icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

ƒень народного единства (4 но€бр€). „то это за праздник и какова его истори€?

  • 2355
  • 2

ƒень народного единства (4 но€бр€). „то это за праздник и какова его истори€?

4
4 но€бр€ –осси€ празднует ƒень народного единства.

ƒень этот можно назвать праздником-парадоксом: установлен он недавно Ц всего лишь 6 лет назад Ц а посв€щЄн событи€м начала XVII века. ѕочему же так произошло Ц почему нашим власт€м вдруг пришло в голову увековечить событи€ четырЄхвековой давности?

–азберЄмс€ дл€ начала, что же, собственно, произошло 4 но€бр€.

ƒл€ этого нам придЄтс€ перенестись в XVII век. »так, 1612 год. ћосква захвачена польскими интервентами. ƒа, некоторые западные (в особенности польские) историки отрицают факт польской интервенции, и кое-кто из наших соотечественников готов Ц в порыве модной Ђтолерантностиї Ц повтор€ть за ними на попугайский манер, но из песни, как известно, слова не выкинешь. ¬от, например, что пишет участник событий Ц житель —моленска, вз€того пол€ками приступом в 1611 г.: "ћы не противились - и все погибли, в вечную работу к латинству пошли. ≈сли не будете теперь в соединении, обще со всею землею, то горько будете плакать и рыдать неутешным <Е> и убиен будет лютою смертию род ваш христианский, поработ€т и оскверн€т и разведут в полон матерей, жен и детей ваших".  стати, этот человек €вно скромничает, утвержда€, что жители города Ђне противилисьї: —моленск, осаждЄнный 12-тыс€чной польской армией осенью 1609 г., оказывал пр€мо-таки героическое сопротивление вплоть до 3 июн€ 1611 г., когда был вз€т приступомЕ ј немецкий историк Ўульце-√еверниц, которого уж никак нельз€ заподозрить в пристрастном отношении, характеризует эти событи€ так: "≈ще немного - и –осси€ сделалась бы провинциейЕ западноевропейского государства, как это было с »ндией"

Ќо вернЄмс€ в ћоскву. ќдним из главных вдохновителей национально-освободительного движени€ становитс€ патриарх √ермоген. Ѕудучи заточЄн в  ремле, он продолжает через своих сподвижников рассылать по стране грамоты, призывающие к борьбе против захватчиков. “о же самое делает архимандрит ƒионисий в “роице-—ергиевом монастыре.

» вот одно из таких воззваний, достигнув Ќижнего Ќовгорода попадает в руки  узьмы ћинина Ц торговца м€сом и земского старосты. Ётот достойный человек обращаетс€ к нижегородцам с призывом вступать в ополчение дл€ борьбы с иноверцами и оказывать этому ополчению материальную поддержку. ћинин и сам подаЄт пример, жертву€ треть собственных денег (сто рублей Ц огромна€ по тем временам сумма). –уководителем же ополчени€ становитс€ кн€зь ƒмитрий ѕожарский.

Ѕорьба была долгой и трудной, но вот 22 окт€бр€ по юлианскому календарю (1 но€бр€ по григорианскому) ополчение под руководством ћинина и ѕожарского вз€ло  итай-город. ѕолна€ капитул€ци€ интервентов состо€лась несколько позже Ц 26 окт€бр€, но в этот день ƒ.ѕожарский, вступив в ћоскву под покровом  азанской иконы Ѕожьей ћатери, покл€лс€ построить храм в честь этой славной победы Ц а потому именно 22 окт€бр€ вошло в православный календарь как день  азанской иконы Ѕожьей ћатери (поскольку за 4 века разрыв между юлианским и григорианским календар€ми увеличилс€, сейчас этой дате соответствует 4 но€бр€).

ј через 37 лет Ц в 1649 году Ц царь јлексей ћихайлович объ€вил этот день государственным праздником, который и отмечалс€ до 1917 года.  ак видим, истори€ праздника гораздо древнее Ц только ƒнЄм народного единства никто его тогда не называл, он сохран€л свой религиозный характер

–азберЄмс€ теперь, что произошло в позднейшие времена.

ѕосле падени€ —оветской власти праздновать ƒень ќкт€брьской революции было как-то неудобно (почему неудобно Ц остаЄтс€ только догадыватьс€: празднуют же во ‘ранции ƒень вз€ти€ Ѕастилии, а в јнглии никто не собираетс€ демонтировать пам€тник ќливеру  ромвелю Ц но у –оссии, как всегда, свой особый путь) Ц и в 1996 г. праздник 7 но€бр€ был переименован из ƒн€ ќкт€брьской революции в ƒень согласи€ и примирени€.

’удшей идеи нельз€ было и представить! Ќазвать ЂднЄм согласи€ и примирени€ї день, когда на улицах толпы под красными флагами скандировали Ђƒолой антинародный режим!ї, а представители старшего поколени€ за праздничным столом называли своих детей и внуков Ђотморозкамиї за то, что те не желали считать Ћенина √осподом Ѕогом, назвать ЂднЄм согласи€ї можно было только в пор€дке злой шутки.

— другой стороны, всем известно, как наш народ любит праздники Ц и отменить такой привычный праздник было бы опасноЕ единственный выход Ц дать взамен другой праздник, приход€щийс€ примерно на это же врем€.

¬ыход был найден осенью 2004 года: ћежрелигиозный совет –оссии предложил, ѕатриарх ћосковский и все€ –уси јлексий II публично поддержал инициативу, а √осударственна€ ƒума рассмотрела проект о введении нового праздника. » вот, 27 декабр€ 2004 года закон о новом празднике был прин€т.

¬от такие Ђполитические игрыї.

Ќо ведь подвиг  .ћинина, ƒ.ѕожарского и всех их соратников от этого не меркнет, не правда ли? » не грех о нЄм вспомнить Ц вспомнить о том, что у нас есть славное прошлое, у нас есть истори€, которую никакие политики никогда не перепишут! ≈сли мы сами будем еЄ помнить, конечно!


pro
Ћеонид ƒев€тых

»стории у этого праздника (нынешнего) нет, на задумка хороша€...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+