icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

ƒостойна ли уважени€ и пам€ти велика€ русска€ актриса ћари€ —авина?

  • 2650
  • 9

ƒостойна ли уважени€ и пам€ти велика€ русска€ актриса ћари€ —авина?

ј
јнтракт закончилс€. ¬месте с жидкими хлопками особо нетерпеливых из публики, в гримерку —авиной загл€нула опереточна€ актриса Ћаврова.

Ц ’очешь взгл€нуть на ћедведева?

—авина, конечно, хотела. ¬едь попасть в труппу антрепренера ћедведева было честью дл€ провинциального артиста любого ранга.

ƒело происходило в 1871 году Ќижнем Ќовгороде, куда ћедведев приехал из  азани специально, дабы пригласить Ћаврову в свою труппу. Ћаврова в сей момент счастливо блестела глазами и с трепетом ожидала окончани€ спектакл€. ќднако гл€нуть на ћедведева —авиной не удалось: объ€вили ее выход.

Ђ огда водевиль началс€, Ћаврова очень волновалась, Ц вспоминала —авина самый переломный день в ее жизни. Ц ћы выбежали на сцену. –оль мо€ начиналась какой-то ничтожной фразой, а затем € ложились спать, и лежала так довольно долго. Ѕыл второй час ночи, и € вправду уснула. Ћаврова по-насто€щему будит мен€, € по-насто€щему пот€нулась, кажетс€, зевнула иЕ мо€ участь и участь моей сценической карьеры, да и всей моей жизни была определена. «а кулисы пришел ћедведев иЕ пригласил мен€ вместо Ћавровой!

Ќа следующий день в ресторации Ќикиты ≈горова состо€лось угощение артистов обедом. ѕлатил ћедведев. —авина, конечно, тоже была на обеде, и в ее потайном кармашке плать€ лежал уже оформленный контракт на театральный сезон 1871/1872 года с жалованием 250 рублей в мес€ц (это вместо 25 рублей, которые она получала, работа€ в Ќижнем Ќовгороде и  алуге).  онтракт предусматривал еще и два полубенефиса в сезоне. Ќа третий день после этого обеда, юна€ актриса уже плыла в  азань на пароходе товарищества Ђ—амолетї.

19 сент€бр€ 1871 года состо€лс€ в  азани ее дебют. ќчевидец первого успеха —авиной, ¬.ј. јндреев-–убцов вспоминал, что Ђиз€щна€, тонка€ игра семнадцатилетней —авиной, отличавша€с€ насто€щей художественной грацией, абсолютно гармонировала с ее внешностью, красивой сценически. ѕростота игры —авиной была поразительна: зритель на сцене видел совсем живого человека, с величайшей правдивостью передававшего все душевные изли€ни€ исполн€емого ею лица. ¬ ее игре ощущалось нечто свежее, новое, совершенно отличное от условной и рутинной игры прежних корифеев сцены, придерживающихс€ еще старой школыЕї

”спешный дебют ћарии —авиной имел и неожиданные последстви€: труппу ћедведева, зимой, то есть в самый разгар сезона, покинула умна€ и талантлива€ актриса Ќаталь€ —тепанова. ќна играла первые драматические роли, но публика  азани принимала ее довольно холодно, а тут еще неожиданный успех Ђэтой девчонкиї. —ловом, жутко обидевшись на всех и вс€, —тепанова ушла. » ее все роли буквально обрушились на плечи дебютантки.

¬ тот сезон ћари€ —авина Ђпахалаї очень крепко: сыграла около трех дес€тков ролей. » к ней пришло мастерство, а вместе с ним Ц и слава. ќна играла в  азани драмы, комедии, оперетки, и у нее все роли получались неверо€тно естественными. ¬ —авиной абсолютно не было фальши: каждый жест, взгл€д, улыбка, интонаци€ голоса были жизненно оправданы. ЂЁта худощава€, смугла€, среднего роста с огромными черными глазами девочка,Ц писала актриса ћ.». ¬елизарий в своей книге воспоминаний, Ц сумела добитьс€ такого успеха, что, например, слава о ее роли в Ђ„айном цветкеї, гремела по всей ¬олгеї. Ђ” —авиной был нескончаемый запас наблюдений, Ц вспоминал ј.–.  угель, Ц и ее талант смело и уверенно брал как раз то, что нужно, и лучше чего нельз€ было придуматьї.

≈е первое пребывание на казанской сцене стало одним из самых пам€тных событий в истории театра. ѕозже, когда, будучи уже актрисой —анкт-ѕетербургского »мператорского театра (с 1874) и лучшей на то врем€ исполнительницей ролей в пьесах √огол€, “ургенева и ќстровского, ћари€ √авриловна приезжала в  азань с гастрол€ми, казанска€ публика называла ее Ђнашей —авинойї, име€ в виду то, что ее звезда взошла именно в  азани. ќна гастролировала в  азани два раза: в августе 1887 года и в мае 1899-го. » всегда успешно. ¬ 1899 году вместе с актерами товарищества казанского антрепренера Ѕорода€ она дала три спектакл€, в том числе сыграла Ћизу в Ђƒвор€нском гнездеї. ќна по-прежнему была молода, Ђпорхала, Ц по выражению ј.–.  угел€, Ц как птичка по сценеї, но в больших черных глазах уже не было счастливого блеска: не все казанцы знали, что ћарию √авриловну в конце 80-х бросил муж, красавец кн€зь ¬севоложский, офицер  онного полка. Ѕольшой любитель проводить врем€ в кутежах с великими кн€зь€ми, устраивать балы и маскарады, кн€зь наделал долгов, и, расставшись с —авиной, вскоре умер. ј ћари€ √авриловна, поручившись за долги бывшего мужа, безропотно и едва ли не до самой смерти, случившейс€ 8 (21) сент€бр€ 1915 года, была вынуждена их выплачивать.

»грать на сцене она начала еще девочкой. » за почти 50 лет своей сценической де€тельности она переиграла ¬≈—№ репертуар русского театра. Ќыне, конечно, нет в живых уже никого, кто видел ее на сцене. ќднако ее помн€т, чт€т и благодар€т те из пожилых актеров, которые и по сей день проживают в основанном ею в ѕетербурге Ђ”бежище дл€ престарелых артистовї, которое ныне именуетс€ Ђƒомом ветеранов сценыї имени ћ.√. —авиной.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+