icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

’отите узнать о –имском- орсакове Ц великом сказочнике в музыке?

  • 1312
  • 1

’отите узнать о –имском- орсакове Ц великом сказочнике в музыке?

Ќ
Ќиколай јндреевич –имский- орсаковЕ одно из тех имен, без которых невозможно представить себе русскую музыку и в особенности Ц оперу. ≈ще ћ.».√линка Ђ∆изнью за цар€ї и Ђ–усланомї указал те две дороги, по которым предсто€ло совершать свой путь русской опере Ц реальна€ героическа€ истори€ народа-страдальца иЕ та же истори€, Ђзаписанна€ї €зыком мифа, легенды, сказки. » если Ђглавным историкомї нашей оперы стал ћ.ѕ.ћусоргский, то Ђглавным сказочникомї с полным правом можно назвать Ќ.ј.–имского- орсакова.

ƒетство будущего композитора прошло в городе “ихвине, на берегу реки “ихвинки, напротив Ѕогородичного ”спенского монастыр€. —ын новгородского вице-губернатора получал обычное дл€ XIX века светское домашнее образование, в которое в об€зательном пор€дке входила фортепианна€ игра. ёный Ќиколай очень любит книги, а вот музыка его особо не влечетЕ точнее сказать, не влечет там музыка, которой его учат Ц народные песни и духовные песнопени€ гораздо интереснее! “ак или иначе, музыкантом или композитором мальчик себ€ не видит Ц он мечтает о море, о путешестви€х. »д€ навстречу мечтам сына, отец отдает его в ћорской кадетский корпус.

«десь, в —анкт-ѕетербурге, мир академической музыки открываетс€ перед юношей во всей красе: ћоцарт, ƒоницетти, –оссини, ¬ебер, ћендельсон, ћейерберЕ и Ц ћ.».√линка. —луша€ все это великолепие 16-летний Ќиколай испытывает желание все это сыгратьЕ но не хватает пианистических умений. ∆ела€ восполнить пробел, он берет уроки у пианиста ‘. анилле Ц и этот человек два года спуст€ знакомит его с ћ.ј.Ѕалакиревым.

“ак Ќ.–имский- орсаков вошел в балакиревское неформальное музыкальное содружество, которое со временем назовут Ђћогучей кучкойї. ѕрисмотримс€ же к этим люд€м Ц кто они? ќфицер лейб-гвардейского ѕреобаженского полка ћ.ѕ.ћусоргский, военный врач ј.ѕ.Ѕородин, преподаватель фортификации в Ќиколаевской инженерной академии ÷. юиЕ вас удивл€ет, что в музыкальном содружестве нет ни одного музыканта? Ќо, быть может, именно отсутствие консерваторского образовани€ уберегло этих людей от той Ђболезниї, которой была поражена русска€ профессиональна€ музыка: засилье «апада.

Ёти люди искали дл€ –оссии собственного музыкального пути. ”же был перед глазами пример ћ.√линки и ј.ƒаргомыжского, блест€ще доказавших: интонации русской народной песенности вполне можно Ђсочетать узами законного бракаї (по выражению ћ.√линки) с классическими жанрами и формами европейской музыки! ћ.Ѕалакирев и его друзь€ продолжают движение по этому пути.

Ќ.–имский- орсаков начинает с того, чего ћ.√линка не сделал Ц пишет циклическую симфониюЕ но не заканчивает. ≈сть дела поважнее: закончена учеба в ћорском кадетском корпусе, начинаетс€ морска€ служба на клипере Ђјлмазї. ћолодой морской офицер под долгу службы отправл€етс€ в экспедицию к берегам —еверной јмерики через Ѕританию, Ќорвегию, ѕольшу, ‘ранцию, »талию, »спанию, ЅразилиюЕ сколько впечатлений! »менно во врем€ этого путешестви€ в сердце композитора навсегда вошло ћореЕ

