icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
ћучают вопросы? ”знай

√олос, можно ли его тренировать и развивать и как это делать?

  • 472
  • 5

√олос, можно ли его тренировать и развивать и как это делать?

Ђ” теб€ нет голосаї - эту фразу приходитс€ в своей жизни слышать многим. –одители говор€т еЄ своему ребенку, после того как его, например, отказываютс€ прин€ть в музыкальную школу. —казать это может и принимающий экзамен в музыкальной школе, отказыва€сь прин€ть ребенка в хор. ј парень, между тем, давно увлечен музыкой, как поет ј. ¬. ћакаревич Ђочень хочет быть новым последним героем с красивой гитарой в рукахї.  то-то приходит к музыке не в детстве, а в сознательном возрасте и не хочет отказыватьс€ от своей мечты. ј фраза звучит как диагноз.

“ак это было и со мной, пока €, увлекшись, рок музыкой не пришел заниматьс€ в районный подростковый клуб. «аписыва€сь в секцию гитары, € сказал преподавательнице, что пишу песни и хочу их исполн€ть, но при этом у мен€ нет ни слуха, ни голоса.

”чительница музыки удивленно посмотрела на мен€ и сказала: Ђ ак это у теб€ нет слуха, если ты не глухой, и как у теб€ нет голоса, если ты не немойї. —мысл еЄ слов был прост: всему и всегда можно научитьс€. » вокал - не исключение, научитьс€ ему не так уж сложно. Ќедаром некоторые музыканты шут€т Ђ—егодн€ поЄт каждый, у кого есть ротї.  онечно, не облада€ природными данными, сложно стать победителем Ђ≈вровидени€ї, или заставить повернутьс€ к себе именитого наставника на шоу Ђ√олосї, но научитьс€ прилично петь, чтобы смело выступить на студенческой вечеринке или собрать собственную группу, занима€сь ею как хобби, вполне можно. Ќужно только приложить усили€.

ѕервый же урок, который преподала мне учительница гитары, € запомнил на всю жизнь и пусть в детстве ни петь ни играть € не научилс€, но музыку не бросил, и гитара вот уже п€тнадцатый год -мой верный друг. ”же во взрослой жизни € всЄ же начал серьЄзно учитьс€ вокалу и сам лично убедилс€ в правильности сказанных слов.

 онечно, самому добитьс€ успехов в пении сложно, если у ¬ас нет к этому выдающихс€ способностей, и вы имеете слабое представление о технике вокала, поэтому лучше всЄ же пойти к репетитору. ƒаже если вокал Ц ваше хобби, за свои увлечени€, люди, как правило, готовы платить, поэтому денег жалеть не стоит.

ќднако ни один репетитор не сделает из ¬ас Ћепса за два-три зан€ти€, поэтому ¬аш прогресс будет зависеть только от ¬ас. ¬не зависимости от того, кто ¬аш наставник, и есть ли он у ¬ас. ¬ любом случае придетс€ много и усилено заниматьс€.

“ехник обучени€ вокалу и развити€ голоса существует множество. ќписывать техники и конкретные упражнени€ сложно. »х надо показывать. Ёту нишу хочетс€ оставить профессионалам. ѕоэтому остановлюсь лишь на некоторых основных моментах и на своЄм личном опыте.

ћногие, мечта€ петь, так и не начинают заниматьс€ вокалом, потому что стесн€ютс€ своего голоса, считают, что у них Ђнекрасивый тембрї или необходимо избавитьс€ от дефектов речи. “ембр Ц это единственна€ константа, котора€ дана нам природой и еЄ не вырубишь топором. “ем не менее, какой бы у ¬ас не был природный тембр, свой голос надо полюбить. ≈сли у ¬ас есть некие особенности речи, которых вы стесн€етесь, не факт, что они про€в€тс€ на пении.   тому же, развива€ голос, их можно нивелировать или превратить в свою уникальную фишку. √лавное, перестать стесн€тьс€ своего голоса.

«ан€ти€ вокалом стоит начать с развити€ речевого аппарата, особенно если у вас есть дефекты речи, даже самые незначительные. Ќо даже если вы считаете свою речь идеальной, следить за своим речевым аппаратом всЄ равно стоит. √оворите скороговорки. ћожно даже последовать примеру студентов театральных институтов и использовать винную пробку, зажима€ еЄ между зубами и проговарива€ скороговорки. ѕомните, что вокалист поЄт не только горлом или ротовой полостью, чтобы красиво петь нужно, в частности, развивать дыхание. ѕоэтому стоит обратить внимание на упражнени€, которые развивают одновременно и речь, и дыхание. Ќапример, проговорить на одном дыхании знаменитую поэму Ђƒом, который построил ƒжекї.

ћногие желающие заниматьс€ музыкой, идут в вокалисты, аргументиру€ это тем, что Ђне умеют играть ни на одном инструментеї. —читать, что просто петь проще, чем играть на гитаре Ц это довольно распространенное заблуждение. ¬о-первых, голос Ц это тоже инструмент. ≈го нужно настраивать, следить за ним. ¬о-вторых, обуча€сь вокалу, неплохо бы уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, чтобы иметь возможность аккомпанировать себе во врем€ выполнени€ вокальных упражнений. Ћучше всего использовать клавиши. »гра€ на музыкальном инструменте, вы сможете заниматьс€ вокалом самосто€тельно и начнете лучше чувствовать музыку. »нструмент также необходим дл€ зан€ти€ сольфеджио. ƒаже если у вас всЄ хорошо со слухом, начинать петь всЄ равно нужно с гамм и упражнений на развитие слуха и голоса одновременно. —лышать ноты Ц ещЄ не значит попадать в них при пении. Ќужно не просто слышать ноты, а научитьс€ их брать Ђинтуитивної. ƒл€ этого необходимо пропевать упражнени€. —начала вз€ть главную ноту в аккорде, потом научитьс€ петь интервалы. —амый распространенный и красивый интервал Ц терци€. “акже стоит обратить внимание на гаммы и †полутона.

