icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Интересные факты

Где живет наяда?

  • 1686
  • 3

Где живет наяда?

П
«Поет, тоскуя, Фабьо,

И песне той внимая,

Вздыхают волны Тахо

И слезы льют наяды», – в этом стихотворении испанского поэта Лопе де Вега отражена главная черта таинственных существ – наяд: их связь с водой. Вообще следует заметить, что поэты эпохи барокко любили античность не меньше, чем люди предшествующей эпохи Ренессанса, вот и в данном случае образ позаимствован из античной мифологии.

К какой бы мифологии мы ни обратились, мы всегда увидим разделение мифологии на высшую и низшую. К высшей относятся боги – им поклоняются, воздвигают алтари, приносят жертвы, но в целом разговаривать с ними человек может только «снизу вверх». Существа, относимые к категории низшей мифологии, несравненно ближе к человеку – они живут рядом: кто в доме, кто в лесу, кто в реке или озере… исторически эти существа даже старше богов: это наследие первобытного анимизма – мировоззрения, наделившего все сущее душой.

В древнегреческой традиции мы тоже находим немало представителей низшей мифологии, и самые известные из них – нимфы. Слово это буквально означает «невесты» – ведь эти духи представали в образе юных прекрасных девушек. Нимфы – духи природы, а поскольку природные объекты весьма разнообразны, между нимфами пришлось «распределить обязанности»: нимфы-дриады покровительствовали лесам и деревьям, ореады – горам, напеи – долинам, а за водную стихию отвечали две разновидности нимф – нереиды и наяды. Первые были связаны с морем, а вторые… нет, не с реками. Почему-то греки «не доверяли» нимфам реки – ими занимались боги-мужчины (например, Ахелой), а в ведении наяд находились источники, ручьи и родники.

По одним источникам, наяды были дочерями Зевса, по другим – Океана. На первый взгляд, вторая версия кажется более логичной, в то же время Зевс – как бог грома – все-таки имеет некоторое отношение к дождю, это тоже проявление водной стихии. Сколько было наяд? «Все имена их назвать никому из людей не под силу», – говорит древнегреческий поэт Гесиод. Правильнее будет сказать, что наяд было столько, сколько источников и ручьев, причем связь между ними была прямая: пересохнет источник – умрет обитающая в нем наяда. Погубить наяду можно было не только осушив ручей, но и запрудив его: в стоячей воде наяды жить не могут. Но в этом случае наяда – если она достаточно сильна – может и не погибнуть, а попытаться навредить виновнику ее страданий.

Зато если поладить с наядой, она может сделать человеку много добра: принести плодородие земле (что вполне естественно – без орошения ничего не вырастет) и даже исцелить человека, искупавшегося в источнике, от всех болезней. Греки старались наладить отношение с наядами, принося им в жертву хлеб, сыр, овощи или даже козлят.

Наяды так же различны между собой, как и водные источники. Например, наяда по имени Минта покровительствовала водам… царства мертвых. Красотой ее пленился сам Аид – что, конечно, не понравилось его супруге. Персефона в гневе растерзала Минту – и на месте ее гибели выросло душистое растение (так появилась мята).

Но, как все природные стихии, наяды могли быть и опасными. Из мифологических героев в этом на собственном опыте убедился Гилас – прекрасный юноша, к которому был так привязан Геракл. В числе других греческих героев он отправился за золотым руном на корабле «Арго». Когда корабль остановился у острова Кеос, Гилас отправился к источнику за водой и так понравился обитавшим в источнике наядам, что те решили не отпускать его – напрасно искал Геракл своего любимца. Быть может, наяды увидели в Гласе нечто родственное себе – ведь матерью его была нимфа.

Образ наяд не отошли в прошлое с гибелью античной цивилизации. В качестве примеров воплощения этого образа можно привести картины английского художника Дж.Уотрехауза, русского живописца Г.Семирадского, а русский поэт А.Кольцов написал прекрасное стихотворение «Видение наяды».

deb
Павел Ястремский

Я поражаюсь, как Елене удается уже не первый год сохранять бешенный ритм беспрерывного написания статей и при этом раз за разом поднимать планку их качества! Потрясающе.

spe
Елена  Затуранова

Павел, согласна с Вами и тоже восхищаюсь творчеством Елены. Статья - супер!!!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+