icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Интересные факты

Где и когда появились первые навигаторы?

  • 160
  • 5

Где и когда появились первые навигаторы?

Н
Некоторое время назад мир захлестнула, словно эпидемия, игра «Pockemon Go!» Здесь мы не станем возмущаться игроманами. И повторять глупости дядечек, говорящих, что игру придумали в Пентагоне, чтобы собирать разведывательную информацию, мы тоже не станем. Давайте лучше восхитимся.

Восхищаться есть чем. Глупая эта игра была бы невозможна без спутниковой навигации. А спутниковая навигация – одно из великих изобретений, изменивших и наш мир, и наше поведение.

Спутниковая навигация обеспечивается группировкой спутников, запущенных вокруг Земли на высоте порядка 20350 километров со скоростью около 14 тысяч км/ч. Количество спутников варьируется от 24 до 32. Чем больше спутников, тем точнее работает система определения местоположения. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что спутники постоянно излучают специальные радиосигналы, которые могут улавливать навигатор или мобильный телефон. На основе информации, передаваемой со спутника, а также с помощью специальной справочной информации навигатор или мобильный телефон могут определить свое местонахождение на поверхности Земли с высокой точностью. Если определение местонахождения навигатора определять постоянно, легко отслеживать перемещение транспортного средства, на котором установлен навигатор.

Впрочем, первые навигаторы появились задолго до того, как человечество начало осваивать космос. Первый навигатор был выпущен в продажу в 1920 году в Великобритании. Он назывался «Plus Fours Routefinder» и был размером с наручные часы. Он и размещался на запястье руки, как наручные часы. В корпус, похожий на часы, закладывалась бумажная ленточка с кусочком напечатанной на ней карте. Водитель вручную перематывал ленточку, добравшись от пункта А в пункт Б. На перекрестке при повороте приходилось останавливаться и менять прежнюю ленточку на новую, на которой была отпечатана новая дорога.

Простенько, не правда ли? Но весьма удобно. Достаточно одного взгляда, чтобы понять свое местоположение. В качестве приложения к навигатору продавалась коробочка, по размерам как спичечная, в которой находились самые главные маршруты страны. Отправляясь в какой-нибудь другой район, можно было докупить карты тамошних дорог.

Главное неудобство такого навигатора состояло в ручной перемотке. Естественно, что перематывать ленту приходилось, проезжая очередной населенный пункт и читая его название на дорожном указателе.

Это неудобство было разрешено в навигаторах, так сказать, второго поколения. Карта закладывалась в специальный аппарат, который прокручивал ее с переменной скоростью, зависящей от скорости движения автомобиля. Если ехать по выбранной дороге, все было прекрасно. Но при перемене дороги по-прежнему следовало останавливаться и менять карту вручную. Этот навигатор назывался Iter-Auto. Начали выпускать его в 1930 году в США.

Как видим, первые навигаторы мало чем отличались от карты. Иной раз карты были даже удобнее.

Первые же спутниковые навигаторы появились в 1970-е годы, после того, как США создали GSP (Geo Positioning System), систему геопозиционирования. Естественно, что первое применение этой системы было военным. Станция геопозиционирования для определения текущих координат армейских объектов весила 122 килограмма и ею управляли два оператора. Вряд ли тогда кто-либо мог представить, что в наше время в большом городе или на междугороднем шоссе путь водителю будет подсказывать (приятным мужским или женским голосом!) система, размещаемая в крохотной коробочке, обращающаяся напрямую к витающим где-то далеко спутникам.

pro
Семен Цыгановский

А вот еще фотография, на которой видна также и коробочка с картами, по размерам не больше спичечного коробка.

spe
Владислав Черных

Глаза поломаешь, на такой наручный нафигатор глядючи. По мне, так атлас удобней был...

top
Halida Rojkova

Полезное изобретение! Нужное, на трассе, да и в городе без навигатора, как слепой котенок.

mas
Марк Блау

Владислав, иногда карта не помогает. Мне приходилось пользоваться навигатором в районах, где нужный адрес не найдешь, потому что никто не знает.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+