«Морским судам российским быть!» - такая постановляющая часть Указа боярской Думы, вдохновленной первой крупной викторией, положила начало массовому строительству российских военных кораблей, а дата подписания его, 20 октября 1696 года, считается днем рождения российского флота.
Всего за 30 последующих лет, до 1725 года, был построен достаточно значительный флот России: 111 линейных кораблей, почти 40 фрегатов, около 60 бригантин, почти 70 галер, большое количество бомбардирских кораблей, транспортов, брандеров, прамов, шмаков, шняв, и прочих судов, различить и описать которые сейчас могут только военно-морские историки…
Военные корабли строили в Воронеже, на Ладоге, в Архангельске…После победы над шведами и основания Санкт-Петербурга появились корабельные верфи и на Балтийском море. Россия становилась морской державой и постепенно, но неуклонно раздвигала свои границы. Увеличивалась численность Азовского, первого из российских военных флотов, появился Балтийский флот, затем Тихоокеанский, Северный…
Этот праздник носит еще одно официальное название «День моряка-надводника», и официально его празднуют те, кто ходит на любых надводных кораблях – военные и гражданские моряки… Но больше его знают, как День рождения российского военно-морского флота, и считают своим профессиональным праздником не только моряки-надводники, но и все корабелы России, и военные и гражданские, на всех верфях, и речных и морских.
И не надо его путать с Днем военно-морского флота России, который празднуется в последнее воскресенье июля – это совсем другая история…