icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

√де живет на€да?

  • 1014
  • 3

√де живет на€да?

ѕ
Ђѕоет, тоску€, ‘абьо,

» песне той внима€,

¬здыхают волны “ахо

» слезы льют на€дыї, Ц в этом стихотворении испанского поэта Ћопе де ¬ега отражена главна€ черта таинственных существ Ц на€д: их св€зь с водой. ¬ообще следует заметить, что поэты эпохи барокко любили античность не меньше, чем люди предшествующей эпохи –енессанса, вот и в данном случае образ позаимствован из античной мифологии.

  какой бы мифологии мы ни обратились, мы всегда увидим разделение мифологии на высшую и низшую.   высшей относ€тс€ боги Ц им поклон€ютс€, воздвигают алтари, принос€т жертвы, но в целом разговаривать с ними человек может только Ђснизу вверхї. —ущества, относимые к категории низшей мифологии, несравненно ближе к человеку Ц они живут р€дом: кто в доме, кто в лесу, кто в реке или озереЕ исторически эти существа даже старше богов: это наследие первобытного анимизма Ц мировоззрени€, наделившего все сущее душой.

¬ древнегреческой традиции мы тоже находим немало представителей низшей мифологии, и самые известные из них Ц нимфы. —лово это буквально означает Ђневестыї Ц ведь эти духи представали в образе юных прекрасных девушек. Ќимфы Ц духи природы, а поскольку природные объекты весьма разнообразны, между нимфами пришлось Ђраспределить об€занностиї: нимфы-дриады покровительствовали лесам и деревь€м, ореады Ц горам, напеи Ц долинам, а за водную стихию отвечали две разновидности нимф Ц нереиды и на€ды. ѕервые были св€заны с морем, а вторыеЕ нет, не с реками. ѕочему-то греки Ђне довер€лиї нимфам реки Ц ими занимались боги-мужчины (например, јхелой), а в ведении на€д находились источники, ручьи и родники.

ѕо одним источникам, на€ды были дочер€ми «евса, по другим Ц ќкеана. Ќа первый взгл€д, втора€ верси€ кажетс€ более логичной, в то же врем€ «евс Ц как бог грома Ц все-таки имеет некоторое отношение к дождю, это тоже про€вление водной стихии. —колько было на€д? Ђ¬се имена их назвать никому из людей не под силуї, Ц говорит древнегреческий поэт √есиод. ѕравильнее будет сказать, что на€д было столько, сколько источников и ручьев, причем св€зь между ними была пр€ма€: пересохнет источник Ц умрет обитающа€ в нем на€да. ѕогубить на€ду можно было не только осушив ручей, но и запрудив его: в сто€чей воде на€ды жить не могут. Ќо в этом случае на€да Ц если она достаточно сильна Ц может и не погибнуть, а попытатьс€ навредить виновнику ее страданий.

«ато если поладить с на€дой, она может сделать человеку много добра: принести плодородие земле (что вполне естественно Ц без орошени€ ничего не вырастет) и даже исцелить человека, искупавшегос€ в источнике, от всех болезней. √реки старались наладить отношение с на€дами, принос€ им в жертву хлеб, сыр, овощи или даже козл€т.

Ќа€ды так же различны между собой, как и водные источники. Ќапример, на€да по имени ћинта покровительствовала водамЕ царства мертвых.  расотой ее пленилс€ сам јид Ц что, конечно, не понравилось его супруге. ѕерсефона в гневе растерзала ћинту Ц и на месте ее гибели выросло душистое растение (так по€вилась м€та).

Ќо, как все природные стихии, на€ды могли быть и опасными. »з мифологических героев в этом на собственном опыте убедилс€ √илас Ц прекрасный юноша, к которому был так прив€зан √еракл. ¬ числе других греческих героев он отправилс€ за золотым руном на корабле Ђјргої.  огда корабль остановилс€ у острова  еос, √илас отправилс€ к источнику за водой и так понравилс€ обитавшим в источнике на€дам, что те решили не отпускать его Ц напрасно искал √еракл своего любимца. Ѕыть может, на€ды увидели в √ласе нечто родственное себе Ц ведь матерью его была нимфа.

ќбраз на€д не отошли в прошлое с гибелью античной цивилизации. ¬ качестве примеров воплощени€ этого образа можно привести картины английского художника ƒж.”отрехауза, русского живописца √.—емирадского, а русский поэт ј. ольцов написал прекрасное стихотворение Ђ¬идение на€дыї.


deb
ѕавел ястремский

я поражаюсь, как ≈лене удаетс€ уже не первый год сохран€ть бешенный ритм беспрерывного написани€ статей и при этом раз за разом поднимать планку их качества! ѕотр€сающе.

spe
≈лена  «атуранова

ѕавел, согласна с ¬ами и тоже восхищаюсь творчеством ≈лены. —тать€ - супер!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+