icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

∆енщина на папском престоле. ѕапесса »оанна.

  • 514
  • 4

∆енщина на папском престоле. ѕапесса »оанна.

¬
Ђ¬едь папой в –име женщина была, а мамой Ц ни один мужчина!ї Ц так в стихотворении Ќ. “эффи н€н€ объ€сн€ет девочке, почему матерью быть труднее, чем отцом. „то ж, мамой действительно пока еще не был ни один представитель сильного пола (разве только сыгранный ј. Ўварценеггером герой фильма, который даже с нат€жкой нельз€ назвать научно-фантастическим). Ќо что за женщина, котора€ была Ђпапой в –имеї?

Е¬ 1585 году папа римский —икст V распор€дилс€ произвести реконструкцию одной улочки в –име Ц очень уж она была узка€, из-за этого при церемонии возведени€ на престол нового папы процессии, движущейс€ от  олизе€ к собору св.  лимента, приходилось делать крюк. Ёто он, конечно хорошо придумал Ц вот только напрасно: маршрут процессии не изменилс€ до сих порЕ почему? ћожет, ответ заключен в статуе, которую при реконструкции уничтожили?  ак она выгл€дела точно Ц сегодн€ остаетс€ только догадыватьс€, но по свидетельствам современников она изображала женщину с ребенком Ц но на традиционные изображени€ Ѕогоматери не походила, а на постаменте было написано им€ Ђ»оаннаїЕ

—транные детали в истории папства на этом не заканчиваютс€. ƒо 1513 года будущего папу усаживали на роскошное кресло с отверстием в сидении, и в присутствии всех кардиналов дь€кон, забравшийс€ под кресло, ощупывал ему определенную часть тела и восклицал: ЂOvum!ї (Ђ€йцої по-латыни), а кардиналы разражались аплодисментами и радостными криками (поэтому бурные аплодисменты прин€то называть оваци€ми) и провозглашали: Ђ√осподином нашим имеем мужчину!ї ѕравда, папа Ћев X (ƒж. ћедичи) этот обычай упразднил Ц но раз он возник и существовал, значит, повод был? ≈ще больше хлопот доставил историкам папа »оанн XXI, зан€вший престол в 1276 году Ц которому вообще-то полагалось быть XXЕ где же Ђзатер€лс€ї еще один »оанн? Ѕыл смещен сразу после избрани€? ƒело житейское в политике Ц почему же о нем молчат хроники? ј четыре трехдневных поста Ц по одному в каждое врем€ года Ц которые издавна соблюдают католики, в народе почему-то называют Ђпапессиными постамиїЕ откуда такое название?

ќтвет на все эти вопросы заключаетс€ в двух словах: Ђпапесса »оаннаїЕ —ведени€, сообщаемые хронистами об этой загадочной женщине, противоречивы: родилась она то ли в конце XII века, то ли в 830 году, предположительно Ц в семье англичанина, который по торговым делам жил в ћайнце. «вали ее то ли јгнессой, то ли √илбертой. ƒевочка была очень умной и способной, т€нулась к знани€м Ц и это в эпоху, когда далеко не каждый мужчина умел читать (к слову, грамотных женщин в феодальном сословии было гораздо больше, чем грамотных мужчин). ј получить хорошее образование тогда можно было только в одном месте Ц монастыре, разумеетс€, в мужском. ѕереодевшись мужчиной, девушка идет в мужской монастырь, обучаетс€ там всем наукам своего времени Ц и делает головокружительную карьеру. ќна отправл€етс€ в –им, где за€вл€ет о себе как о замечательном богослове, искусно ведущим диспуты, становитс€ кардиналом, а затем ее избирают папой римским под именем »оанн. ¬ этом качестве она управл€ет католической церковью два с половиной года, вводит упом€нутые трехдневные постыЕ

Ќо, увы, заглушить в себе женскую сущность она так и не смогла. ” высокопоставленной дамы по€вилс€ любовник (кто это был, остаетс€ только догадыватьс€), и она забеременела. —крывать беременность под просторными одеждами духовенства было не так уж сложно, но вот пришел срок разрешитьс€ от бремени. ѕо несчастливой случайности, это произошло во врем€ торжественной процессии Ц как раз на той улочки, которую с тех пор обход€т стороной папские процессииЕ „то произошло Ц толком неизвестно: то ли »оанна умерла от т€желых родов (по тем временам Ц не редкость), то ли толпа забила ее камн€ми. ќтносительно судьбы ребенка тоже версии расход€тс€: то ли его отнесли в приют, то ли убили вместе с матерьюЕ

¬от така€ впечатл€юща€ истори€. ƒл€ одних она стала одним из свидетельств развращенности католической церкви (в таком тоне упоминал о ней, например, ян √ус на суде), дл€ других Ц одним из самых ранних примеров борьбы за права женщинЕ но в каком соотношении это находитс€ с реальностью?

