icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Женщина на папском престоле. Папесса Иоанна.

  • 209
  • 4

Женщина на папском престоле. Папесса Иоанна.

В
«Ведь папой в Риме женщина была, а мамой – ни один мужчина!» – так в стихотворении Н. Тэффи няня объясняет девочке, почему матерью быть труднее, чем отцом. Что ж, мамой действительно пока еще не был ни один представитель сильного пола (разве только сыгранный А. Шварценеггером герой фильма, который даже с натяжкой нельзя назвать научно-фантастическим). Но что за женщина, которая была «папой в Риме»?

…В 1585 году папа римский Сикст V распорядился произвести реконструкцию одной улочки в Риме – очень уж она была узкая, из-за этого при церемонии возведения на престол нового папы процессии, движущейся от Колизея к собору св. Климента, приходилось делать крюк. Это он, конечно хорошо придумал – вот только напрасно: маршрут процессии не изменился до сих пор… почему? Может, ответ заключен в статуе, которую при реконструкции уничтожили? Как она выглядела точно – сегодня остается только догадываться, но по свидетельствам современников она изображала женщину с ребенком – но на традиционные изображения Богоматери не походила, а на постаменте было написано имя «Иоанна»…

Странные детали в истории папства на этом не заканчиваются. До 1513 года будущего папу усаживали на роскошное кресло с отверстием в сидении, и в присутствии всех кардиналов дьякон, забравшийся под кресло, ощупывал ему определенную часть тела и восклицал: «Ovum!» («яйцо» по-латыни), а кардиналы разражались аплодисментами и радостными криками (поэтому бурные аплодисменты принято называть овациями) и провозглашали: «Господином нашим имеем мужчину!» Правда, папа Лев X (Дж. Медичи) этот обычай упразднил – но раз он возник и существовал, значит, повод был? Еще больше хлопот доставил историкам папа Иоанн XXI, занявший престол в 1276 году – которому вообще-то полагалось быть XX… где же «затерялся» еще один Иоанн? Был смещен сразу после избрания? Дело житейское в политике – почему же о нем молчат хроники? А четыре трехдневных поста – по одному в каждое время года – которые издавна соблюдают католики, в народе почему-то называют «папессиными постами»… откуда такое название?

Ответ на все эти вопросы заключается в двух словах: «папесса Иоанна»… Сведения, сообщаемые хронистами об этой загадочной женщине, противоречивы: родилась она то ли в конце XII века, то ли в 830 году, предположительно – в семье англичанина, который по торговым делам жил в Майнце. Звали ее то ли Агнессой, то ли Гилбертой. Девочка была очень умной и способной, тянулась к знаниям – и это в эпоху, когда далеко не каждый мужчина умел читать (к слову, грамотных женщин в феодальном сословии было гораздо больше, чем грамотных мужчин). А получить хорошее образование тогда можно было только в одном месте – монастыре, разумеется, в мужском. Переодевшись мужчиной, девушка идет в мужской монастырь, обучается там всем наукам своего времени – и делает головокружительную карьеру. Она отправляется в Рим, где заявляет о себе как о замечательном богослове, искусно ведущим диспуты, становится кардиналом, а затем ее избирают папой римским под именем Иоанн. В этом качестве она управляет католической церковью два с половиной года, вводит упомянутые трехдневные посты…

Но, увы, заглушить в себе женскую сущность она так и не смогла. У высокопоставленной дамы появился любовник (кто это был, остается только догадываться), и она забеременела. Скрывать беременность под просторными одеждами духовенства было не так уж сложно, но вот пришел срок разрешиться от бремени. По несчастливой случайности, это произошло во время торжественной процессии – как раз на той улочки, которую с тех пор обходят стороной папские процессии… Что произошло – толком неизвестно: то ли Иоанна умерла от тяжелых родов (по тем временам – не редкость), то ли толпа забила ее камнями. Относительно судьбы ребенка тоже версии расходятся: то ли его отнесли в приют, то ли убили вместе с матерью…

Вот такая впечатляющая история. Для одних она стала одним из свидетельств развращенности католической церкви (в таком тоне упоминал о ней, например, Ян Гус на суде), для других – одним из самых ранних примеров борьбы за права женщин… но в каком соотношении это находится с реальностью?

Начнем с того, что ни один официальный источник по истории папства об этом скандальном случае не упоминает. Конечно, можно сказать, что позорный факт просто-напросто запретили упоминать, но если Иоанна правила целых два с половиной года – куда же ее поместить? Некоторые средневековые авторы, излагавшие легенду об Иоанне, помещают ее между Львом IV и Бенедиктом III – тогда действительно произошла пренепритнейшая история с борьбой за власть и избранием «антипапы» (альтернативного папы), но все закончилось довольно быстро: Лев скончался в середине июля 855 года – это сомнению не подлежит, а Бенедикт успел в качестве папы «отметиться» на монетах с императором Лотарем, отошедшим в мир иной в конце сентября того же года… Столь же тщательно задокументированы даты восшествия на престол и смерти прочих пап – никаких загадочных «пауз» длиной в два с половиной года…

Тем более сложно представить, что женщина много лет могла выдавать себя за мужчину – ведь в ту эпоху не было ни прокладок, ни тампонов, ни даже нижнего белья в нашем понимании, так что скрыть известное биологическое явление, отличающее женщин от мужчин, было бы крайне сложно, если не сказать – невозможно… Правда, существуют женщины, у которых – в силу гормональных расстройств – месячных не бывает (такой была, например, Жанна д’Арк), но такая женщина и забеременеть не может.

Итак, как это ни печально, легенду о папессе Иоанне следует признать именно легендой, а не историческим фактом… но ведь процессии-то в Риме сворачивают – даже после реконструкции улочки, и статуя там была, и пап на половую принадлежность проверяли – откуда-то же все это взялось? Загадка…

Как бы ни опровергали историки существование папессы Иоанны, образ женщины, бросившей вызов условностям своей эпохи остается неизменно привлекательным. Дань ему отдал даже А. С. Пушкин: в первоначальном варианте «Сказки о рыбаке и рыбке» старуха выражала желание «стать римскою папой» – и рыбка это желание исполняла: старуха в папской тиаре восседала на вершине… Вавилонской башни (к слову, на одной средневековой миниатюре папесса Иоанна изображена в образе Вавилонской блудницы). Более того – поэт задумывал драматическую поэму об этой замечательной женщине… да так и не осуществил. Может, побоялся цензуры, а может, Александр Сергеевич – как все мужчины – мог поставить женщину ниже или выше себя, но признать равной мужчинам – никогда.

spe
Владислав Черных

С одной стороны, все эти истории о женщинах, долгое время выдававших себя за мужчин, мне кажутся неправдоподобными. Но с другой... анекдот вспомнился:
-Представляешь, у меня сестра совсем свихнулась - выдала себя за парня и пошла служить в армию!
-Так её после первой же бани сдадут!
-Да кто сдаст-то? )))))

pro
Семен Цыгановский

Сижу на нарах я, в Наро-Фоминске я.
Когда б ты знала, жизнь мою губя,
Что я бы мог бы выйти в папы римские,
А в мамы б взял — естественно, тебя.
(В.Высоцкий)

mas
Марк Блау

Да, многие историки считают легенду про Папессу Иоанну именно легендой.

top
Елена Асвойнова-Травина

Уважаемый Семен, "мамы", которых взяли папы - это отдельная история... этого даже особо и не стеснялись - ни любовниц, ни внебрачных детей (тот же Борджиа)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+