¬ернувшись в 1865 году, Ќ.–имский- орсаков завершает свою ѕервую симфонию, котора€ вскоре исполн€етс€ старани€ми ћ.Ѕалакирева. ƒалее следуют ”вертюра на две русские темы и —ербска€ фантази€ Ц и музыкальна€ картина Ђ—адкої. «десь композитор впервые нащупывает то, что впоследствии станет его Ђконькомї. ¬о-первых, это программный (т.е. св€занный с конкретно обозначенными образами) симфонизмЕ почему именно программный, почему не Ђчиста€ музыкаї, как в симфони€х? ¬озможно, потому, что этот композитор обладал одной интересной способностью. ѕсихологи называют это синестезией Ц это означает установление прочных св€зей между ощущени€ми разной природы. ¬ той или иной степени это бывает у всех Ц ведь все мы то и дело говорим о Ђкричащем цветеї или Ђостром звукеї, но у Ќ.–имского- орсакова св€зь между звуковыми и цветовыми ощущени€ми была развита исключительно: каждый тембр, кажда€ тональность имела определенный цвет. Ќапример, ми-бемоль-мажор у него был цвета морской волны, потому-то в его любимых морских пейзажах эта тональность по€вл€етс€ чаще всегоЕ “ака€ св€зь звуковых ощущений со зрительными насто€тельно требовала предельно конкретных образов (ведь визуальное ощущение наиболее конкретно) Ц вот и по€вл€лась программна€ музыка. ѕо этой же причине композитор смог стать непревзойденным мастером оркестровки: ведь тембры оркестра Ц это тоже Ђкраскиї.

¬тора€ характерна€ черта, которую мы находим в Ђ—адкої Ц это обращение к миру эпоса, легендыЕ и тут мне вспоминаютс€ слова одного нашего современника Ц Ђбезым€нногої »нтернет-пользовател€, рассуждавшего о различии реального мира и Ђмировї литературы в жанре фэнтези (этот жанр ведь тоже основываетс€ на сказке и легенде) Ц так вот, этот человек заметил, что реальный мир Ц в черных и серых тонах, а мир фэнтези раскрашен всеми красками Ц не этих ли Ђ€рких красокї искал в сказках и былинах композитор с его Ђцветным слухомї?

» еще одна Ђвизитна€ карточкаї Ќ.–имского- орсакова, которую мы находим в Ђ—адкої Ц это Ђоки€н-море синееї. “ворчество Ќикола€ јндреевича можно представить без чего угодно Ц но только не без морских пейзажей: этот мор€к, ставший композитором, и в музыкальном творчестве оставалс€ мор€комЕ

 ак ни удивительно, многих этих черт нет в первой опере Ќ.–имского- орсакова, написанной в 1872 году Ц Ђѕсковит€нкеї, трагической истории из времен »вана √розного по драме Ћ.ће€. ¬ этой опере впоследствии блистал ‘.Ўал€пин в роли грозного цар€Е

Ќо т€га к романтической фантастике берет свое Ц первоисточником следующей оперы становитс€ гоголевска€ Ђћайска€ ночьї с ее ведьмами и русалкамиЕ а потом внимание композитора привлекла Ђвесенн€€ сказка Ђ ј.ќстровского Ц Ђ—негурочкаї. Ќ.–имский- орсаков проводил тогда лето в имении —телево Ц и окружающа€ природа располагала к тому Ђ€зыческому пантеизмуї, который пронизывает собой произведение ј.ќстровского Ц и композитор отдаетс€ ему полностью: Ђ акой-нибудь толстый и кор€вый сук или пень, поросший мхом, мне казалс€ лешим или его жилищем; лес ¬олчинец Ц заповедным лесом; гола€  опытецка€ горка Ц ярилиной горою; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, Ц как бы голосами леших или других чудовищї, Ц вспоминал композитор. ¬се это мы видим в опере: как живые картины €зыческого прошлого, встают перед нами обр€довые хороводы, прорезает тишину весеннего утра клич Ћешего, приветствующего ¬есну- расну, вспыхивают в лесном царстве светл€чкиЕ пожалуй, один из самых €рких моментов оперы Ц хоровой финал, гимн яриле-—олнцу.  омпозитор советовал дирижерам в этом месте повтор€ть про себ€ фразу: Ђ–имский- орсаков совсем с ума сошелї Ц не так-то легко после классических 4/4 или ¾ дирижировать на 11/4! Ёто тоже характерна€ черта русского музыкального €зыка: наша песенность Ц така€ же непредсказуема€, как русский характер Ц никогда не могла уложитьс€ в Ђквадратно-гнездовойї западный метр!

