icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Интересные факты

Женщина правила Казанью? Легенды о красавице Сююмбике

  • 1343
  • 12

Женщина правила Казанью? Легенды о красавице Сююмбике

Ж
Женщины, родившиеся «рядом с троном и для трона», редко бывают счастливыми. Им с рождения внушается мысль, что правитель не имеет права на личное счастье. Все его помыслы и устремления должны быть направлены на благо государства и народа. Брак в таких семьях – это государственное дело.

Так воспитывали и маленькую красавицу Сююк, дочь грозного ногайского мирзы Юсуфа, правнука Идегея - основателя влиятельной династии, известной в истории как Ногайская орда. Сююк была умна и хорошо образована. Гордость и смирение странным образом уживались в этой девочке. Благородством «дышало ее лицо», и все старались ей услужить. Когда она достигла брачного возраста, то ее отец получил лестное предложение от самого Московского князя Василия III. Князь Булат Ширин, стоявший в политической игре на стороне Москвы, хотел бы и сам возглавить Казанское ханство. Но, увы, был наследник малолетний Джан-Али. Если мирза Юсуф выдаст свою дочь за принца, то интересы Москвы и самого Булата будут учтены. А мирза получит большой калым, почет и уважение. Москва в лице Василия III готова его поддерживать: ей нужен свой тяжеловес в Казани. Сююк предстоит стать царицей. Отличная сделка!

Сватовство и свадьбу организовала влиятельная царевна Ковгоршат, которая была опекуншей Джан-Али. В день совершеннолетия принца сыграли свадьбу и совершили обряд принятия власти. Праздновали, как и положено, пышно, долго и красиво. А вот дальше все пошло не так, как планировали. Во-первых, семейная жизнь как-то сразу не сложилась. Джан-Али вел себя странно: женой пренебрегал, все свое время проводил на пирах и охоте. Если бы Сююк забеременела, то, скорее всего, все бы смирились и ждали, когда вырастет наследник. Но при таком образе жизни о детях можно было только мечтать.

Сююк чувствовала себя униженной и оскорбленной. Она обратилась к отцу с просьбой вернуть ее под родительский кров. Мирза Юсуф негодовал и вел опасные разговоры о свержении законного правителя Джан-Али. Опять в жизнь Сююк вмешалась политика. Высшим политическим казанским кругам пришлось признать, что, делая ставку на Джан-Али, они просчитались. Москва когда-то испугалась крымского влияния и свергла Сафа-Гирея. А ведь его могущество поддерживалось еще и Мамаем – его тестем и знатным ногайским мирзой. Это была сила, которая могла бы ослабить московское влияние и навести, наконец, порядок в Казани. Провели переговоры, сначала вели тайную переписку, потом встретились для личной беседы, заключили договор. Словом, поделили власть и грядущие прибыли. И совершили дворцовый переворот, убив не оправдавшего ничьи надежды Джан-Али.

Участь Сююк была решена. В 1535 году, сразу после переворота, юную вдову выдали замуж за Сафа-Гирея. Его торжественно, с соблюдением всех требований протокола пригласили править Казанским ханством. Роль пятой жены в гареме вряд ли нравилась Сююк, но ее мнением никто не интересовался. Молодая женщина повела себя очень достойно. Много занималась благотворительностью, была чрезвычайно добра и милосердна, никогда не спорила и не ссорилась с другими женами, не ввязывалась в интриги. Она родила сына и спокойно жила, посвятив свою жизнь воспитанию царевича. За доброту и спокойный нрав, за справедливость и желание помочь люди стали называть ее Сююмбике – Любимая госпожа.

В 1549 году Сафа-Гирей скончался. Сын Сююмбике официально был назван единственным законным правителем Казанского царства. Дети остальных жен это не оспаривали, они предпочли сражаться друг с другом за Крымское ханство. С 1549 года по 1551 год царица Сююмбике была главой государства. Говорят, она была справедлива, мудра и властью не злоупотребляла.

