icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Сомневаешься? Узнай

Идем в школу? А сколько вам лет? Во сколько лет лучше идти в школу.

  • 1683
  • 0

Идем в школу? А сколько вам лет? Во сколько лет лучше идти в школу.

В
В 1983 году в нашей стране был снят замечательный добрый и забавный фильм – «Утро без отметок». Главный герой фильма – шестилетний мальчик – очень хочет пойти в школу и, пользуясь случаем, идет 1 сентября в класс под видом заболевшего семилетнего друга. Такая ситуация в то время была для нашей страны, с одной стороны, нетипична, с другой – актуальна: впервые ставился вопрос о школе для шестилеток… Как вы помните, в фильме «эксперимент» оказывается неудачным: мальчик постоянно попадает в комические ситуации, поскольку не может вести себя так же, как семилетние одноклассники (психологи и педагоги называют это психологической неготовностью к школе).

В наше время традиционным возрастом для начала школьного обучения по-прежнему считается 7 лет… примечательно, что в Церкви детей в таком же возрасте начинают исповедовать. И то, и другое связано с особенностями развития центральной нервной системы: к этому времени созревают структуры мозга, которые отвечают за произвольность психических процессов. В переводе с научного на бытовой язык это означает, что ребенка уже можно научить делать не то, что хочется, а то, что нужно, слушать учителя, а не то, что в данный момент привлекло внимание, смотреть на доску, а не в окно или на яркий бантик соседки по парте… если ребенок еще не состоянии привыкать к такому поведению, ему, разумеется, в школе делать нечего. Конечно, бывают дети, опережающие в развитии сверстников, поэтому отдать ребенка в школу в шесть лет никто вам не запретит.

Но стоит ли это делать? Возможно, вы уверены, что ваш ребенок «самый-самый», но одно дело – родительская идеализация, и совсем другие – объективные критерии. И тут мы возвращаемся к упомянутому выше понятию готовности к школе, которая складывается из готовности социальной, личностной и интеллектуальной.

Интеллектуальная готовность не имеет ничего общего с умением читать, писать считать, знанием букв и цифр – этому ребенка должны научить в первом классе. Вообще, родители нередко путают развитие интеллекта и обилие знаний, лежащих мертвым грузом. Один детский психолог упоминает о примечательном случае из своей практики: в одном детском саду ему рассказали о «продвинутом» мальчике, умеющем считать до ста – для пятилетнего ребенка достижение действительно впечатляющее. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что считать этот ребенок не умеет… т.е. не умеет вообще – он не смог пересчитать пять предложенных ему игрушек. А пресловутое умение «считать до ста» оказалось тупым зазубриванием (разумеется, с подачи родителей) числительных от 1 до 100. Истинные показатели интеллектуального развития – это сформированность мыслительных операций: берем несколько картинок – волк, медведь, лиса, корова – кто тут лишний и т.п. А как бы ты объяснил инопланетянину, что такое велосипед? «На нем ездят» – значит, ребенок вполне способен к такой операции, как выделение существенного признака, а вот «У него руль есть» о сформированности этой операции не говорит.

Важный элемент готовности – это принятие учебной задачи. Помните, как в сказке «Золотой ключик» Мальвина предлагает главному герою арифметическую задачу о том, как «некто взял у вас одно яблоко – сколько осталось», но для Буратино математический смысл оказывается второстепенным: «А я не отдам некту яблоко – хоть он дерись!» Вот это и есть непринятие учебной задачи. Некоторые дети принимают учебную задачу только в игровой форме – например, ребенок согласится разложить палочки по размеру, если представить, что это солдаты, которых надо построить по росту, но просто так раскладывать не будет – просто не понимает, зачем это нужно. Это тоже свидетельство неготовности.

Наконец, у ребенка должна быть сформирована структура волевого действия. Способен ли ребенок оторваться от игры, чтобы сделать что-то не столь интересное, но важное – например, убрать вещи? Доводит ли он дело – ту же уборку – до конца, продолжает ли выполнять задание, когда вы выходите из комнаты?

Однозначно не следует отдавать в школу ребенка с дефектами речи – лучше сначала их исправить. Повременить лучше и в том случае, если есть необходимость поправить здоровье.

Неготовым к школе ребенок может оказаться не только в шесть, но и в семь лет. В этом случае лучше подождать еще год, подготовить должным образом – закон это разрешает. То, что ваш ребенок пошел в школу на год позже ровесников, вовсе не говорит о том, что он недоумок, из которого вообще ничего в жизни не выйдет. Так, один мой знакомый – кандидат наук, доцент – пошел в школу именно в 8 лет – так вот, оглядываясь на прошлое, этот человек говорит, что если бы его отдали в школу в семь лет, как всех, он был бы заурядным троечником, а так – стал тем, кем стал. Таким образом, определяющую роль играет не столько возраст, сколько психологическая готовность к школе.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+