icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
»нтересные факты

’охлома Ц визитна€ карточка –оссии.

  • 531
  • 8

’охлома Ц визитна€ карточка –оссии.

≈сли живешь в лесу, дерево Ц прекрасный материал. »з него можно и дом построить, и транспорт наладить, и бочки-ведра-кадки соорудить. ƒаже посуду дерев€нную можно сделать: тарелки, миски, ложки.

„тобы ложки рот не драли, а тарелки да миски хорошо держали воду и дольше служили, их покрывали лаком. “онкий слой специальной стойкой и не €довитой краски был неплохой защитой, а лакированна€ посуда смотрелась красивее.

ј в 17-м веке в ¬ерхнем ѕоволжье, где леса дики, густы, а порой даже непролазны, эта необходима€ технологическа€ операци€ стала художественным промыслом, который уже в 20-м веке стал одним из символов –оссии. »ностранные туристы, приезжавшие в ———–, любили покупать дерев€нную посуду, расписанную золотистыми, красными и зелеными красками по черному фону. ’охломскую роспись, ’охлому.

’охлома Ц название села в «аволжье, где издавна проходили €рмарки, на которых все местные ремесленники продавали издели€ из дерева. ѕотом €рмарка переехала в город —еменов, что находитс€ в 69 километрах к северо-востоку от Ќижнего Ќовгорода. ќтсюда до Ќижнего была проложена железна€ дорога, потому в —еменове стали собирать дерев€нную посуду дл€ отправки на Ќижегородскую €рмарку. —юда же переехали те, кто занимались росписью и лакировкой этой посуды. –оспись стали называть Ђ—еменовскойї. Ќо и слово Ђ’охломаї сохранилось из-за своей Ђчудесатостиї.

ярка€, необычна€, роспись помогла дерев€нной посуде удержатьс€ на рынке в 19-м веке, когда резко подешевела посуда из металла и из фарфора. ¬ 19-м веке дерев€нную посуду из ’охломы можно было увидеть едва ли не в каждом доме –оссии, а также в —редней јзии и даже в ѕерсии. ¬ ≈вропу хохломские издели€ стали экспортировать (естественно, в виде удивительных национальных русских сувениров) после того, как дерев€нные ложки, подносы и миски экспонировались на ¬семирной выставке в ѕариже в 1889 году. ≈вропа оценила!

” искусствоведов два объ€снени€ по поводу того, как возникла хохломска€ роспись посуды. ѕо одной из версий основали этот промысел старообр€дцы, которые убегали в глухие заволжские места от преследований официальной православной церкви.

—реди тех, кто искал свободу совести в нижегородском «аволжье, были иконописцы и те, кто переписывал св€щенные книги. ’удожники не только писали иконы в соответствии со старообр€дческими канонами, но еще украшали рукописные Ѕиблии красочными миниатюрами. “ак что художников среди старообр€дцев было достаточно. ¬ качестве дополнительного промысла хохломские художники стали расписывать дерев€нную посуду.  стати, золотой оттенок Ц это художественный прием. Ёто измененный натуральный цвет дерева. «олотой краски при росписи дерев€нной посуды не примен€ют.

¬тора€ верси€ говорит о том, что промысел художественной росписи посуды возник как раз в районе города —еменова задолго до того, как там по€вились старообр€дцы. ƒерев€нную посуду здесь окрашивали с применением олов€нного порошка. ѕоскольку олово тоже было недешево, производство расписной дерев€нной посуды сосредоточилось в монастыр€х, которые могли предоставить мастерам достаточное количество этого металла. √лавным Ђснабженцемї был “роице-—ергиев монастырь, находившийс€ в —ергиевом посаде, под ћосквой. “ам был один из главных центров производства и росписи дерев€нной посуды, которую поставл€ли даже к царскому двору.

Ќемного о том, как производитс€ и как расписываетс€ дерев€нна€ посуда.

ѕосуду делают из сухой липы, вытачивают на станке чаши, стаканы, даже вазы. “акже из небольших брусков (их называют Ђбаклушамиї) вырезают ложки. »з брусков побольше делают ковши. ƒа, разбивать липовую доску на баклуши Ц работа нетрудна€. Ћипа Ц дерево м€гкое. ќтсюда и усто€вшеес€ в русском €зыке выражение Ђбить баклушиї, бездельничать.

«аготовки сушат и покрывают грунтовкой, котора€ имеет красно-коричневый цвет. ¬ результате дерев€нна€ посуда становитс€ похожей на глин€ную. √рунтованную посуду пропитывают олифой и натирают алюминиевым порошком. “еперь заготовки приобретают серебристый цвет и напоминают серебр€ную посуду.

—еребристые заготовки поступают в цех росписи. «десь на посуду нанос€т роспись и покрывают лаком в два-три сло€. ѕосле чего посуду став€т в печь (температура 120-130 градусов). ѕосле закалки лакова€ пленка приобретает твердость и хорошо защищает посуду от износа. ¬ печи лак желтеет и серебриста€ на вид поверхность приобретает вид золотой. –аньше, когда не примен€ли ни алюминиевую, ни олов€нную краску обожженный лак Ђзолотилї само дерево.

Ћаковое покрытие после термообработки делает посуду абсолютно безопасной в применении. »з нее можно пить и есть, причем не только гор€чие и холодные блюда, но также соленые и кислые. ƒерев€нные ложки тоже абсолютно безопасны, правда со временем лак с них сходит и ложки начинают Ђсъедатьї.

Ќо, конечно, главное достоинство хохломской росписи Ц она делает простую и легкую посуду не только прочной, но и удивительно нар€дной.


mas
ћарк Ѕлау

ѕрекрасна€ стать€!  ак ни странно, узнал много нового.

top
Halida Rojkova

ќчень красивый вид росписи! ” мен€ есть небольша€ шкатулка, ей лет 40, не меньше. —только лет, а краски не меркнут.

spe
¬ладислав „ерных

»з хохломы у мен€ дома только ложка - крупна€, есть неудобно, зато из тефлоновых посудин хорошо ею зачерпывать...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+