Дрессировщик – профессия уникальная. И дело тут не только в том, какое впечатление производит его выступление на зрителей, но и в том, что ни в одном заведении эту специальность получить нельзя. Конечно, будущие дрессировщики тоже учатся в цирковых училищах, но по другим специальностям (например, гимнаст), многие из них осваивают еще и профессию ветеринара, но искусство дрессуры как таковое передается только непосредственно от учителя к ученику в практической деятельности. Именно поэтому среди цирковых династий особенно много дрессировщиков – Дуровы, Запашные – больше всего шансов стать дрессировщиком у того, кто вырос за кулисами цирка, возле клеток со зверями.
И все же попытаемся приоткрыть завесу тайны над работой наших любимых артистов. В основе ее лежит явление, известное нам всем со школьной скамьи – условный рефлекс. Конечно же, никто не думает, что собаку можно научить извлекать квадратные корни или хотя бы складывать и вычитать. В сущности, это делают все хозяева, приучая собак выполнять определенные действия по команде: человек произносит – «Лежать!» и заставляет собаку лечь, затем дает ей пищу. Точно так же обстоит дело, например, с собаками-«математиками»: собачка неторопливо идет вдоль ряда карточек с цифрами, услышав сигнал, хватает карточку и несет дрессировщику. Вот только в качестве сигнала выступает не громкий возглас, а звук свистка – этот свисток «работает» на таких частотах, которых не слышат люди, но прекрасно воспринимают собаки.
Не всегда можно в процессе дрессуры заставить животное совершить какое-то действие, особенно если оно сопоставимо по размерам с человеком – попробуйте-ка физически заставить медведя встать на задние лапы! Впрочем, медведи и сами это проделывают время от времени, и если терпеливо посидеть у клетки час-другой, вполне реально дождаться нужного момента – и дать Топтыгину угощение (т.е. положительное подкрепление для формирования рефлекса).
Некоторые трюки требуют поэтапного формирования – например, когда того же медведя учат ездить на велосипеде: сначала медведя приучают по команде вставать на задние лапы, затем – опираться крестцом на табуретку, а потом и садиться – сначала на нее, а потом на неподвижно закрепленный велосипед, далее – ставить ноги на педали, нажимать на них… каждый этап – это все та же выработка рефлекса, требующая многократных подкреплений.
Правда, не все животные легко поддаются таким методам – скажем, с кошками это проходит тяжело. Поэтому знаменитый «кошачий клоун» Юрий Куклачев всегда придерживался принципа «одна кошка – один номер». По словам самого артиста, он «играет» с кошками, т.е. наблюдает за ними, подмечая, какие действия кисам нравится выполнять, а затем обыгрывает их в цирковых номерах. Так родился номер «Кот и повар» – с кошкой, любившей забираться в кастрюли, так сделал «карьеру певца» кот Никита Барабулькин, отчаянно мяукавший при звуках губной гармошки и т.д.
В противоположность кошкам, голуби поддаются дрессировке сравнительно легко… но как же их дрессируют? Ведь не может же, в самом деле, дрессировщик летать вместе с птицами под куполом цирка и давать им угощение каждый раз, когда они делают то, что нужно для номера?
Начинается все с того же условного рефлекса на свисток. Когда птица усвоит, что после свистка следует угощение, ее приучают по свистку бросать все свои «дела» и лететь к дрессировщику, и только когда это действие сформировано, приступают к дрессировке на арене. Дрессировщик остается внизу, а помощник относит голубя наверх – теперь остается только позволить птице полетать под куполом и ждать, когда она сделает то, что от нее хотят (например, перекувырнется в воздухе), тогда сразу же следует свисток – и голубь летит получать угощение, так между нужным действием и подкреплением устанавливается опосредованная связь.
Дрессировщики много лет радуют нас своим искусством в цирке – но столь же часто они становятся мишенью для всякого рода «защитников животных». Один из самых популярных лозунгов на митингах таких организаций – «Не водите в цирк детей, в цирке мучают зверей». Тут разумнее всего предоставить слово самим дрессировщикам. Известный артист, представитель цирковой династии Эдгард Запашный вспоминает слова своего отца: «Чем сильнее ты ударишь тигра, тем быстрее он тебе ответит». Ни один дрессировщик не хочет, чтобы животное ему «ответило» – и не только тигр или медведь, которые могут представлять опасность. Болонка насмерть не загрызет, но если не установишь с животным «доверительных отношений», на арене оно в любой момент может выйти из-под контроля. Потому-то дрессировщик всегда выстраивает разумной соотношение «кнута и пряника», и с этой точки зрения искусство дрессуры не более жестоко, чем обучение собаки повиновению командам в домашних условиях.