 стати говор€, считать, что дл€ хорошего пени€ достаточно попадать в ноты Ц тоже неверно. “очное пение значит немало, и, конечно же, правильно брать ноты стоит научитьс€ в первую очередь, особенно если природа не наградила ¬ас абсолютным слухом.  аковы бы ни были исходные данные, начинают обучение, как правило, именно с Ђпопадани€ в нотыї. “ем не менее, важно петь не только точно, но ещЄ и правильно.

«десь мы сталкиваемс€ ещЄ с одним заблуждением.  огда непрофессионал стараетс€ †как бы Ђспециально петьї, округл€€ звуки и пыта€сь достать их Ђиз недр самого себ€ї. √овор€ музыкальным €зыком, речь идет о вокальной позиции. “о, что € пыталс€ описать выше Ц попытка спеть на так называемой Ђакадемическойї или Ђвысокойї позиции. —делать это правильно могут только профессионалы, учатс€ этому годами. ” начинающих певцов же получаетс€ зажатый звук, который, зачастую, уходит в нос.

¬ большинстве жанров современной музыки более используемой €вл€етс€ Ђнизка€ї или Ђречева€ позици€ї. √овор€ попросту, петь нужно так же, как мы говорим. „тобы правильно научитьс€ петь в Ђречевой позицииї нужно петь Ђна улыбкеї, то есть максимально раст€нуть губы и попробовать спеть. «вук при таком пение образуетс€ Ђближеї, а не выходит Ђиз недрї. Ётим звуком проще управл€ть при помощи диафрагмы.

Ќачина€ заниматьс€ вокалом, попробуйте экспериментировать с позицией: Ђнажавї на диафрагму, попробуйте сделать звук более мощным или спеть Ђс перегрузомї. Ђѕерегрузї - это та сама€ Ђхрипотцаї, которую мы слышим в голосах многих вокалистов (Ћепс, —укачев). Ќеверно считать, что этот Ђхрипї создаетс€ горлом. ’рип€ на св€зках и пыта€сь повторить Ћепса, вы можете повредить св€зки и посадить голос. Ђ’рипотцаї у многих вокалистов образуетс€ Ђестественным образомї, когда необходимо спеть Ђмощнееї и Ђдобавить драйвуї. » делаетс€ это давлением на диафрагму.†

“акую манеру пени€ используют большинство рок-музыкантов.   Ђэкстремальному вокалуї, это не имеет никакого отношени€. √роулинг Ц особа€ техника, используема€ в определенных жанрах. ≈й нужно специально учитьс€. ќчень многие вокалисты добиваютс€ высот, не владе€ этой техникой. ѕоэтому не стоит, начав заниматьс€ вокалом, пытатьс€ петь так, как поют вокалисты Ђэкстремального металлаї. ѕыта€сь подражать им и не правильно дела€ Ђперегрузї, вы только повредите голос, а не разовьете его.

ќчень важно также развивать диапазон. ¬ начале пути вокалист часто имеет слабое представление о своЄм диапазоне и он, как правило, не велик. „тобы Ђнащупатьї и разогнать свой диапазон, нужно выполн€ть упражнение, пыта€сь вз€ть самую низкую ноту, какую только возможно, голос при этом должен скрипеть. ѕотом от скрипа надо переходить на более высокие ноты вплоть до визга. ѕри этом распева€сь, и выполн€€ вокальные упражнени€ на точность попаданий и умение Ђбрать нотыї, каждый раз старайтесь залезть Ђчуть вышеї и Ђчуть нижеї. ѕостепенно Ђскрип€щиеї и Ђвизжащиеї ноты встанут на место, и ваш диапазон увеличитс€. я таким образом разогнал свой диапазон от одной до двух с половиной октав.

¬ этой статье € привел лишь несколько примеров и описал ошибки и затруднени€, с которыми столкнулс€ сам. Ќа истину высшей инстанции данна€ стать€, претендовать, наверное, не может. Ќо надеюсь, что она поможет кому-то прин€ть решени€ улучшить свой вокал и выбрать правильный путь Ђна большую сценуї.†


top
Halida Rojkova

ќчень многим так и не удалось реализовать мечту - петь на сцене. ј талантов вокруг множество. ѕолезные советы +++

deb
»ван »ванов

 –”“ќ!!! - ѕќЅќЋ№Ў≈ Ѕџ —“ј“≈… Ќј ѕќƒќЅЌ”ё “≈ћ”!!! —ѕј—»Ѕќ!!!

mas
ћарк Ѕлау

Ќикогда об этом не мечтал. ј вот книги писать хотелось - и осуществилось.

spe
ёли€ ƒворникова

¬от обожаю петь! ѕросто хлебом не корми, но дай попеть! ѕочему многие готовы накормить хлебом, лишь бы не пела?!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+