Зачем надевать на себя кантхималы – предмет чуждого тебе религиозного культа?
Думается, что причин две.
Первая – это увлечение движением кришнаитов. В девяностые впервые на улицах городов постсоветского пространства стали появляться странные люди – бритые головы, желтые или оранжевые балахоны, деревянные бусики на шее, четки в руках и пение: «Харе Кришну! Харе Рама!» Прохожие останавливались, суеверные граждане крестились, особо агрессивные даже пытались бороться с кришнаитами, призывая власти их запретить. Иногда просто задирались, грубили и махали кулаками. Но кришнаиты в драки никогда не вступали, улыбками погашая конфликт в зародыше. Приглашали приходить к ним в гости, угощали вареным рисом и овощами, дарили кантхималы и рассказывали о своей новой религии – Общество сознания Кришны.
Любой новообращенный несколько смешон в своей преданности новому богу. Рязанское или узбекское лицо визуально плохо сочетаются с балахоном. А горячие попытки объяснить, в чем преимущество новых идей и чем плоха религия предков, порой забавно неуклюжи. Со временем к кришнаитам привыкли, как к голубям возле памятников, перестали от них шарахаться, а модники и модницы даже позаимствовали некоторые детали их внешнего облика.
Вот вам и вторая причина – это мода и вместе с ней легковесное отношение к жизни. Для кришнаита кантхималы – это священный атрибут. Изготавливают их из дерева туласи. Оно само по себе является огромной ценностью. Индусы убеждены, что туласи может излечить от 99 болезней. Своего владельца кантхималы защищают от всех мирских бед, а после смерти сразу же доставят в райские кущи. Тот, кто носит кантхималы, не доступен слугам бога смерти, а значит, не попадет в адское пламя.
Согласно древней легенде, вход в мир богов находится в стволе туласи. Простой смертный попасть в него, конечно же, не сможет, но смиренная жизнь, выполнение всех обрядов и ношение кантхималы гарантируют ему райскую жизнь после окончания земной. По этой причине в Индии принято сажать туласи во дворе, недалеко от входа в дом. Выгоды две: добрые боги рядом, а злые такой двор и дом всегда стороной обходят – туласи боятся.
Надел кришнаит на шею бусы из туласи, и все окружающие сразу поняли, что перед ними человек, идущий по трудному пути самосознания. Он смиренно служит Кришне и живет по законам, которые он завещал людям.
Любой модник в такие религиозные тонкости не вникает. Для него главное быть в тренде. Кантхималы модные журналы рекомендуют (!) носить со свободной рубашкой. Ворот требуется расстегнуть, а бусы подобрать в соответствие с формой шеи. Если она короткая и толстая, то кантхималы нужно подбирать некрупные и непременно однорядные на длинной нити. Этот прием зрительно удлиняет шею. Всем остальным можно подбирать бусы крупные и смело надевать их с любой разноцветной одеждой.
Смешно? Да. И звучит как-то глупо. Не в вопросах веры тут дело, а в какой-то бездумности, странной духовной легковесности и моральной безответственности. Почему-то принято считать, что мусульманский полумесяц христианин не наденет, католик не выйдет из дома в кипе. Это норма. Это не обсуждается. Атрибуты веры священны. Почему можно носить кришнаитские кантхималы, веря при этом, например, в Христа? Парадокс, однако.
Надев кантхималы в девяностые, европейцы (и россияне в том числе) разделились на две группы. Одна часть – это кришнаиты, им по священному закону положено носить эти бусы. Вторая часть считает кантхималы обычной бижутерией и охотно украшается себя ими.