icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Праздники

День города? А зачем нужен этот праздник?

  • 2949
  • 8

День города? А зачем нужен этот праздник?

П
Помню, как я впервые побывал на Дне города. Было это в начале 1980-х годов в городе Свердловске (тогда еще Свердловске!). Я приехал туда к знакомым. Приехал в середине августа, и как раз угодил на празднование Дня города.

День города в Свердловске был «фишкой» местного городского и областного начальства, которое возглавлял тогда Б.Н.Ельцин. Мои друзья-свердловчане гордились, что такого праздника в то время в самой Москве не было. Ельциным они тоже гордились, потому что, в отличие от множества «безголосых» первых секретарей российских обкомов, стоявших перед столицей навытяжку, он упрямо «тянул одеяло на себя» и худо-бедно продовольствовал вверенную ему область. В том году Ельцину ставили в заслугу то, что, в Свердловске, наконец, отменили талоны на молоко. Молока, правда, от этого не прибавилось. Кто хотел им разжиться шли к молочным магазинам рано поутру. Зато вдруг стали «выбрасывать» в продажу кур с какого-то местного птицекомбината, строительство которого, вопреки центру, на областные средства, горожане тоже приписывали «своему» Ельцину.

Во время Дня города продовольственное обилие было явлено народу на центральной площади, где те, кому повезло, сумели купить творог, сметану и сосиски. И кур, конечно. Так с авоськами наперевес, я со своими приятелями посетил несколько площадок, где танцевали и пели, где звенели девичьи голоса и блистали девичьи коленки. Вершиной культурного празднества была площадь перед знаменитым Политехническим институтом, где выступали творцы самодеятельной песни и даже местные рокеры! Нет, правы были мои друзья, такого в то время и в самой Москве не водилось! В Москве первый День города состоялся только в 1987 году, в то недолгое время, когда Московский горком возглавлял все тот же Б.Н.Ельцин. Но это было уже другое время и почти что другая страна.

Дни Города до этого никогда в широком масштабе не праздновали. В советское время городам вообще не рекомендовалось слишком высовываться со своей «особостью». Поэтому новый праздник расценивался как символ новизны, как символ перемен, и – не побоюсь вспомнить эти слова – перестройки и ускорения. В 1986 году его сделали городским праздником в Ленинграде и в Воронеже, в 1987 году – в Новосибирске, Жданове и в Угличе. Далее процесс, как говорил М.С.Горбачев, пошел. Всякий уважающий себя город обзавелся своим местным праздником, Днем города.

Праздник этот чаще всего приурочивали к дню основания населенного пункта. Но иногда российская погода протестовала. Дата основания того же Екатеринбурга – 18 ноября. Холода и серое небо, плачущее то дождем, то снегом, не способствуют гульбищам и ристалищам. Посему в Ебурге (так для краткости нынче называет свой город местная молодежь) День города перенесли на теплый август.

Собственно говоря, Дни города не праздновали не только в советское время, но и в дореволюционное время тоже. На всей территории империи были только два города «с лицами», Москва и Петербург. Все остальное – губернский или уездный город N. Даже такие немалые центры, как Нижний Новгород, Казань, Одесса, Киев, Тифлис и Варшава проходили по этому безликому разряду.

Великая (и невеликая) русская литература тому свидетель. Место жительства героя в Москве или Санкт-Петербурге описывалось весьма подробно и в деталях: в Коломне, на Песках, в Марьиной Роще, на Арбате в Кривоколенном переулке... В провинции же никаких милых сердцу подробностей автор не сообщал. Ну да, есть в Симбирске красивейшее место, Венец, но кто про этот городской район кроме самих симбирцев слыхивал?

За исключением столиц, империи не нужны были уникальные города и населенные пункты. Люди, живущие в этих бесчисленных городах N, должны были чувствовать себя не жителями какого-то города или края, а подданными одного государства. При советской власти общий курс не изменился. Москва была символом всей страны, Ленинград – колыбелью революции, а Урюпинску была судьба попасть в анекдоты именно оттого, что там не слыхивали ни о Марксе, ни о Ленине, ни даже о Сталине.

В 1960-е годы курс маленько изменился. Краеведение стали развивать и поощрять, а любовь к малой родине пестовать. Тогда-то вдруг стало модным, чтобы все города вплоть до районных центров, получили гербы. Причем, как правило, старые, дореволюционные, гербы восстановить осмелились немногие. А у некоторых городов, построенных во время советской власти, таковых и совсем не было.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов стало оживляться не только национальное, но и региональное движение. Это было связано, в частности, с тем, что регионы получили больше экономической и финансовой самостоятельности. В результате начался процесс брендирования регионов. Каждый город и городок обзаводился своим гербом, флагом, музеем, местной историей и местными достопримечательностями. И Днем города тоже.

День города, как и всякое празднество, должен проводиться по грамотному сценарию. Этот сценарий, во-первых, включает в себя создание специальных праздничных пространств. На некоторых улицах и площадях перекрывается движение. Там, где раньше двигались машины, можно, не торопясь, прогуляться.

Во-вторых, организованное праздничное пространство одновременно становится и торговой площадкой. Продавать можно все, но желательно, чтобы на фоне китайского ширпотреба были представлены и местные товары и продукты местного производства. И да, торговую площадку весьма украсят аттракционы и павильоны быстрого питания.

На любой свадьбе должен быть свой генерал. Третьей важной составляющей Дня города должна стать официальная программа. Присутствие местной власти и местной элиты обязательно. Они возглавляют город в реальной жизни, они должны быть и на празднике.

Четвертая составляющая Дня города – праздничный концерт, где непременно должны выступить «звезды» и «звездочки». Своеобразным «разогревом» публики к предстоящему концерту могут быть выступления народных коллективов.

Общая канва праздника должна разнообразиться в соответствии с тем, чем привык себя славить город. Это может быть память о военных победах, или же историческая и экономическая слава города. Есть города – просто готовые символы межнациональной – не скажем дружбы – но долгой успешной совместной жизни. Примером такого города, одновременно и русского, и татарского, является Казань.

К сожалению, до сих пор такие праздники, как День Города, остаются слишком официальными. Организаторы стремятся свести к минимуму всякого рода не предусмотренную самодеятельность. Жители города не являются участниками праздника, а только его зрителями. Хотя главное назначение данного праздника – это как раз проявление местной самодеятельности, которая толкает людей друг к другу, заставляет ощутить себя единым социальным организмом, жителями города, праздник которого празднуется.

pro
Семен Цыгановский

Поскольку большая часть статьи оказалась посвященной Свердловску - Екатеринбургу, иллюстрацией выбрана картинка о праздновании Дня Города в Ебурге, у памятника основателям этого города, Татищеву и Генину.

Но в некоторых других городах праздник проходит довольно весело и многоцветно

pro
Семен Цыгановский

Фотографии 1 - 4 это не Рио-де-Жанейро, а Красноярск. Фото 5 - празднование Дня Города в Барнауле.

pro
Тамара Меркулова

А День Города в Москву, действительно, привез Ельцин. Вот тебе и роль личности в истории!

mas
Марк Блау

Хорошая статья. В меру ностальгическая, в меру аналитическая. А какие девочки!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+