icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Для чего проводится тест Гилфорда?

  • 1707
  • 2

Для чего проводится тест Гилфорда?

В
Вряд ли найдётся психическое качество, которое вызывало бы у широкой публики столько интереса, сколько интеллект! Уровень IQ становится в наше время чуть ли не «визитной карточкой». Немало внимания уделили интеллекту и психологи – и при этом выявлялись неожиданные вещи. Оказалось, что интеллект – это не единое целое, и даже не иерархическая структура, как считалось некоторое время. Правильнее будет сказать, что у нас несколько разных «интеллектов», и развитие одного совсем не обязательно тянет за собой развитие другого. Так, человек, блестяще решающий примеры с интегралами может оказаться совершенно беспомощным в человеческих взаимоотношениях – т.е. в том, что американский психолог Дж.П.Гилфорд назвал «социальным интеллектом» – способности понимать чувства и намерения других людей, прогнозировать их поступки, а также последствия собственных поступков, реакцию других людей.

Вот для того, чтобы диагностировать социальный интеллект, Дж.П.Гилфорд и разработал свой тест.

Этот тест состоит из четырёх частей-субтестов, на выполнение каждого из которых отводится от 5 до 10 минут.

Первый субтест носит название «Истории с завершением» и демонстрирует способность испытуемого прогнозировать человеческое поведение в тех или иных ситуациях. Задания представляют собой серии картинок из жизни персонажа по имени Барни – ничем не примечательного лысого мужчины, работающего официантом в кафе, а также его жены, сына, друзей. В каждом задании одна картинку показывает исходную ситуацию, а три других – возможное её развитие. Вот, например, Барни сорвался с крыши и висит, с трудом держась за её край. Как поведут себя жена и сын? На одной из картинок-результатов они подставляют ему лестницу, на второй Барни сам сумел забраться на крышу, на третьей – жена с сыном хохочут, показывая на него пальцами. Разумеется, правильный ответ – картинка №1.

Второй субтест – «Группы экспрессии» – проверяет, насколько адекватно человек воспринимает невербальные средства общения: мимику, жесты, позы. В каждом задании даются три картинки, изображающие проявления какого-то эмоционального состояния, а из четырёх других подобных картинок надо выбрать подходящую. Вот на одной картинке человек нервно грызёт ноготь, на другой – сцепленные руки, на третьей – напряжённо расставленные ноги. На картинках-ответах – улыбающееся лицо, спокойное лицо, рука с поднятым большим пальцем – и человек, сжавший голову руками. Вот эта последняя, где человек явно нервничает, и будет правильным ответом – ведь именно это состояние передают позы на трёх картинках.

Переходим к третьему субтесту – «Вербальная экспрессия», он покажет, как испытуемый понимает ситуации общения. Процедура такова: даётся фраза и ситуация общения, в которой она была произнесена – и три других ситуации общения. В каких из них эта фраза будет иметь такой же смысл, а в каких – другой. Вот ситуация – слабослышащий человек просит собеседника: «Повторите, пожалуйста». А как прозвучит эта фраза, если её произнесёт профессор, обращаясь к студентке, телефонистка – к абоненту или оскорблённый человек – к своему обидчику? В первых двух случаях это будет (как и в исходной ситуации) вежливой просьбой и будет означать только то, что человек не расслышал, а вот в третьем варианте смысл совсем иной.

И наконец четвёртый субтест – «Истории с дополнением». Здесь мы увидим, может ли испытуемый верно истолковывать причины поведения окружающих. Здесь тоже будут картинки – но из жизни другого персонажа. Его зовут Фердинанд, и он начальник, но мы увидим его во взаимоотношениях не только с подчинёнными, но из женой. Каждое задание – это история из четырёх картинок, из которых не хватает одной –испытуемый должен выбрать подходящую по смыслу картинку из четырёх вариантов. Вот Фердинанд работает в саду, умывается, ждёт, что жена подаст ему обед – да так и не дождался, ушёл из дома голодным, тем временем рассерженная жена демонстративное не обращает на него внимания, читая ребёнку книгу. Какие варианты предлагаются? Жена приходит на кухню с пакетом продуктов; жена подходит к Фердинанду, когда он работает; Фердинанд с гордостью демонстрирует жене результаты своего труда – но всё это не объясняет причину конфликта. А вот ещё одна картинка: жена приходит на кухню и видит, что кругом грязь – муж, умывшись, не убрал за собой… вот почему она разозлилась! Эта картинка и будет правильным ответом, другие – «не из той оперы».

Люди, показывающие низкие результаты по этому тесту – т.е. с низким социальным интеллектом – испытывают трудности в общении, с трудом ориентируются в отношениях между людьми, нередко «говорят невпопад» или попадают в конфликтные ситуации. Словом, жить среди людей с неразвитым социальным интеллектом непросто!

deb
Наталья Реутова

на самом деле не всегда люди с низкими показателями по этой методике отличаются низким уровнем социального интеллекта. Не все понимают американские картинки и тот "юмор" который там присутствует. наше многолетнее использование этого теста это показывает. А то, что жить среди людей с неразвитым социальным интеллектом непросто - возможно. Просто такие люди в целом не способны быть эффективными в общении. Но если им этого не надо, то они и не страдают. А вот окружающие могут...

tra
Зульфия  Полевода

Интересно, однако. Мой плюс автору, с удовольствием читала, познавательно. +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+