ѕотом была ЂЌочь перед –ождествомї Ц опера, которую сам композитр назвал Ђбылью-кол€дкойїЕ а затем композитор вновь обращаетс€ к былине о новгородском купце-путешественнике —адко. ¬се-таки симфоническа€ картина не позволила ему Ђизвлечьї из этого сюжета всеЕ ведь там так много возможностей: и море, и чудеса подводного царстваЕ и Ц героин€, подобна€ —негурочке. ћожно, сказать, что композитор Ђодержимї этим образом Ц ирреальной женщиной, обладающей совершенной красотой Ц настолько, что она способна€ оттеснить живую земную женщину из плоти и крови ( упаву в Ђ—негурочкеї, Ћюбаву в Ђ—адкої) Ц но лишенную человеческого тепла и потому неспособную дать герою человеческое счастье. —удьба —адко складываетс€ не столь трагично, как у ћизгир€ Ц он возвращаетс€ к супруге Ћюбаве (быть может, не такой чудесно-красивой, как морска€ царевна ¬олхова Ц зато вполне реальна€, с нею нельз€ грезить о чудесах подводного царства Ц зато можно жить реальной людской жизнью и быть счастливым). ѕримечательно, что и —негурочка, и ¬олхова впервые по€вл€ютс€ на сцене с вокализом (пением без слов) Ц в мире природы ведь нет человеческого слова. » ту, и другую поет сверкающий, €ркий Ц но холодный голос: колоратурное сопрано.

», конечно, в этой опере во всей красе предстает еще один любимый образ композитора Ц море! ¬ступление к опере так и называетс€ Ц Ђќки€н-море синееї. »нтересно, что тема этого вступлени€ состоит всего из трех нот, нисход€щих поступенноЕ поистине, гению немного нужно, чтобы создать шедевр! ј еще композитор создал в этой опере новый лад Ц дл€ потусторонних чудес не хватало ни обычных мажора с минором, ни даже ладов народной музыки! Ётот лад так и называют Ц гамма –имского- орсакова, или гамма Ђтон-полутонїЕ если у вас под рукой есть фортепиано или MIDI-клавиатура, или хоть программа с экранной музыкальной клавиатурой, сыграйте последовательность звуков Ц череду€ Ђшагї через клавишу (если начинаете с белой Ц через черную или наоборот) с Ђшагомї по соседним клавишам Ц вот это и будет Ђизобретениеї нашего Ђсказочникаї. Ќа этой гамме построена тема самого Ђчужогої с точки зрени€ человека персонажа Ц ћорского цар€Е а знаете, кто побеждает это Ђчудо морскоеї? Ётот загадочный персонаж носит в опере им€ —тарчище Ц ћогуч Ѕогатырь, но истинное лицо его не вызывает сомнений: это тот, кому молились мор€ки перед выходом в море Ц св€той Ќиколай (помните детское увлечение композитора духовной музыкой?)Е как ни увлекайс€ Ђ€зыческим пантеизмомї, все равно естественное положение вещей во ¬селенной берет свое и Ђнаводит пор€докї везде Ц и на дне морском, и в человеческой душе.

¬се эти оперы, несомненно, утвердили главное устремление кучкистов вообще и Ќ.–имского- орсакова в частности Ц русский национальный элемент в музыке. Ќо кем русские композиторы никогда не были, так это шовинистами Ц как всем истинным патриотам, им был не чужд интернационализм, и одной из самых любимых ими образных сфер был ¬осток, который далеко не всегда предстает враждебным слав€нскому миру (даже враждебность половецкого стана в Ђ н€зе »гореї ј.Ѕородина весьма относительна). Ќе был исключением и Ќ.–имский- орсаков Ц нар€ду с русским фольклором он обратилс€ к фольклору арабскому, к сказкам Ђ1001 ночиї, воплоща€ их в симфонической сюите, названной в честь прекрасной рассказчицы Ц ЂЎехеразадаї. ѕо сути дела, это симфони€: I часть Ц Ђћоре и —индбадов корабльї, предвар€ема€ вступлением, в котором перед нами предстают жестокий султан Ўахриар и нежна€, загадочна€ Ўехеразада Ц сонатное allegro, лирическа€ часть Ц Ђ÷аревич и царевнаї, III часть Ц Ђ–ассказ царевича-календераї Ц занимает место скерцо, IV Ц Ђѕраздник в Ѕагдаде и корабль, разбивающийс€ о скалуї Ц классический симфонический финал. ќт этих названий композитор впоследствии отказалс€ (хот€ при исполнении их указывают до сих пор Ц они, можно сказать, приросли к музыке), возможно, он хотел приблизить произведение к Ђчистойї симфонической музыке, но симфонией произведение он все же не назвал Ц оно осталось сюитой ЂЎехеразадаї, т€га к сказочной образности вз€ла верх, ноЕ

