире представителей религиозного истэблишмента тоже способствует Ђдебилизации населени€ї

8. ƒебилизаци€ закрепл€етс€ внедрением в общественное сознание того, что тупым, невоспитанным и пошлым быть не только нужно, но и модно. ќтдельное спасибо за это гламурным передачам и народным артистам!

9. ќбщество, неуверенное в своих силах, следует дл€ большей управл€емости продолжать убеждать в том, что люди сами виноваты в своих бедах именно из-за того, что они глупы, слабы, неинициативны. Ђ„ернухаї, скармливаема€ зрител€м и слушател€м, прекрасно дл€ этого подходит. ј еще вс€кого рода юмористические передачи низкого пошиба.

10. ћанипул€торы должны знать о манипулируемых больше, чем сами они знают о себе. » они знают! ¬се политические лидеры и все пропагандисты-журналисты пользуютс€ последними достижени€ми психологии и социальных наук, изложенными в виде простом и доступном. Ќо до Ђширокой массыї эти сведени€ не доход€т. Ќе стоит говорить о какой-нибудь экзотике, вроде нейролингвистического программировани€. ’от€ в последнее врем€ дикторы телевидени€ стали форсировать свой голос, заставл€€ слушателей непроизвольно воспринимать то, что в них следует Ђвдавитьї в полном соответствии с этой Ђзасекреченнойї наукой. Ќо лучше подумать о том, что любой €зык на среднем разговорном уровне можно выучить за полгода. ≈сли, конечно, преподавать его по правильной методике. ј теперь скажите, сколько €зыков вы знаете на среднем разговорном уровне? » сколько лет в общей сложности было затрачено на обучение?


top
Halida Rojkova

 ак все грустно и пошло в нашем мире! Ѕраво, ћарк, ¬ы - насто€щий ћастер!

pro
“амара ћеркулова

я бы даже сказала словами одного великого манипул€тора массами: "ќчень своевременна€ стать€"

pro
—емен ÷ыгановский

ѕо поводу пункта 6 в применении к "девочкам и мальчикам" вспомнилась истори€ про "дидус€ ѕанаса" с украинского советского телевидени€, который рассказывал дет€м вечернюю сказку и однажды закончил ее не вполне традиционно. „ем, веро€тно, вошел в историю. ѕогуглите "ƒидусь ѕанас", а еще лучше - "отака мал€та". Ётой бессмертной, но нецензурной фразой, € бы закончил статью о насилии над нашими мозгами.

deb
јнатолий ѕастухов

—тать€, безусловно, нужна€ и написана толково. ќт себ€ могу добавить манимпул€ции, которые мы видим ежедно по “¬ с рекламой лекарств "ну очень эффективных". ј ведь они (лекарства) не апробированы и в массе своей поддельные!

deb
—ветлана ќсс (“апчик)

ѕечальна€ тематика статьи. ћассовый бум на вс€кие группировки типа "бобтистов" прошел, а они именно так и манипулировали, сколько имущества люди переписали, сами не понима€ - зачем? ¬от и куда обращатьс€, если в коллективе есть манипул€тор? » как свое убеждение доказать этим органам, в которые обратишьс€? ѕо тем временам, в борьбе с бобтистами, за дело вз€лись только из-за того, что были массовые жалобы на кражу имущества, люди увер€ли - они не хотели отдавать свое богатство, но почему-то отдали, ан уже поздно. Ќикому ничего не вернули, естественно, но вли€ние этих группировок снизилось.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+