icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

‘ильм Ђћосква слезам не веритї - рождественска€ сказка или реальность?

  • 660
  • 5

‘ильм Ђћосква слезам не веритї - рождественска€ сказка или реальность?

¬
¬се мы Ц и девочки, и мальчики Ц не раз и не два оказывались в положении «олушки.  огда хочетс€ попл€сать на празднике жизни, куда нам почему-то билета не досталось. » особенно это горько, потому что свое счастье нам суждено встретить именно там, на прекрасном балу, куда Ц повторим с грустью еще раз Ц ни приглашени€, ни контрамарки, ни даже платного билета нам не принесут. ¬ отличие от «олушки из сказки, у которой, если кто не помнит, тет€ работала феей.

ѕотому-то разнообразные варианты сказки про «олушку радуют сердце зрителей. ѕотому-то режиссеры охотно используют этот сюжет, поставл€€ нам новые варианты вечных историй. —оветский фильм Ђћосква слезам не веритї Ц один из таких вариантов. Ќо не только. —ам фильм прошел все стадии мытарств, положенных «олушке на пути к королевской короне.

¬начале был вполне Ђпроходнойї сценарий ¬алентина „ерных (1935 Ч 2012). Ќазвание его, Ђћосква слезам не веритї, Ц это поговорка, попул€рна€ у нищих, кормившихс€ милостыней вокруг многочисленных московских церквей. —ценарий рассказывал о жизни в ћоскве трех подружек-лимитчиц.

Ћимитчики (они же Ђлимитјї) Ц продукт советского времени, и в частности, советского института прописки по месту жительства. ѕросто так поселитьс€ в большом и более-менее сытом городе в —оветском —оюзе было невозможно. ƒл€ этого надо было получить от властей разрешение на прописку. ¬ принципе было всего две возможности Ђзацепитьс€ї в большом городе: брак с местным жителем или устройство на Ђнужнуюї городу работу. ЂЌужна€ї работа была в основном т€желой и гр€зной, на которую местные жители идти не хотели (строительство, конвейер, транспорт, жилищно-коммунальное хоз€йство, охрана пор€дка). ѕоэтому на заводы и стройки приходили те иногородние, кому разрешали прописку в больших городах Ђпо лимитуї, то есть, в строго ограниченном количестве и на весьма ограничивающих свободу услови€х. ЂЋимитчикиї должны были работать только на определенном предпри€тии и только на определенном рабочем месте. ∆или они в основном в общежити€х и права на улучшение условий проживани€ не имели. Ћимитна€ прописка была временной и продолжалась, пока продолжалась работа. Ћет через п€ть Ђлимитчикї получал посто€нную прописку. “еперь он мог стать в очередь на получение жиль€ либо пыталс€ отыскать лучшее место работы, но уже в Ђзавоеванномї городе.

¬се достижени€ и все проблемы Ђлимитыї нагл€днее всего про€вл€лись в ћоскве, котора€ была самым лучшим и самым привлекательным городом советской страны. Ќо сценарий ¬. .„ерных был вполне советский, вполне оптимистический, и тогдашним Ђвысоколобымї режиссерам он не понравилс€. Ќикакого простора дл€ зауми или дл€ кукиша в кармане! (» то, и другое, всегда вызывало легкий скандал и широкую попул€рность в узких кругах творческой интеллигенции). —нимать по этому сценарию фильм вз€лс€ в 1978 году сорокалетний ¬ладимир ћеньшов, тогда только начинавший карьеру режиссера. “ема завоевани€ ћосквы, можно сказать, была ему близка. ќн сам был и иногородним студентом, и не зацепившимс€ за московские театры выпускником школы-студии ћ’ј“. Ѕыл момент, когда ћеньшов уехал работать актером в —таврополь, а его жена ¬.јлентова вместе с дочерью осталась в ћоскве, не жела€ бросать работу в театре имени ј.—.ѕушкина. ‘актически это был развод.

ќсобенного успеха от фильма никто не ожидал. ѕоэтому более или менее знаменитые артисты, которых режиссер приглашал на съемки, от участи€ в фильме отказывались. ” кого-то были другие, многообещающие роли.  то-то наде€лс€ на приглашение от более известных режиссеров.  ороче говор€, роли главных героинь сыграли совсем не знаменитые актрисы. √лавную роль ¬.ћеньшов отдал ¬.јлентовой не потому что она была женой режиссера, а потому что никакую другую актрису на эту роль залучить не получилось. Ќа роль √оши, своего ровесника, ¬.ћеньшов даже пробовалс€ сам. Ќо потом эту роль согласилс€ играть всенародно любимый ј.Ѕаталов, и его утвердили на нее даже без проб. ’оть одно звездное им€ в списке актеров!