¬от мы говорим: –имский- орсаков Ц сказочникЕ а ведь композитор т€готилс€ таким определением! Ђдл€ мен€ намечена специальность: фантастическа€ музыка, а драматической мен€ обнос€т. Ќеужели мой удел рисовать только чуд вод€ных, земных и земноводных?ї Ц говорил он. ћежду тем, как мы помним, свой путь в опере он начал с отнюдь не сказочной Ђѕсковит€нкиїЕ и вот, после стольких сказок и легенд он вновь обращаетс€ к эпохе »вана √розного и творчеству Ћ.ће€ Ц на сей раз к драме Ђ÷арска€ невестаї, повествующей о трагической судьбе третьей жены цар€ ћарфы —обакиной. Ќо, пожалуй, даже здесь в образе главной героине сохран€етс€ некий налет ирреальности Ц ћарфа ирреальна в своей наивной чистоте, идиллическом воспри€тии мираЕ и так же нежизнеспособна в жестоком человеческом мире, как —негурочка или ¬олхова.

Ќо все же Ќ.–имский- орсаков остаетс€ сказочником. —ледующа€ опера Ц Ђ—казка о царе —алтанеї, где словно все напоминает о том, что перед нами Ц не реальные событи€, а небылица, разыгранна€ скоморохами, от которых достаетс€ и царю —алтану, который совсем не похож на величественного и мудрого цар€ Ѕеренде€ из Ђ—негурочкиїЕ запомните это!

ѕод занавес своего творчества композитор еще вернулс€ и к образу самодержца, и к творчеству ј.—.ѕушкина Ц что сразу же насторожило цензуруЕ шел 1906 год, когда на свет €вилась опера Ђ«олотой петушокї. » если вам когда-нибудь захочетс€ порассуждать на тему Ђнужна ли была революци€ –оссииї Ц слушайте Ђ«олотого петушкаї, сразу все встанет на свои места. ÷арство ƒодона Ц это царство абсурда, и нужна ли революци€ Ц вопрос даже не ставитс€ Ц с Ђцарем ƒодономї на троне она была неизбежна. Ђ–азве € лишь да царица были здесь живые лицаї, Ц замечает «вездочетЕ весьма интересна€ фигура: его монологом начинаетс€ и заканчиваетс€ опера, он, по сути дела, скрытый двигатель событийЕ Ётот загадочный персонаж стал своего рода прокл€тием не только дл€ ƒодона, но и дл€ оперы: она нечасто ставитс€, поскольку парти€ звездочета поручена очень редкому голосу Ц тенору-альтино (одним из обладателей этого голоса и исполнителем партии «вездочета €вл€етс€ ј.√радский).

Ђ«олотой петушокї стал последней оперой композитораЕ но была еще одна, написанна€ несколько раньше. √овор€ о ћоцарте, как правило, сопоставл€ют два его последних произведени€ Ц мрачный Ђ–еквиемї и жизнеутверждающую Ђ¬олшебную флейтуї, но даже эта антитеза меркнет перед тем глубоким различием, которые мы видим между двум€ Ђлебедиными песн€миї Ќ.ј.–имского- орсаковаЕ — одной из них Ц страшной в своей реалистичности карикатурой Ц мы уже познакомились. ƒруга€ же Ц Ђ—казание о невидимом граде  итеже и деве ‘евронииї Ц объединила в себе два фольклорных сюжета: о простой девушке, ставшей женой кн€з€, и городе, ушедшем на дно озера —ветло€р, чтобы не сдатьс€ татарам. Ќачинаетс€ опера с Ђѕохвалы пустынеї Ц девстенному лесу, где живет ‘еврони€, где все Ц живое, все дышитЕ с первой ноты понимаешь: этот мир обречен! ѕечать этой обреченности, этой печали лежит на все опере Ц даже в выкриках вожака с медведем, потешающим народ на площади, слышитс€ какой-то отголосок стона, рыдани€, и даже финальное Ђ’ождение в невидимый градї не отмен€ет этой трагедийностиЕ „то ж, ведь вместе с Ђцарством ƒодонаї перед железной поступью нового века должна была пасть –усь православна€Е

“ак завершалась цела€ эпоха в истории нашей страны Ц и завершалась истори€ русской классической оперы. ѕотом были —.ѕрокофьев, ƒ.Ўостакович, показавшие себ€ достойными наследниками классиков XIX векаЕ а вот сейчас у нас с этим как-то сложно: то ли современные композиторы не жалуют оперный жанр, то ли Ђнедот€гиваютї до того, чтобы конкурировать на сцене со старыми мастерами Ц тем же –имским- орсаковымЕ впрочем, о кризисе оперы говорили, кажетс€, с самого ее возникновени€ Ц возможно, это всего лишь очередной кризисЕ преодолеем? ¬едь у нас есть такие Ђучител€ї, как Ќ.ј.–имский- орсаков!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+