Некогда, близ деревянной церкви Николы Тульского в Казани, стоял дом стрелецкого головы Онучина. В 1579 году, за день до Иванова дня, приготовил стрелецкий голова себе мыленку, дабы встретить праздник чистым и опрятным. Затопил Онучин баньку, да и заснул, поскольку ночь не спал, обходя стрелецкие караулы. И то ли выпал из печи уголек, то ли горючей смолою из печи стрелило, да только загорелась мыленка, а опосля дом и иные дворы посадские. В то лето треть города сгорело от этого пожара. Говаривали – сие гнев Божий за грехи христианские. Но Бог не только карает, но и милует. Посему, когда Онучин стал отстраиваться после пожара, его дочери Матрене десяти лет от роду приснился чудесный сон. Будто сама Пресвятая Богородица явилась к ней и поведала, что в месте, где стоял их сгоревший дом, сокрыт ее образ. Когда Матрона решилась рассказать о видении отцу с матерью, те только посмеялись.
Вещий сон приснился Матрене вторично. И повелела Пречистая Богородица рассказать о явлении своем архиепископу, городским воеводам и прочим людям. Не раз и не два пыталась Матрена рассказать взрослым о своем видении. Да безуспешно.
На третий раз явилась к Матрене уже сама икона Божией Матери. Случилось это, когда девочка, притомившись, уснула в полдень. Икона испускала огненные лучи, столь жаркие, что Матрене стало горячо, и она испугалась. Она испугалась еще больше, когда услышала глас, что ежели она не передаст веление Богородицы об изъятии Образа Ее из земли, то умрет в муках.
Проснувшись, девочка побежала к матери, снова рассказала про видение и слова Богородицы и упросила мать пойти вместе с ней к воеводам. В 7 утра 8 июля вошли они в приказную палату, благо в те времена доступ простого люда к градоначальникам был беспрепятственный. И поведала Матрена о своих снах воеводе казанскому да главным дьякам, но рассказам девочки не поверили, ибо и в те времена, не говоря уж о нонешних, если и веровали в Бога, то не шибко.
Пошли к архиепископу Иеремии. Тот выслушал со вниманием, ничему не поверил и отпустил их с миром. Наплакавшись от такой несправедливости, Матрена, отчаявшись, сама взяла заступ и стала копать в месте, указанном Богородицей. Нашлись и помощники. Долго копали, да так ничего и не нашли. Тогда Матрена решила копать там, где до пожара стояла печь. И на глубине чуть более двух локтей, показался из земли кусок материи вишневого цвета, наполовину истлевший. Подняли. Развернули. И предстал пред людьми Образ Богородицы, называемый Одигитрия, с Младенцем на руках. Икона была, несомненно, старой, с доселе невиданным древним греческим письмом, однако дерево было ничуть не порчено, да и краски сияли, будто только что нанесены. Изображение Божией Матери было грудное, а Богомладенец был изображен стоящим и двуперстно благословляющим. Размеров икона была шесть вершков на пять.
Когда несли обретенную икону в крепость, дабы поставить в соборном храме Благовещения, явила Владычица Богородица через образ свой чудо первое: сделала зрячим человека, по имени Иосиф, три года, как ослепшего. По внесении иконы во храм, явила икона чудо второе: исцелила от хвори посадского человека Никиту.
На следующий день, описав икону и чудеса, явленные ею, отправили градоначальники казанские письмо в Москву к государю Ивану Васильевичу. А на месте обретения иконы храм поставили да устроили монастырь женский. И первой инокинею, а затем и настоятельницею сей обители стала Матрена…
С сей иконою и заступничеством Владычицы Богородицы, воинство православное очистило 22 сентября 1612 года от поляков стольный град Москву. И государь Михаил Федорович, в память об этой победе, повелел чтить праздник явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери два раза в год с крестными ходами: 8 июля, в Казани, в день ее обретения, и 22 октября, в Москве, в день очищения Отчизны от поляков. По всей России же празднование дня явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери каждый год 8 июля было учреждено государем Алексеем Михайловичем в 1648 году. С тех пор этот праздник Русской православной Церковью справляется неукоснительно. Правда, уже по новому стилю – 21 июля.