Ќачнем с того, что ни один официальный источник по истории папства об этом скандальном случае не упоминает.  онечно, можно сказать, что позорный факт просто-напросто запретили упоминать, но если »оанна правила целых два с половиной года Ц куда же ее поместить? Ќекоторые средневековые авторы, излагавшие легенду об »оанне, помещают ее между Ћьвом IV и Ѕенедиктом III Ц тогда действительно произошла пренепритнейша€ истори€ с борьбой за власть и избранием Ђантипапыї (альтернативного папы), но все закончилось довольно быстро: Ћев скончалс€ в середине июл€ 855 года Ц это сомнению не подлежит, а Ѕенедикт успел в качестве папы Ђотметитьс€ї на монетах с императором Ћотарем, отошедшим в мир иной в конце сент€бр€ того же годаЕ —толь же тщательно задокументированы даты восшестви€ на престол и смерти прочих пап Ц никаких загадочных Ђпаузї длиной в два с половиной годаЕ

“ем более сложно представить, что женщина много лет могла выдавать себ€ за мужчину Ц ведь в ту эпоху не было ни прокладок, ни тампонов, ни даже нижнего бель€ в нашем понимании, так что скрыть известное биологическое €вление, отличающее женщин от мужчин, было бы крайне сложно, если не сказать Ц невозможноЕ ѕравда, существуют женщины, у которых Ц в силу гормональных расстройств Ц мес€чных не бывает (такой была, например, ∆анна дТјрк), но така€ женщина и забеременеть не может.

»так, как это ни печально, легенду о папессе »оанне следует признать именно легендой, а не историческим фактомЕ но ведь процессии-то в –име сворачивают Ц даже после реконструкции улочки, и стату€ там была, и пап на половую принадлежность провер€ли Ц откуда-то же все это вз€лось? «агадкаЕ

 ак бы ни опровергали историки существование папессы »оанны, образ женщины, бросившей вызов условност€м своей эпохи остаетс€ неизменно привлекательным. ƒань ему отдал даже ј. —. ѕушкин: в первоначальном варианте Ђ—казки о рыбаке и рыбкеї старуха выражала желание Ђстать римскою папойї Ц и рыбка это желание исполн€ла: старуха в папской тиаре восседала на вершинеЕ ¬авилонской башни (к слову, на одной средневековой миниатюре папесса »оанна изображена в образе ¬авилонской блудницы). Ѕолее того Ц поэт задумывал драматическую поэму об этой замечательной женщинеЕ да так и не осуществил. ћожет, побо€лс€ цензуры, а может, јлександр —ергеевич Ц как все мужчины Ц мог поставить женщину ниже или выше себ€, но признать равной мужчинам Ц никогда.


spe
¬ладислав „ерных

— одной стороны, все эти истории о женщинах, долгое врем€ выдававших себ€ за мужчин, мне кажутс€ неправдоподобными. Ќо с другой... анекдот вспомнилс€:
-ѕредставл€ешь, у мен€ сестра совсем свихнулась - выдала себ€ за парн€ и пошла служить в армию!
-“ак еЄ после первой же бани сдадут!
-ƒа кто сдаст-то? )))))

pro
—емен ÷ыгановский

—ижу на нарах €, в Ќаро-‘оминске €.
 огда б ты знала, жизнь мою губ€,
„то € бы мог бы выйти в папы римские,
ј в мамы б вз€л Ч естественно, теб€.
(¬.¬ысоцкий)

mas
ћарк Ѕлау

ƒа, многие историки считают легенду про ѕапессу »оанну именно легендой.

top
≈лена јсвойнова-“равина

”важаемый —емен, "мамы", которых вз€ли папы - это отдельна€ истори€... этого даже особо и не стесн€лись - ни любовниц, ни внебрачных детей (тот же Ѕорджиа)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+