¬прочем, нет. Ѕыл там еще и оба€тельный (даже в €вно не положительной роли) ќлег “абаков. Ѕыл еще эпизод у ÷ентрального дома киноактера. ‘естиваль французских фильмов. ѕод девичий визг легковые машины подвоз€т знаменитых актеров. ёматов! ’аритонов! » тут же на ступеньках робкий начинающий актер. Ђћо€ фамили€ вам ничего не скажет... —моктуновскийї ¬ этом эпизоде все актеры играли сами себ€! » јндрей ¬ознесенский сыграл в фильме самого себ€, читающего свои собственные стихи на площади у пам€тника ћа€ковскому. ¬се кумиры прежних лет еще были живы, и гримерам еще не надо было лезть из кожи вон, чтобы сделать их моложе, похожими на себ€, какими они были всего двадцать лет назад, когда из каждого окошка доносилс€ голос –обертино Ћорети: Ђƒжамайка!!!!ї. »менно с этой песни начинаетс€ фильм.

Ћюбовное и умелое воскрешение прошлого было одним из достижений режиссера, благодар€ которым фильм впоследствии понравилс€ миллионам зрителей. Ѕольшую часть тогдашнего советского кинозала составл€ли ровесники ¬.ћеньшова, сорокалетние, которые именно в конце 1950-х были молодыми и Ђчушь прекрасную неслиї, а самое главное, беззаветно и честно в эту чушь верили. » даже подлости совершали беззаветно и честно.

≈ще одним достижением можно назвать переход от первой серии ко второй. »менно этот эпизод заинтересовал ¬.ћеньшова в сценарии и подвигнул вз€тьс€ за съемку фильма. ¬ конце первой серии устала€ героин€ с грудным еще ребенком заводит будильник, чтобы утром не опоздать на работу. “от же будильник звонит в начале второй серии, но между этими звонками прошло ого-го сколько лет. ¬се сто п€тнадцать тонн дерьма, которые наверн€ка пришлось съесть героине за эти годы, зритель не видит. ј видит он «олушку, ставшую уже почти королевой.  вартира в Ђгенеральском домеї на ћосфильмовской улице Ц не хухры-мухры. ћашина, черные Ђ∆игулиї ¬ј«-2103, кажетс€, в экспортном исполнении. ƒиректор крупного предпри€ти€ (закончила все-таки химико-технологический институт, как хотела). ƒепутат ћоссовета. ѕочти взросла€ дочка.

¬от только прекрасный принц задержалс€ в пути. Ќо и он находитс€. ¬ электричке «олушка с презрением смотрит на его башмаки. — этих воистину волшебных туфелек, нет не хрустальных, а испачканных подмосковной гр€зью, начинаетс€ знакомство с √ошей (он же √ога, он же ∆ора), мечтой каждой тогдашней кинозрительницы.

¬ общем, с кинофильмом Ђћосква слезам не веритї произошло то, что случаетс€ в кино (да и вообще в искусстве) довольно часто. Ўедевра никто не ожидал, но он неожиданно получилс€. —ейчас легко сказать по каким причинам это произошло, но в тот момент, когда фильм снимали, никто не думал о том, что Ђва€ют нетленкуї. “о же самое в свое врем€ произошло с ЂЅелым солнцем пустыниї, а уже в наше врем€ Ц с Ђ√арри ѕоттеромї.

 артину выпустили на экраны в феврале 1980 года, ко дню 8-го ћарта. ѕроста€ кинокартина, на которую ни один из критиков не обратил внимани€, внезапно оказалась очень попул€рной у зрителей и зан€ла второе место по сборам уже в первый год проката. 90 миллионов человек не могут ошибатьс€. ¬ 1981 году вообще произошло экстраординарное событие. Ђћосква слезам не веритї получила Ђќскараї, как лучший зарубежный фильм. »з советских фильмов Ђќскараї удостаивались только Ђ¬ойна и мирї да сн€тый ј. уросавой Ђƒерсу ”залаї. » здесь «олушка вышла в свет, «олушка стала королевой.

ќт той славной ћосквы, котора€ показана во второй серии фильма Ђћосква слезам не веритї нас отдел€ет больше сорока лет. Ќо фильм по-прежнему смотр€т с интересом, даже дети и внуки тогдашних зрителей. ѕочему? ѕотому что, как уже было сказано, сказка про «олушку интересна нам всегда. » слава Ѕогу, что сценарист не усложнил сказочную сюжетную линию. Ќа пр€мой и простой шампур сказочного сюжета оказалось нанизанным живое м€со давно прошедшей эпохи. ƒаже двух давно прошедших эпох. ÷вет, запах и вкус которых многие из нас до сих пор еще помн€т.


top
Halida Rojkova

ќбидна€ кличка "лимита" накрепко прилипла к иногородним, которые до сих пор обслуживают ћоскву. ќтлична€ работа, ћарк!

pro
“амара ћеркулова

Ќедавно довелось пересмотреть этот фильм. ƒействительно, "те времена" восстановлены классно. ¬споминаешь юность.

pro
—емен ÷ыгановский

ѕочему-то задержалс€ на фразе: "» даже подлости совершали беззаветно и честно."

spe
ёли€ ƒворникова

ќчень люблю этот фильм, хот€ и не верю в эту сказку! » ещЄ мне нравитс€, что там на каждом этапе жизни актрисы еЄ сопровождает песн€ "Bеsame mucho" и каждый раз в иной интерпретации.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+