icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
—омневаешьс€? ”знай

»дем в школу? ј сколько вам лет? ¬о сколько лет лучше идти в школу.

  • 1255
  • 0

»дем в школу? ј сколько вам лет? ¬о сколько лет лучше идти в школу.

¬
¬ 1983 году в нашей стране был сн€т замечательный добрый и забавный фильм Ц Ђ”тро без отметокї. √лавный герой фильма Ц шестилетний мальчик Ц очень хочет пойти в школу и, пользу€сь случаем, идет 1 сент€бр€ в класс под видом заболевшего семилетнего друга. “ака€ ситуаци€ в то врем€ была дл€ нашей страны, с одной стороны, нетипична, с другой Ц актуальна: впервые ставилс€ вопрос о школе дл€ шестилетокЕ  ак вы помните, в фильме Ђэкспериментї оказываетс€ неудачным: мальчик посто€нно попадает в комические ситуации, поскольку не может вести себ€ так же, как семилетние одноклассники (психологи и педагоги называют это психологической неготовностью к школе).

¬ наше врем€ традиционным возрастом дл€ начала школьного обучени€ по-прежнему считаетс€ 7 летЕ примечательно, что в ÷еркви детей в таком же возрасте начинают исповедовать. » то, и другое св€зано с особенност€ми развити€ центральной нервной системы: к этому времени созревают структуры мозга, которые отвечают за произвольность психических процессов. ¬ переводе с научного на бытовой €зык это означает, что ребенка уже можно научить делать не то, что хочетс€, а то, что нужно, слушать учител€, а не то, что в данный момент привлекло внимание, смотреть на доску, а не в окно или на €ркий бантик соседки по партеЕ если ребенок еще не состо€нии привыкать к такому поведению, ему, разумеетс€, в школе делать нечего.  онечно, бывают дети, опережающие в развитии сверстников, поэтому отдать ребенка в школу в шесть лет никто вам не запретит.

Ќо стоит ли это делать? ¬озможно, вы уверены, что ваш ребенок Ђсамый-самыйї, но одно дело Ц родительска€ идеализаци€, и совсем другие Ц объективные критерии. » тут мы возвращаемс€ к упом€нутому выше пон€тию готовности к школе, котора€ складываетс€ из готовности социальной, личностной и интеллектуальной.

»нтеллектуальна€ готовность не имеет ничего общего с умением читать, писать считать, знанием букв и цифр Ц этому ребенка должны научить в первом классе. ¬ообще, родители нередко путают развитие интеллекта и обилие знаний, лежащих мертвым грузом. ќдин детский психолог упоминает о примечательном случае из своей практики: в одном детском саду ему рассказали о Ђпродвинутомї мальчике, умеющем считать до ста Ц дл€ п€тилетнего ребенка достижение действительно впечатл€ющее. ѕри ближайшем рассмотрении вы€снилось, что считать этот ребенок не умеетЕ т.е. не умеет вообще Ц он не смог пересчитать п€ть предложенных ему игрушек. ј пресловутое умение Ђсчитать до стаї оказалось тупым зазубриванием (разумеетс€, с подачи родителей) числительных от 1 до 100. »стинные показатели интеллектуального развити€ Ц это сформированность мыслительных операций: берем несколько картинок Ц волк, медведь, лиса, корова Ц кто тут лишний и т.п. ј как бы ты объ€снил инопланет€нину, что такое велосипед? ЂЌа нем езд€тї Ц значит, ребенок вполне способен к такой операции, как выделение существенного признака, а вот Ђ” него руль естьї о сформированности этой операции не говорит.

¬ажный элемент готовности Ц это прин€тие учебной задачи. ѕомните, как в сказке Ђ«олотой ключикї ћальвина предлагает главному герою арифметическую задачу о том, как Ђнекто вз€л у вас одно €блоко Ц сколько осталосьї, но дл€ Ѕуратино математический смысл оказываетс€ второстепенным: Ђј € не отдам некту €блоко Ц хоть он дерись!ї ¬от это и есть неприн€тие учебной задачи. Ќекоторые дети принимают учебную задачу только в игровой форме Ц например, ребенок согласитс€ разложить палочки по размеру, если представить, что это солдаты, которых надо построить по росту, но просто так раскладывать не будет Ц просто не понимает, зачем это нужно. Ёто тоже свидетельство неготовности.

Ќаконец, у ребенка должна быть сформирована структура волевого действи€. —пособен ли ребенок оторватьс€ от игры, чтобы сделать что-то не столь интересное, но важное Ц например, убрать вещи? ƒоводит ли он дело Ц ту же уборку Ц до конца, продолжает ли выполн€ть задание, когда вы выходите из комнаты?

ќднозначно не следует отдавать в школу ребенка с дефектами речи Ц лучше сначала их исправить. ѕовременить лучше и в том случае, если есть необходимость поправить здоровье.

Ќеготовым к школе ребенок может оказатьс€ не только в шесть, но и в семь лет. ¬ этом случае лучше подождать еще год, подготовить должным образом Ц закон это разрешает. “о, что ваш ребенок пошел в школу на год позже ровесников, вовсе не говорит о том, что он недоумок, из которого вообще ничего в жизни не выйдет. “ак, один мой знакомый Ц кандидат наук, доцент Ц пошел в школу именно в 8 лет Ц так вот, огл€дыва€сь на прошлое, этот человек говорит, что если бы его отдали в школу в семь лет, как всех, он был бы заур€дным троечником, а так Ц стал тем, кем стал. “аким образом, определ€ющую роль играет не столько возраст, сколько психологическа€ готовность к школе.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+