Чтобы ложки рот не драли, а тарелки да миски хорошо держали воду и дольше служили, их покрывали лаком. Тонкий слой специальной стойкой и не ядовитой краски был неплохой защитой, а лакированная посуда смотрелась красивее.
А в 17-м веке в Верхнем Поволжье, где леса дики, густы, а порой даже непролазны, эта необходимая технологическая операция стала художественным промыслом, который уже в 20-м веке стал одним из символов России. Иностранные туристы, приезжавшие в СССР, любили покупать деревянную посуду, расписанную золотистыми, красными и зелеными красками по черному фону. Хохломскую роспись, Хохлому.
Хохлома – название села в Заволжье, где издавна проходили ярмарки, на которых все местные ремесленники продавали изделия из дерева. Потом ярмарка переехала в город Семенов, что находится в 69 километрах к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Отсюда до Нижнего была проложена железная дорога, потому в Семенове стали собирать деревянную посуду для отправки на Нижегородскую ярмарку. Сюда же переехали те, кто занимались росписью и лакировкой этой посуды. Роспись стали называть «Семеновской». Но и слово «Хохлома» сохранилось из-за своей «чудесатости».
Яркая, необычная, роспись помогла деревянной посуде удержаться на рынке в 19-м веке, когда резко подешевела посуда из металла и из фарфора. В 19-м веке деревянную посуду из Хохломы можно было увидеть едва ли не в каждом доме России, а также в Средней Азии и даже в Персии. В Европу хохломские изделия стали экспортировать (естественно, в виде удивительных национальных русских сувениров) после того, как деревянные ложки, подносы и миски экспонировались на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Европа оценила!
У искусствоведов два объяснения по поводу того, как возникла хохломская роспись посуды. По одной из версий основали этот промысел старообрядцы, которые убегали в глухие заволжские места от преследований официальной православной церкви.
Среди тех, кто искал свободу совести в нижегородском Заволжье, были иконописцы и те, кто переписывал священные книги. Художники не только писали иконы в соответствии со старообрядческими канонами, но еще украшали рукописные Библии красочными миниатюрами. Так что художников среди старообрядцев было достаточно. В качестве дополнительного промысла хохломские художники стали расписывать деревянную посуду. Кстати, золотой оттенок – это художественный прием. Это измененный натуральный цвет дерева. Золотой краски при росписи деревянной посуды не применяют.
Вторая версия говорит о том, что промысел художественной росписи посуды возник как раз в районе города Семенова задолго до того, как там появились старообрядцы. Деревянную посуду здесь окрашивали с применением оловянного порошка. Поскольку олово тоже было недешево, производство расписной деревянной посуды сосредоточилось в монастырях, которые могли предоставить мастерам достаточное количество этого металла. Главным «снабженцем» был Троице-Сергиев монастырь, находившийся в Сергиевом посаде, под Москвой. Там был один из главных центров производства и росписи деревянной посуды, которую поставляли даже к царскому двору.
Немного о том, как производится и как расписывается деревянная посуда.
Посуду делают из сухой липы, вытачивают на станке чаши, стаканы, даже вазы. Также из небольших брусков (их называют «баклушами») вырезают ложки. Из брусков побольше делают ковши. Да, разбивать липовую доску на баклуши – работа нетрудная. Липа – дерево мягкое. Отсюда и устоявшееся в русском языке выражение «бить баклуши», бездельничать.
Заготовки сушат и покрывают грунтовкой, которая имеет красно-коричневый цвет. В результате деревянная посуда становится похожей на глиняную. Грунтованную посуду пропитывают олифой и натирают алюминиевым порошком. Теперь заготовки приобретают серебристый цвет и напоминают серебряную посуду.
Серебристые заготовки поступают в цех росписи. Здесь на посуду наносят роспись и покрывают лаком в два-три слоя. После чего посуду ставят в печь (температура 120-130 градусов). После закалки лаковая пленка приобретает твердость и хорошо защищает посуду от износа. В печи лак желтеет и серебристая на вид поверхность приобретает вид золотой. Раньше, когда не применяли ни алюминиевую, ни оловянную краску обожженный лак «золотил» само дерево.
Лаковое покрытие после термообработки делает посуду абсолютно безопасной в применении. Из нее можно пить и есть, причем не только горячие и холодные блюда, но также соленые и кислые. Деревянные ложки тоже абсолютно безопасны, правда со временем лак с них сходит и ложки начинают «съедать».
Но, конечно, главное достоинство хохломской росписи – она делает простую и легкую посуду не только прочной, но и удивительно нарядной.