icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ероника √олубева
ѕраздники

ƒень слав€нской письменности и культуры (24 ма€). „то это за праздник?

  • 2357
  • 6

ƒень слав€нской письменности и культуры (24 ма€). „то это за праздник?

—лав€нска€ письменность, как считают историки, была создана приблизительно в 863 году (IX век), благодар€ старани€м ћефоди€ (в миру - ћихаил) и  онстантина (после прин€ти€ монашества ему было дано им€  ирилл). »менно в честь равноапостольных братьев в Ѕолгарии, –умынии, „ехии, –оссии и всех прочих слав€нских странах каждый год 24 ма€ (а по старому стилю Ц 11 ма€) православна€ ÷ерковь совершает богослужение, почита€ ћефоди€ и  ирилла, как св€тых учителей словенских.

ѕроисхождением брать€ были из знатного рода и жили в —олуни (сейчас паломнический православный центр в √реции). ћладший из них уже в детстве про€вл€л интерес к наукам и немалые способности в их постижении, особенно т€готел он к изучению €зыков. ¬се знани€, несомненно, пригодились ему в главном труде его жизни Ц создании слав€нской азбуки. ƒл€ более точной передачи слав€нской фонетики  ирилл придумал р€д приемов изменени€ греческой азбуки, на основе которой и была придумана слав€нска€ система обозначени€ звуков, дошедшей до наших дней лишь с небольшими изменени€ми. Ќесмотр€ на то, что ћефодий принимал активное участие и в создании символов слав€нских букв, и в последующих переводах на слав€нский €зык с греческого раннехристианского сочинени€ Ђ≈вангелиеї, библейских книг ¬етхого завета Ђѕсалтырьї и Ђјпостолї, нова€ азбука, созданна€ брать€ми, получила название в честь младшего из них - Ђкириллицаї.

Ќедооценить возможности, открываемые письменностью, пришедшей в слав€нские государства, а в их числе и в –оссию, сложно. ¬едь с ее помощью слав€нские народы приобщились к мировой культуре, получив доступ к мудрости цивилизации. ѕоэтому так широко отмечаетс€ ƒень слав€нской письменности и культуры и отдаетс€ по праву дань словенским первоучител€м.

≈ще в старые времена празднование пам€ти ћефоди€ и  ирилла имело место во всех слав€нских земл€х. Ќапример, в Ѕолгарии первое упоминание о праздновании 11 ма€ (по старому стилю) ƒн€ равноапостольных св€тых просветителей, так же известных, как Ђ—олунские брать€ї, было датировано XII веком. Ќо затем, под гнетом разных политических и исторических обсто€тельств, этот день был практически забыт, и лишь в начале дев€тнадцатого века обновилась пам€ть слав€нских народов о св€тых первоучител€х. Ќа –уси в 1863 году был официально введен праздник пам€ти о ћефодии и  ирилле. ѕравда революци€ и войны внесли свои негативные коррективы, и вновь пришло забвениеЕ вплоть до 1985 года. »менно тогда (еще в —оветском союзе) было возобновлено общенациональное, общественное празднование дн€ пам€ти св€тых первоучителей и приуроченного к нему ƒн€ слав€нской письменности и культуры, а центрами праздновани€ в разные годы становились разные города огромной страны. “ак первый Ђѕраздник письменностиї прошел в ћурманске, а в 1987 году центром праздновани€ стала ¬ологда, в 1988 Ц ¬еликий Ќовгород, затем  иев, ћинск, —моленск. ѕосле прин€ти€ постановлени€ ѕрезидиума ¬ерховного —овета –—‘—– 30 €нвар€ 1991 года о ежегодном проведении праздника Ђƒень слав€нской культуры и письменностиї два года подр€д, в 1992 и 1993 годах, центром праздновани€ становилась столица –оссии. ¬ 1994 году основные торжества этого праздника прошли во ¬ладимире, в следующем 1995-ом центр праздновани€ переместилс€ в Ѕелгород, потом в  острому, в 1997 году центром торжественных событий стал ќрел, в 1998 Ц ярославль, в 1999 Ц ѕсков. ¬ начале нового столети€ честь стать центром праздновани€ выпала –€зани, в 2001 году основные торжества проходили в  алуге, в 2002 центром становитс€ Ќовосибирск, в 2003 Ц ¬оронеж, а в следующие годы: —амара, Ќовочеркасск и ’анты-ћансийск.

¬ 2007 году празднование проходило не в один, а в четыре дн€ (с 20 по 24 ма€), а центром праздника впервые стал районный центр Ц  оломна. “огда же в  оломне на —оборной площади был открыт пам€тник  ириллу и ћефодию, а во врем€ подготовки к торжествам силами реставраторов преобразились 13 храмов  оломны. ¬ 2008 году центром праздновани€ была “верь, а празднику предшествовала цела€ недел€ культурных меропри€тий (с 18 по 24 ма€), посв€щенных ƒню слав€нской письменности. —аратов стал центром праздновани€ в 2009 году, а уже в следующем году было решено, что центр основных торжеств больше не будет переезжать из города в город, и впредь основные праздновани€ будут проходить в ћоскве.


deb
Ќаталь€ «убова

¬ероника, спасибо ¬ам за эту тему. я уже и подзабыла эти факты. ј ¬ы напомнили. » не только мне. ћолодец. ++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+