icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ƒл€ чего проводитс€ тест √илфорда?

  • 2058
  • 2

ƒл€ чего проводитс€ тест √илфорда?

¬
¬р€д ли найдЄтс€ психическое качество, которое вызывало бы у широкой публики столько интереса, сколько интеллект! ”ровень IQ становитс€ в наше врем€ чуть ли не Ђвизитной карточкойї. Ќемало внимани€ уделили интеллекту и психологи Ц и при этом вы€вл€лись неожиданные вещи. ќказалось, что интеллект Ц это не единое целое, и даже не иерархическа€ структура, как считалось некоторое врем€. ѕравильнее будет сказать, что у нас несколько разных Ђинтеллектовї, и развитие одного совсем не об€зательно т€нет за собой развитие другого. “ак, человек, блест€ще решающий примеры с интегралами может оказатьс€ совершенно беспомощным в человеческих взаимоотношени€х Ц т.е. в том, что американский психолог ƒж.ѕ.√илфорд назвал Ђсоциальным интеллектомї Ц способности понимать чувства и намерени€ других людей, прогнозировать их поступки, а также последстви€ собственных поступков, реакцию других людей.

¬от дл€ того, чтобы диагностировать социальный интеллект, ƒж.ѕ.√илфорд и разработал свой тест.

Ётот тест состоит из четырЄх частей-субтестов, на выполнение каждого из которых отводитс€ от 5 до 10 минут.

ѕервый субтест носит название Ђ»стории с завершениемї и демонстрирует способность испытуемого прогнозировать человеческое поведение в тех или иных ситуаци€х. «адани€ представл€ют собой серии картинок из жизни персонажа по имени Ѕарни Ц ничем не примечательного лысого мужчины, работающего официантом в кафе, а также его жены, сына, друзей. ¬ каждом задании одна картинку показывает исходную ситуацию, а три других Ц возможное еЄ развитие. ¬от, например, Ѕарни сорвалс€ с крыши и висит, с трудом держась за еЄ край.  ак поведут себ€ жена и сын? Ќа одной из картинок-результатов они подставл€ют ему лестницу, на второй Ѕарни сам сумел забратьс€ на крышу, на третьей Ц жена с сыном хохочут, показыва€ на него пальцами. –азумеетс€, правильный ответ Ц картинка є1.

¬торой субтест Ц Ђ√руппы экспрессииї Ц провер€ет, насколько адекватно человек воспринимает невербальные средства общени€: мимику, жесты, позы. ¬ каждом задании даютс€ три картинки, изображающие про€влени€ какого-то эмоционального состо€ни€, а из четырЄх других подобных картинок надо выбрать подход€щую. ¬от на одной картинке человек нервно грызЄт ноготь, на другой Ц сцепленные руки, на третьей Ц напр€жЄнно расставленные ноги. Ќа картинках-ответах Ц улыбающеес€ лицо, спокойное лицо, рука с подн€тым большим пальцем Ц и человек, сжавший голову руками. ¬от эта последн€€, где человек €вно нервничает, и будет правильным ответом Ц ведь именно это состо€ние передают позы на трЄх картинках.

ѕереходим к третьему субтесту Ц Ђ¬ербальна€ экспресси€ї, он покажет, как испытуемый понимает ситуации общени€. ѕроцедура такова: даЄтс€ фраза и ситуаци€ общени€, в которой она была произнесена Ц и три других ситуации общени€. ¬ каких из них эта фраза будет иметь такой же смысл, а в каких Ц другой. ¬от ситуаци€ Ц слабослышащий человек просит собеседника: Ђѕовторите, пожалуйстаї. ј как прозвучит эта фраза, если еЄ произнесЄт профессор, обраща€сь к студентке, телефонистка Ц к абоненту или оскорблЄнный человек Ц к своему обидчику? ¬ первых двух случа€х это будет (как и в исходной ситуации) вежливой просьбой и будет означать только то, что человек не расслышал, а вот в третьем варианте смысл совсем иной.

» наконец четвЄртый субтест Ц Ђ»стории с дополнениемї. «десь мы увидим, может ли испытуемый верно истолковывать причины поведени€ окружающих. «десь тоже будут картинки Ц но из жизни другого персонажа. ≈го зовут ‘ердинанд, и он начальник, но мы увидим его во взаимоотношени€х не только с подчинЄнными, но из женой.  аждое задание Ц это истори€ из четырЄх картинок, из которых не хватает одной Циспытуемый должен выбрать подход€щую по смыслу картинку из четырЄх вариантов. ¬от ‘ердинанд работает в саду, умываетс€, ждЄт, что жена подаст ему обед Ц да так и не дождалс€, ушЄл из дома голодным, тем временем рассерженна€ жена демонстративное не обращает на него внимани€, чита€ ребЄнку книгу.  акие варианты предлагаютс€? ∆ена приходит на кухню с пакетом продуктов; жена подходит к ‘ердинанду, когда он работает; ‘ердинанд с гордостью демонстрирует жене результаты своего труда Ц но всЄ это не объ€сн€ет причину конфликта. ј вот ещЄ одна картинка: жена приходит на кухню и видит, что кругом гр€зь Ц муж, умывшись, не убрал за собойЕ вот почему она разозлилась! Ёта картинка и будет правильным ответом, другие Ц Ђне из той оперыї.

Ћюди, показывающие низкие результаты по этому тесту Ц т.е. с низким социальным интеллектом Ц испытывают трудности в общении, с трудом ориентируютс€ в отношени€х между людьми, нередко Ђговор€т невпопадї или попадают в конфликтные ситуации. —ловом, жить среди людей с неразвитым социальным интеллектом непросто!


deb
Ќаталь€ –еутова

на самом деле не всегда люди с низкими показател€ми по этой методике отличаютс€ низким уровнем социального интеллекта. Ќе все понимают американские картинки и тот "юмор" который там присутствует. наше многолетнее использование этого теста это показывает. ј то, что жить среди людей с неразвитым социальным интеллектом непросто - возможно. ѕросто такие люди в целом не способны быть эффективными в общении. Ќо если им этого не надо, то они и не страдают. ј вот окружающие могут...

tra
«ульфи€  ѕолевода

»нтересно, однако. ћой плюс автору, с удовольствием читала, познавательно. +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+