Те, кто учредил Международный женский день, менее всего были склонны задумываться о женщине как о Прекрасной даме… нет, «прекрасные дамы» – это совсем про других женщин, про жен аристократов и миллионеров, вся жизнь которых сводится к блистанию на великосветских приемах – но таких женщин не так уж и много. Гораздо больше было других «прекрасных дам» – которые работали по шестнадцать часов в сутки, и им – на абсолютно законных основаниях – платили меньше, чем мужчинам за такую же работу. Впрочем, эти женщины еще должны были быть благодарны судьбе – ведь женщине могли и отказать в приеме на работу только потому, что она женщина… Кто защитит их? Да никто! В правительстве одни мужчины – их такое положение вещей вполне устраивает, а если бы хоть один кандидат и пообещал изменить его, вряд ли кто-то стал бы за него голосовать – ведь у женщинам право голоса на выборах никто не давал…
Вот такие несчастные жительницы Нью-Йорка– в количестве 15 000 человек – вышли на демонстрацию протеста 8 марта 1908 года. Вероятно, именно это событие подсказало известной немецкой коммунистке Кларе Цеткин учредить особый день борьбы за права женщин – и она выступила с этим предложением на Восьмом конгрессе II Интернационала, который состоялся в 1910 году. Предложение было поддержано – и Международный день борьбы за права женщин стали отмечать в разных странах.
Разумеется, отмечали его не цветами, подарками и комплиментами, а акциями протеста с требованием равных прав для женщин. Да и восьмое марта не сразу стало таким днем повсюду. Поначалу американцы отмечали «женский день» в последнее воскресение февраля, французы и россияне – второго марта, чехи и венгры – девятого, австрийцы и немцы – девятнадцатого, а единая дата – Восьмое марта – утвердилась лишь в 1914 году.
В нашей стране этот день приобрел еще одно смысловое значение. Какому дню по старому стилю соответствует восьмое марта по новому? Конечно, 23 февраля. В 1917 году этот день стал «отправной точкой» событий, которые переросли в февральскую революцию – и главной движущей силой опять же оказались женщины, а именно – выборгские ткачихи, устроившие забастовку – т.е. опять же женщины, борющиеся за свои права!
Было бы странно, если бы пролетарский праздник в нашей стране не продолжили отмечать после Октябрьской революции – удивителен разве что тот факт, что его довольно поздно сделали выходным днем, это произошло лишь в 1965 году… Вот только бороться к тому времени уже стало не за что: женщины уже давно получили и избирательное право (не только пассивное, но и активное), и право на образование, и равную с мужчинами заработную плату, одна женщина даже успела слетать в космос – словом, говорить о каком-то ущемлении женщин в правах было уже бессмысленно (напротив, сейчас находятся те, кто поднимает крик об ущемлении прав мужчин – в армии служить заставляют, на пенсию отпускают позже женщин и т.п.) А сейчас тем более женщин «слабым полом» не назовешь! Не так давно бурю возмущения в социальных сетях вызвала фотография салона автобуса, увозящего донецких беженцев в Россию: большинство среди пассажиров составляли… молодые, сильные и здоровые на вид мужчины, а немногочисленные дамы стояли рядом с сидящими «кавалерами» (и это в о время, как рассказами о женщинах-ополченцах уже никого не удивишь). Праздник лишился своего изначального смыслового наполнения – но ведь это не повод отказываться от него!
Лишившись революционного пафоса, Женский день постепенно становился поводом вспомнить о «женщине, которую мы потеряли» – о Прекрасной даме, объекте мужского поклонения. В определенной степени это тоже можно считать «днем борьбы за права» – за право женщины быть богиней! И потому нельзя согласиться с теми, кто призывает отказаться от этого праздника – в современном мире, где гендерные различия размываются все сильнее (а кое-где их даже уничтожают искусственно), жизненно необходим такой день, когда мы с особой остротой можем почувствовать себя не просто людьми, а Женщинами и Мужчинами.