icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Работа, карьера, бизнес

Дрессировщики, кто такие, чем занимаются, какую работу выполняют?

  • 1450
  • 7

Дрессировщики, кто такие, чем занимаются, какую работу выполняют?

Ц
Цирк для многих людей становится одним из самых ярких воспоминаний детства: волшебно-гибкие гимнасты, забавные клоуны, ловкие жонглеры… и все-таки каждый раз истинным «гвоздем программы» становится выступление дрессировщика. И даже трудно сказать, что больше поражает воображение: тигры, прыгающие через горящее кольцо, «считающие» собаки или медведи, разъезжающие на мотоциклах…

Дрессировщик – профессия уникальная. И дело тут не только в том, какое впечатление производит его выступление на зрителей, но и в том, что ни в одном заведении эту специальность получить нельзя. Конечно, будущие дрессировщики тоже учатся в цирковых училищах, но по другим специальностям (например, гимнаст), многие из них осваивают еще и профессию ветеринара, но искусство дрессуры как таковое передается только непосредственно от учителя к ученику в практической деятельности. Именно поэтому среди цирковых династий особенно много дрессировщиков – Дуровы, Запашные – больше всего шансов стать дрессировщиком у того, кто вырос за кулисами цирка, возле клеток со зверями.

И все же попытаемся приоткрыть завесу тайны над работой наших любимых артистов. В основе ее лежит явление, известное нам всем со школьной скамьи – условный рефлекс. Конечно же, никто не думает, что собаку можно научить извлекать квадратные корни или хотя бы складывать и вычитать. В сущности, это делают все хозяева, приучая собак выполнять определенные действия по команде: человек произносит – «Лежать!» и заставляет собаку лечь, затем дает ей пищу. Точно так же обстоит дело, например, с собаками-«математиками»: собачка неторопливо идет вдоль ряда карточек с цифрами, услышав сигнал, хватает карточку и несет дрессировщику. Вот только в качестве сигнала выступает не громкий возглас, а звук свистка – этот свисток «работает» на таких частотах, которых не слышат люди, но прекрасно воспринимают собаки.

Не всегда можно в процессе дрессуры заставить животное совершить какое-то действие, особенно если оно сопоставимо по размерам с человеком – попробуйте-ка физически заставить медведя встать на задние лапы! Впрочем, медведи и сами это проделывают время от времени, и если терпеливо посидеть у клетки час-другой, вполне реально дождаться нужного момента – и дать Топтыгину угощение (т.е. положительное подкрепление для формирования рефлекса).

Некоторые трюки требуют поэтапного формирования – например, когда того же медведя учат ездить на велосипеде: сначала медведя приучают по команде вставать на задние лапы, затем – опираться крестцом на табуретку, а потом и садиться – сначала на нее, а потом на неподвижно закрепленный велосипед, далее – ставить ноги на педали, нажимать на них… каждый этап – это все та же выработка рефлекса, требующая многократных подкреплений.

Правда, не все животные легко поддаются таким методам – скажем, с кошками это проходит тяжело. Поэтому знаменитый «кошачий клоун» Юрий Куклачев всегда придерживался принципа «одна кошка – один номер». По словам самого артиста, он «играет» с кошками, т.е. наблюдает за ними, подмечая, какие действия кисам нравится выполнять, а затем обыгрывает их в цирковых номерах. Так родился номер «Кот и повар» – с кошкой, любившей забираться в кастрюли, так сделал «карьеру певца» кот Никита Барабулькин, отчаянно мяукавший при звуках губной гармошки и т.д.

В противоположность кошкам, голуби поддаются дрессировке сравнительно легко… но как же их дрессируют? Ведь не может же, в самом деле, дрессировщик летать вместе с птицами под куполом цирка и давать им угощение каждый раз, когда они делают то, что нужно для номера?

Начинается все с того же условного рефлекса на свисток. Когда птица усвоит, что после свистка следует угощение, ее приучают по свистку бросать все свои «дела» и лететь к дрессировщику, и только когда это действие сформировано, приступают к дрессировке на арене. Дрессировщик остается внизу, а помощник относит голубя наверх – теперь остается только позволить птице полетать под куполом и ждать, когда она сделает то, что от нее хотят (например, перекувырнется в воздухе), тогда сразу же следует свисток – и голубь летит получать угощение, так между нужным действием и подкреплением устанавливается опосредованная связь.

Дрессировщики много лет радуют нас своим искусством в цирке – но столь же часто они становятся мишенью для всякого рода «защитников животных». Один из самых популярных лозунгов на митингах таких организаций – «Не водите в цирк детей, в цирке мучают зверей». Тут разумнее всего предоставить слово самим дрессировщикам. Известный артист, представитель цирковой династии Эдгард Запашный вспоминает слова своего отца: «Чем сильнее ты ударишь тигра, тем быстрее он тебе ответит». Ни один дрессировщик не хочет, чтобы животное ему «ответило» – и не только тигр или медведь, которые могут представлять опасность. Болонка насмерть не загрызет, но если не установишь с животным «доверительных отношений», на арене оно в любой момент может выйти из-под контроля. Потому-то дрессировщик всегда выстраивает разумной соотношение «кнута и пряника», и с этой точки зрения искусство дрессуры не более жестоко, чем обучение собаки повиновению командам в домашних условиях.

spe
Юлия Дворникова

На мой взгляд, все эти "нововеяния" о том, что животных нельзя дрессировать, потому, что это их "мучает" - бред! Давайте перестанем воспитывать детей, мы же в данном случае идём против их воли. Так?! А жестокость неприменима ни к кому, это - отвратительно!

pro
Надежда  Маслова

Наша собачка дрессируется с удовольствием, по мелочи. Даже кот кое что умеет. +++

pro
Семен Цыгановский

А Куклачеву в Израиле запретили выступать, потому что котов мучает своей дрессировкой.

top
Елена Асвойнова-Травина

Юлия, к этому идёт. Одна дама из нашего города вышла замуж за англичанина, уехала в Англию и периодически присылала в местную газеты зарисовки от тамошней жизни, так вот, она рассказывает о другой соотечественнице, которая там зарабатывает уроками игры на фортепиано. Хорошо зарабатывает, в учениках недостатка нет, но в доверительной беседе изналась, что по-настоящему учит только двоих, и те - дети русских эмигрантов, а английским деткам не могли ни замечание сделать, ни - тем более руку поправить - типа это насилие над личностью.

spe
Юлия Дворникова

Михаил Казаков как-то делился воспоминаниями из своего детства. Когда ему исполнилось 5 лет, его, как любого мальчика из правильной еврейской семьи, отвели учиться музыке - перепиливать скрипку. Через несколько дней он заявил родителям, что не хочет учиться на скрипке, приходится долго стоять. "Хорошо!" - ответили родители, - "Будем учиться на фортепиано! Там ты будешь сидеть!" Пришлось сидеть и пришлось учиться! Учительница, по его воспоминаниям, очень старалась его НАУЧИТЬ, а не просто просидеть рядом оплаченное время, поэтому била его длинной линейкой по рукам прибольно. Зато НАУЧИЛА! И, заметьте, никто не обвинял её в насилии над личностью, наоборот, были очень благодарны! А теперь мы благодарны Казакову за его замечательные роли и фильмы! Думается, что без "дрессировки" за фортепиано, мы не получили бы такого замечательного человека!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+