Так воспитывали и маленькую красавицу Сююк, дочь грозного ногайского мирзы Юсуфа, правнука Идегея - основателя влиятельной династии, известной в истории как Ногайская орда. Сююк была умна и хорошо образована. Гордость и смирение странным образом уживались в этой девочке. Благородством «дышало ее лицо», и все старались ей услужить. Когда она достигла брачного возраста, то ее отец получил лестное предложение от самого Московского князя Василия III. Князь Булат Ширин, стоявший в политической игре на стороне Москвы, хотел бы и сам возглавить Казанское ханство. Но, увы, был наследник малолетний Джан-Али. Если мирза Юсуф выдаст свою дочь за принца, то интересы Москвы и самого Булата будут учтены. А мирза получит большой калым, почет и уважение. Москва в лице Василия III готова его поддерживать: ей нужен свой тяжеловес в Казани. Сююк предстоит стать царицей. Отличная сделка!
Сватовство и свадьбу организовала влиятельная царевна Ковгоршат, которая была опекуншей Джан-Али. В день совершеннолетия принца сыграли свадьбу и совершили обряд принятия власти. Праздновали, как и положено, пышно, долго и красиво. А вот дальше все пошло не так, как планировали. Во-первых, семейная жизнь как-то сразу не сложилась. Джан-Али вел себя странно: женой пренебрегал, все свое время проводил на пирах и охоте. Если бы Сююк забеременела, то, скорее всего, все бы смирились и ждали, когда вырастет наследник. Но при таком образе жизни о детях можно было только мечтать.
Сююк чувствовала себя униженной и оскорбленной. Она обратилась к отцу с просьбой вернуть ее под родительский кров. Мирза Юсуф негодовал и вел опасные разговоры о свержении законного правителя Джан-Али. Опять в жизнь Сююк вмешалась политика. Высшим политическим казанским кругам пришлось признать, что, делая ставку на Джан-Али, они просчитались. Москва когда-то испугалась крымского влияния и свергла Сафа-Гирея. А ведь его могущество поддерживалось еще и Мамаем – его тестем и знатным ногайским мирзой. Это была сила, которая могла бы ослабить московское влияние и навести, наконец, порядок в Казани. Провели переговоры, сначала вели тайную переписку, потом встретились для личной беседы, заключили договор. Словом, поделили власть и грядущие прибыли. И совершили дворцовый переворот, убив не оправдавшего ничьи надежды Джан-Али.
Участь Сююк была решена. В 1535 году, сразу после переворота, юную вдову выдали замуж за Сафа-Гирея. Его торжественно, с соблюдением всех требований протокола пригласили править Казанским ханством. Роль пятой жены в гареме вряд ли нравилась Сююк, но ее мнением никто не интересовался. Молодая женщина повела себя очень достойно. Много занималась благотворительностью, была чрезвычайно добра и милосердна, никогда не спорила и не ссорилась с другими женами, не ввязывалась в интриги. Она родила сына и спокойно жила, посвятив свою жизнь воспитанию царевича. За доброту и спокойный нрав, за справедливость и желание помочь люди стали называть ее Сююмбике – Любимая госпожа.
В 1549 году Сафа-Гирей скончался. Сын Сююмбике официально был назван единственным законным правителем Казанского царства. Дети остальных жен это не оспаривали, они предпочли сражаться друг с другом за Крымское ханство. С 1549 года по 1551 год царица Сююмбике была главой государства. Говорят, она была справедлива, мудра и властью не злоупотребляла.
Об этой удивительной женщине сложено немало легенд. Одна из них утверждает, что сам Иван Грозный решил взять в жены эту восточную красавицу. Она отказала, и царь разгневался. Велел он взять Казань и доставить ему гордячку. А еще приказал передать Сююмбике, что если она ему еще раз откажет, то на месте Казани останется выжженная пустыня. Царица решила выиграть время. Она поставила условие: Иван Грозный должен за семь дней выстроить высокую башню. Это будет его свадебным подарком городу и ей, царице Казани. Строительство велось быстро, царь хотел угодить красавице.
Башня получилась красивой и очень высокой. Пришлось царице выполнять свою часть соглашения. На свадебный пир Сююмбике пришла такой красивой, что гости ахнули от изумления. Никто не мог и подумать, для чего ей понадобилась башня. Во время пира она объявила, что желает перед отъездом в последний раз посмотреть на свой город. Постояла, поплакала и бросилась вниз. Не удалось Ивану Грозному покорить казанскую царицу. Но она оставила след в его жестоком сердце, и повелел он назвать башню ее именем.
Грустно? Тогда расскажу еще одну легенду. Она больше соответствует исторической правде, и финал ее более оптимистичный. В легенде говорится, что знаменитую башню вовсе не сластолюбец Иван Грозный приказал построить, а сама Сююмбике. Якобы она очень любила своего второго мужа, потому и приказала рядом с его могилой построить башню. Белоснежный мрамор мавзолея и красота башни прекрасно сочетались и дополняли друг друга. Вокруг было высажено множество цветов. Люди часто видели красавицу царицу, рыдающей над прахом Сафа-Гирея.
Иван Грозный, взял-таки Казань, а знать сама выдала ему свою царицу и ее малолетнего сына Утямыш-Гирея. В русской летописи это все зафиксировано. Было решено увезти Сююмбике из Казани и на освободившийся престол посадить другого правителя. Далее в летописи следует очень трогательная сцена – прощание царицы с покойным мужем. Воеводы, не отходившие от пленницы ни на шаг, были покорены глубиной горя и слезами Сююмбике. Те же летописи утверждают, что царицу и ее сына провожали толпы народа. И все молились о ее здравии и благополучии.
Вот так политика опять вмешалась в жизнь Сююмбике и решила ее судьбу. По приказу Ивана Грозного через полтора года ее снова выдали замуж. Согласия, как водится, никто не спросил. Будет ли царица счастлива? Нравится ли ей хоть немного Шах-Али? Не смущает ли ее то факт, что он брат ее первого мужа? Хочет ли она жить в Касимове? Вряд ли Сююмбике кто-нибудь задавал эти вопросы и хотел знать на них ответы. С Шах-Али Сююмбике прожила до самой своей смерти.
А ее сын, Утямыш-Гирей, принял крещение. Стали его называть Александром, отчество тоже придумали. Получилось длинно и не очень удобно для произношения – Сафагиреевич. Жил он в почете и достатке, скончался в 1566 году. Его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского Кремля.
Вот такая красивая, захватывающая и немного грустная получилась история, главная героиня которой единственная царица Казани Сююмбике. Сколько здесь правды, а сколько выдумки? Седая пыль истории надежно прячет факты, давая возможность фантазии додумывать и дорисовывать недостающие детали.