icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

ƒостойна ли нечисть праздника? ƒл€ чего придумали ’эллоуин?

  • 408
  • 4

ƒостойна ли нечисть праздника? ƒл€ чего придумали ’эллоуин?

ќ
ќдной из главных примет времени в последнюю четверть века стало активное заимствование западных традиций, в особенности праздников. „его только мы не перен€ли Ц начина€ ƒнем св. ¬алентина и конча€ ƒнем матери Ц и, несомненно, почетное место в этом списке занимает ’эллоуин. —колько копий сломано вокруг этого праздника!  то-то с восторгом р€дитс€ в костюм ведьмы или мертвеца, кто-то возмущаетс€ Ц наших детей в школах учат поклон€тьс€ —атанеЕ откуда же пришел этот праздник?

—амо название Ђхэллоуинї представл€ет собой сокращенное all-hallows-even Ц Ђƒень всех св€тыхї. Ётот праздник действительно приурочен к ночи на 1 но€бр€, когда католики празднуют ƒень всех св€тых, но считать праздник католическим можно не в большей степени, чем масленицу или  упалу Ц православными праздниками. ƒа и странно было бы в честь св€тых р€дитьс€ в костюмы темных сил!

ѕраздник, совместившийс€ с католическим ƒнем всех св€тых носил название —амайн (—амхейн) и занимал особое место в жизни древних кельтов, в частности Ц ирландцев, к нему приурочено врем€ действи€ многих ирландских преданийЕ откуда такое внимание? ¬ €зыческом мировоззрении особое место занимало пон€тие границы, при этом кажда€ граница Ц будь то пространственна€ или временна€ Ц осмысливалась как граница между миром живых и миром потусторонним. ѕодобное отношение сохранилось до наших дней Ц так, традици€ проводить границу между сутками ровно в полночь сравнительно молода, но полночь уже успела приобрести мистический ореол: Ђ¬ двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщикї, Ц и эта баллада ¬.∆уковского далеко не единственное Ђстрашноеї произведение, где все самое интересное (и ужасное) происходит в полночь. Ќе так давно по историческим меркам установилс€ обычай встречать Ќовый год в ночь на 1 €нвар€ Ц но мы верим, что желани€, загаданные в эту ночь, непременно сбудутс€ (фактически, это означает уверенность, что высказанные человеческие желани€ будут услышаны потусторонними силами).

≈сли даже мы, современные люди придаем такое значение границам во времени, то как же они были важны дл€ древних €зычников! ќдной из таких границ был переход от лета к зиме Ц именно такое смысловое значение имел кельтский —амайн.  ак и мы в Ќовогоднюю ночь, древние кельты ощущали в этот момент близость потустороннего мира, но это не имело ничего общего с нашим Ђновогодним настроениемї, равно как и с той веселой вакханалией, которую можно наблюдать на современном праздновании ’эллоуина. ≈сли вы хотите прочувствовать истинную сущность —амайна, читайте кельтское предание Ђѕриключение Ќерыї. √ерои этой повести в ночь на —амайн сид€т у очага, и когда возникает необходимость выйти на двор, никто не решаетс€ это сделать Ц несмотр€ на обещанную королем более чем щедрую наградуЕ и ведь это не какие-нибудь бесхарактерные хлюпики, а король јйлиль, королева ћедб и их воины Ц все они (в особенности королева) не раз доказывали свою храбрость в сражении! ѕримечательна и причина необходимости покинуть защищенное пространство дома: необходимо былоЕ перев€зать ивовыми пруть€ми ноги ист€заемым пленникам. Ќеобходимость таких действий становитс€ пон€тной, если вспомнить, что военнопленные в древности осмысливались как Ђживые убитыеї Ц некие существа, наход€щиес€ на пересечении миров, от таких существ действительно можно ждать вредоносных действий в такую ночьЕ Ќе буду рассказывать, что произошло с героем, который все-таки решилс€ на такой рискованный поступок, дабы не портить впечатление тем, кто еще не читал Ђѕриключение Ќерыї, но предупреждаю Ц после такого чтени€ любой фильм ужасов покажетс€ вам детским мультиком!

¬от такой была атмосфера —амайна Ц древнего кельтского праздника, трансформировавшегос€ в современный ’эллоуин. Ќе случайно католическа€ церковь совместила его с ƒнем всех св€тых Ц сила какого-то одного св€того казалась недостаточной, чтобы преодолеть этот потусторонний ужас, тут нужны были небесные заступники Ђв полном составеї.

Ќо с христианами все пон€тно, а как защищались от опасных сил €зычники? ќни использовали способ, который никогда бы не пришел в голову христианину, поскольку представлени€ о добре и зле в ту эпоху были иными. ¬ €зыческой древности Ђопасныйї далеко не всегда означало Ђплохойї. Ёто сопоставимо с нашим отношением к той опасности, котора€ может исходить от неодушевленных субстанций Ц никто же не считает огонь Ђплохимї в том смысле, как мы говорим это о человеке, но обезопасить себ€ от него стараемс€. — точки зрени€ древнего €зычника выходцы из потустороннего мира были опасны не были Ђзломї, они были Ђинымиї Ц и потому представл€лись опасными. ѕри таком подходе обезопасить себ€ от них можно было одним способом: убедив, что человек дл€ них Ђсвойї, один из них. ѕотому-то люди в —амайн р€дились в костюмы потусторонних существ.

–азумеетс€, св€тые отцы, назнача€ на этот день празднование пам€ти всех св€тых, не рассчитывали, что правоверные христиане будут продолжать р€дитьс€ в костюмы €зыческих демонов Ц но ведь эти христиане были вчерашними €зычниками! ј следующее поколение помнило, что так делали их отцы и дедыЕ “ак сохран€лась внешн€€ оболочка традиции, из которой постепенно уходила смыслова€ сердцевина: люди привыкли называть —амайн ’эллоуином, на смену образам кельтской мифологии пришли герои готических романов, а затем Ц фильмов ужасов, а главное Ц ушло ощущение присутстви€ потустороннего мира. —овременный человек, праздну€ ’эллоуин, играет в мистический ужас Ц но не более того, вернуть это ощущение он не в состо€нии.

“ак стоит ли праздновать ’эллоуин? ќтвет на этот вопрос зависит от того, способны ли вы примерить на себ€ мироощущение древних кельтов. ≈сли способны Ц вы не найдете в себе сил выйти из дома в эту ночь, если неспособныЕ какой тогда смысл праздновать?


spe
¬ладислав „ерных

Ќаверное, кельты таким образом утилизировали лишние тыквы, когда урожай был большой )))

top
Halida Rojkova

Ќе понимаю € этот праздник, а стать€, как всегда, очень познавательна€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+