Восхищаться есть чем. Глупая эта игра была бы невозможна без спутниковой навигации. А спутниковая навигация – одно из великих изобретений, изменивших и наш мир, и наше поведение.
Спутниковая навигация обеспечивается группировкой спутников, запущенных вокруг Земли на высоте порядка 20350 километров со скоростью около 14 тысяч км/ч. Количество спутников варьируется от 24 до 32. Чем больше спутников, тем точнее работает система определения местоположения. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что спутники постоянно излучают специальные радиосигналы, которые могут улавливать навигатор или мобильный телефон. На основе информации, передаваемой со спутника, а также с помощью специальной справочной информации навигатор или мобильный телефон могут определить свое местонахождение на поверхности Земли с высокой точностью. Если определение местонахождения навигатора определять постоянно, легко отслеживать перемещение транспортного средства, на котором установлен навигатор.
Впрочем, первые навигаторы появились задолго до того, как человечество начало осваивать космос. Первый навигатор был выпущен в продажу в 1920 году в Великобритании. Он назывался «Plus Fours Routefinder» и был размером с наручные часы. Он и размещался на запястье руки, как наручные часы. В корпус, похожий на часы, закладывалась бумажная ленточка с кусочком напечатанной на ней карте. Водитель вручную перематывал ленточку, добравшись от пункта А в пункт Б. На перекрестке при повороте приходилось останавливаться и менять прежнюю ленточку на новую, на которой была отпечатана новая дорога.
Простенько, не правда ли? Но весьма удобно. Достаточно одного взгляда, чтобы понять свое местоположение. В качестве приложения к навигатору продавалась коробочка, по размерам как спичечная, в которой находились самые главные маршруты страны. Отправляясь в какой-нибудь другой район, можно было докупить карты тамошних дорог.
Главное неудобство такого навигатора состояло в ручной перемотке. Естественно, что перематывать ленту приходилось, проезжая очередной населенный пункт и читая его название на дорожном указателе.
Это неудобство было разрешено в навигаторах, так сказать, второго поколения. Карта закладывалась в специальный аппарат, который прокручивал ее с переменной скоростью, зависящей от скорости движения автомобиля. Если ехать по выбранной дороге, все было прекрасно. Но при перемене дороги по-прежнему следовало останавливаться и менять карту вручную. Этот навигатор назывался Iter-Auto. Начали выпускать его в 1930 году в США.
Как видим, первые навигаторы мало чем отличались от карты. Иной раз карты были даже удобнее.
Первые же спутниковые навигаторы появились в 1970-е годы, после того, как США создали GSP (Geo Positioning System), систему геопозиционирования. Естественно, что первое применение этой системы было военным. Станция геопозиционирования для определения текущих координат армейских объектов весила 122 килограмма и ею управляли два оператора. Вряд ли тогда кто-либо мог представить, что в наше время в большом городе или на междугороднем шоссе путь водителю будет подсказывать (приятным мужским или женским голосом!) система, размещаемая в крохотной коробочке, обращающаяся напрямую к витающим где-то далеко спутникам.