icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Психология

Как манипулируют общественным сознанием?

  • 499
  • 9

Как манипулируют общественным сознанием?

В
В прошлые века, которые с полным правом можно назвать темными, в ходу у правителей было в первую очередь физическое подавление. Убийство, насилие, порабощение...

В наше время методы порабощения куда как более хитрые. Теперь в ходу не физический, а психологический метод насилия. Оказалось, что метод контроля за личностью «через мозг», воздействие на сознание через подсознание, гораздо более эффективен. Насилие осталось, но превратилось в насилие над мозгами, почти не заметное, а некоторым даже приятное.

Американский лингвист и философ Ноам Хомский (Noam Chomsky) в статье «Тихое оружие для спокойных войн» сформулировал 10 принципов манипуляции общественным мнением. Хомский – отчаянный левак, но в данном случае к его мнению следует прислушаться. И не только прочесть и запомнить перечисленные десять методов манипуляции общественным мнением, которые применяются СМИ, но попрактиковаться в определении этих методов. Благо, поле для такой практики огромно. Напор средств массовой информации на наше сознание не ослабевает со времен Второй мировой войны.

Научиться различать методы воздействия на сознание – полезный навык и хорошая защита от массового «промывания мозгов». Кто предупрежден, тот вооружен! А посему – приступим!

1. Отвлечение внимания. Внимание общественности отвлекается от важных вопросов на вопросы второстепенные. О важном говорится вскользь, второстепенное муссируется. По второстепенным вопросам выдается масса незначительной, но, возможно, забавной информации. Собственно говоря, при этом используется желание человека не напрягаться ни в чем, в том числе и в освоении информации. Например, вместо анализа экономических причин, вызвавших войну, публике демонстрируют в массовом количестве так называемые «фронтовые репортажи».

2. Создание другой проблемы и предложение иного решения. Есть общественные проблемы, которые воспринимаются общественным мнением более остро. Обычно эти проблемы – следствие проблем более глобальных, внимание к которым привлекать не желательно. Поэтому начинается борьба не с причинами, а со следствиями. В советское время печать беззаветно боролась с «отдельными недостатками на местах». Под критику могли попасть руководители небольшого масштаба. Но руководители даже областного уровня были вне критики «с мест». Думайте об этом методе манипуляции, слушая многочасовые обличения ЖКХ или какого-нибудь зарвавшегося местного руководителя. Кстати, те, кто используют этот метод, не постесняются реальных провокаций. Вы не задумывались, почему именно сейчас в Европу рванули беженцы с Ближнего Востока?

3. Метод постепенности. Непопулярные решения внедряются в общественное сознание постепенно, малыми дозами. Каждое такое «малое» решение не вызывает общественного возмущения (а иногда даже вызывает энтузиазм), в совокупности они приводят к безобразнейшим результатам.

4. Метод откладывания. Какие-либо непопулярные в народе меры объявляются «болезненными, но необходимыми», однако необходимыми не сейчас, а в некотором более или менее отдаленном будущем. Такие решения принимаются проще, потому что в людях всегда живет надежда на улучшение ситуации в будущем. Иногда применение этого метода сопровождается обещаниями славного и сладкого будущего.

5. Повышенная эмоциональность. Это – классическая ПР технология для того, чтобы заблокировать рациональное восприятие. Тем самым открывается дверь в подсознательное, более восприимчивое к страхам и опасениям. Идеальный вариант запугивания – ядерная война, массовые стихийные бедствия, авиакатастрофы.

6. Разговор с народом на его языке. Любимый прием советских руководителей раннего периода советской истории. «И врагам мы не позволим рыло сунуть в наш советский огород» Приблизительно так доложил с высокой трибуны партийного съезда сталинский нарком обороны. Зал ответил бурными аплодисментами. Один из вариантов – общение с детской аудиторией. «Дорогие девочки и мальчики, мы вам сейчас расскажем сказочку»

7. Применение метода, упомянутого в предыдущем пункте, предполагает, что «простой» народ не шибко грамотный, а иной раз, просто дебильный. Для того, чтобы подобное представление было недалеко от реальности, СМИ следует поощрять невежество и посредственность. Легко посчитать, насколько, например, телевидение справляется с этой задачей. Достаточно посчитать процент просветительских телепередач (наука, культура, путешествия) среди общего массива телевизионных шоу и информационных передач. Появление на телеэкране или в радиоэфире представителей религиозного истэблишмента тоже способствует «дебилизации населения»

8. Дебилизация закрепляется внедрением в общественное сознание того, что тупым, невоспитанным и пошлым быть не только нужно, но и модно. Отдельное спасибо за это гламурным передачам и народным артистам!

9. Общество, неуверенное в своих силах, следует для большей управляемости продолжать убеждать в том, что люди сами виноваты в своих бедах именно из-за того, что они глупы, слабы, неинициативны. «Чернуха», скармливаемая зрителям и слушателям, прекрасно для этого подходит. А еще всякого рода юмористические передачи низкого пошиба.

10. Манипуляторы должны знать о манипулируемых больше, чем сами они знают о себе. И они знают! Все политические лидеры и все пропагандисты-журналисты пользуются последними достижениями психологии и социальных наук, изложенными в виде простом и доступном. Но до «широкой массы» эти сведения не доходят. Не стоит говорить о какой-нибудь экзотике, вроде нейролингвистического программирования. Хотя в последнее время дикторы телевидения стали форсировать свой голос, заставляя слушателей непроизвольно воспринимать то, что в них следует «вдавить» в полном соответствии с этой «засекреченной» наукой. Но лучше подумать о том, что любой язык на среднем разговорном уровне можно выучить за полгода. Если, конечно, преподавать его по правильной методике. А теперь скажите, сколько языков вы знаете на среднем разговорном уровне? И сколько лет в общей сложности было затрачено на обучение?

top
Halida Rojkova

Как все грустно и пошло в нашем мире! Браво, Марк, Вы - настоящий Мастер!

pro
Тамара Меркулова

Я бы даже сказала словами одного великого манипулятора массами: "Очень своевременная статья"

pro
Семен Цыгановский

По поводу пункта 6 в применении к "девочкам и мальчикам" вспомнилась история про "дидуся Панаса" с украинского советского телевидения, который рассказывал детям вечернюю сказку и однажды закончил ее не вполне традиционно. Чем, вероятно, вошел в историю. Погуглите "Дидусь Панас", а еще лучше - "отака малята". Этой бессмертной, но нецензурной фразой, я бы закончил статью о насилии над нашими мозгами.

deb
Анатолий Пастухов

Статья, безусловно, нужная и написана толково. От себя могу добавить манимпуляции, которые мы видим ежедно по ТВ с рекламой лекарств "ну очень эффективных". А ведь они (лекарства) не апробированы и в массе своей поддельные!

deb
Светлана Осс (Тапчик)

Печальная тематика статьи. Массовый бум на всякие группировки типа "бобтистов" прошел, а они именно так и манипулировали, сколько имущества люди переписали, сами не понимая - зачем? Вот и куда обращаться, если в коллективе есть манипулятор? И как свое убеждение доказать этим органам, в которые обратишься? По тем временам, в борьбе с бобтистами, за дело взялись только из-за того, что были массовые жалобы на кражу имущества, люди уверяли - они не хотели отдавать свое богатство, но почему-то отдали, ан уже поздно. Никому ничего не вернули, естественно, но влияние этих группировок снизилось.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+