icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Работа, карьера, бизнес

Для чего нужен деловой этикет и что это такое?

  • 1570
  • 1

Для чего нужен деловой этикет и что это такое?

Ч
Человек разумный, будучи существом социальным, со всех сторон окружён правилами, в том числе и в общении с себе подобными. Иногда кажется, что это чрезмерно усложняет и жизнь, и общение, но в действительности правила поведения в обществе, которые называются этикетом, избавляют от неловкости. Тот, кто их знает, всегда чётко представляет, как себя вести.

Не является исключением и работа, бизнес. Здесь действует деловой этикет, который регламентирует общение начальника и подчинённого, ведение переговоров (в том числе по телефону) и многое другое. Ничто не способно так уронить человека в глазах партнёров или даже подчинённых, как несоблюдение правил делового этикета! Каковы же эти правила?

Прежде всего, это бережное отношение к времени. Следует раз и навсегда отказаться от заблуждения, что в некоторых странах на деловые встречи «принято» опаздывать: тех, кто ворует чужое время, не уважают нигде! И придерживаться принципа «начальство не опаздывает, а задерживается», тоже не стоит: если даже начальник не ценит уважение подчинённых, он должен понимать, что об этом могут узнать партнёры, и это будет удар по его репутации. Ворует чужое время и тот, кто во время деловой встречи отвлекается на посторонние темы, все разговоры – исключительно по делу.

Не менее важен дресс-код. Внешний вид человека не должен быть вызывающим: платье с глубоким вырезом хорошо на вечеринке, а на работе уместнее будет строгий деловой костюм. Во многих фирмах этот момент специально оговаривается. Так, одну нашу соотечественницу, устроившуюся на работу в США, в первый же день не допустили до работы, потому что у ней… сумочка не сочеталась с туфлями. «Мы платим вам достаточно, чтобы вы одевались соответствующим образом», – сказали ей.

Переходим к речи делового человека. То, что она должна быть грамотной, само собой разумеется (увы, в наше время часто приходится слышать «в этой связи», неправильно построенные деепричастные обороты и прочие «перлы»). Недопустимы ни в деловой речи, ни в какой другой слова-паразиты (вот, значит, так сказать, употребляемые не к месту и т.п.). Неуместны в деловом общении вводные слова в большом количестве, ирония, лирические отступления.

Главное же правило делового этикета – уважение к собеседнику, кем бы он ни был. Воспитанный начальник никогда не кричит на подчинённых, даже на уборщицу – даже делая выговор. Воспитанный служащий никогда не захлопнет дверь перед клиентом, который пришёл перед обеденным перерывом.

Есть свои правила и для опосредованного общения. Телефонный разговор должен быть предельно кратким и информативным, для этого к нему нужно подготовиться: продумать, что вы скажете собеседнику, о чём он может вас спросить, и уточнить все те даты, имена и прочую информацию, о которой может зайти речь в разговоре. В электронных деловых письмах надо указывать не только имя и фамилию, но и название компании, адрес её сайта, почтовый адрес и телефон.

Единственный допустимый в деловом общении жест, предполагающий прикосновение к собеседнику – это рукопожатие, которое должно быть в меру энергичным и кратким. Похлопывание по плечу, объятия, поцелуи нужно оставить для неформального общения.

И наконец, главное правило: на работе нужно работать! Если 80% рабочего времени сотрудники просматривают личную электронную почту, не относящиеся к делу сайты, играют в компьютерные игры, каждые полчаса выходят покурить или пьют чай, напрашивается вопрос: зачем существует эта фирма?

Разумеется, в одной статье нельзя рассказать обо всех правилах делового этикета, скажем, правилам приёма делегаций посвящены целые книги, но начинать нужно с основ.

mas
Марк Блау

Насчет дресс-кода - это по-разному. В компании Google, например, к этому подходят весьма либерально.
А вот насчет того, что "на работе нужно работать" автор хватил через край. :)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+