Об этой удивительной женщине сложено немало легенд. Одна из них утверждает, что сам Иван Грозный решил взять в жены эту восточную красавицу. Она отказала, и царь разгневался. Велел он взять Казань и доставить ему гордячку. А еще приказал передать Сююмбике, что если она ему еще раз откажет, то на месте Казани останется выжженная пустыня. Царица решила выиграть время. Она поставила условие: Иван Грозный должен за семь дней выстроить высокую башню. Это будет его свадебным подарком городу и ей, царице Казани. Строительство велось быстро, царь хотел угодить красавице.

Башня получилась красивой и очень высокой. Пришлось царице выполнять свою часть соглашения. На свадебный пир Сююмбике пришла такой красивой, что гости ахнули от изумления. Никто не мог и подумать, для чего ей понадобилась башня. Во время пира она объявила, что желает перед отъездом в последний раз посмотреть на свой город. Постояла, поплакала и бросилась вниз. Не удалось Ивану Грозному покорить казанскую царицу. Но она оставила след в его жестоком сердце, и повелел он назвать башню ее именем.

Грустно? Тогда расскажу еще одну легенду. Она больше соответствует исторической правде, и финал ее более оптимистичный. В легенде говорится, что знаменитую башню вовсе не сластолюбец Иван Грозный приказал построить, а сама Сююмбике. Якобы она очень любила своего второго мужа, потому и приказала рядом с его могилой построить башню. Белоснежный мрамор мавзолея и красота башни прекрасно сочетались и дополняли друг друга. Вокруг было высажено множество цветов. Люди часто видели красавицу царицу, рыдающей над прахом Сафа-Гирея.

Иван Грозный, взял-таки Казань, а знать сама выдала ему свою царицу и ее малолетнего сына Утямыш-Гирея. В русской летописи это все зафиксировано. Было решено увезти Сююмбике из Казани и на освободившийся престол посадить другого правителя. Далее в летописи следует очень трогательная сцена – прощание царицы с покойным мужем. Воеводы, не отходившие от пленницы ни на шаг, были покорены глубиной горя и слезами Сююмбике. Те же летописи утверждают, что царицу и ее сына провожали толпы народа. И все молились о ее здравии и благополучии.

Вот так политика опять вмешалась в жизнь Сююмбике и решила ее судьбу. По приказу Ивана Грозного через полтора года ее снова выдали замуж. Согласия, как водится, никто не спросил. Будет ли царица счастлива? Нравится ли ей хоть немного Шах-Али? Не смущает ли ее то факт, что он брат ее первого мужа? Хочет ли она жить в Касимове? Вряд ли Сююмбике кто-нибудь задавал эти вопросы и хотел знать на них ответы. С Шах-Али Сююмбике прожила до самой своей смерти.

А ее сын, Утямыш-Гирей, принял крещение. Стали его называть Александром, отчество тоже придумали. Получилось длинно и не очень удобно для произношения – Сафагиреевич. Жил он в почете и достатке, скончался в 1566 году. Его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского Кремля.

Вот такая красивая, захватывающая и немного грустная получилась история, главная героиня которой единственная царица Казани Сююмбике. Сколько здесь правды, а сколько выдумки? Седая пыль истории надежно прячет факты, давая возможность фантазии додумывать и дорисовывать недостающие детали.

mas
Марк Блау

Казань меня, в свое время поразила. И башня Сююмбике входила в число "поражающих факторов"

pro
Тамара Меркулова

Татары очень не любят Ивана Грозного. И есть за что. Эта нелюбовь доходила до того, что они радовались, когда после заполнения Куйбышевского моря, затопило почти полностью город Свияжск, откуда начинался штурм Казани.

spe
Владислав Черных

Халида, мне кажется, что о легендах и тайнах Востока Вы готовы рассказывать бесконечно. Поражаюсь такой исторической эрудиции!

top
Halida Rojkova

Марк, Казань - один из самых красивых городов! В ней причудливо переплетаются современность и старина, а сколько красивых легенд сложено об этом удивительном городе!

top
Halida Rojkova

Что делать, Тома, у каждого народа есть свой "исторический" враг )

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+