icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
√алина „еревык
ѕсихологи€

„то значит быть –усским?

  • 9172
  • 23

„то значит быть –усским?

»
ЂЕ» сломит гнЄт,..†как гнЄт ломала
”же не раз†повстанцев ратьЕ
–одитьс€ –усским Ц†слишком мало:
»м надо быть,†им надо стать!ї

»горь —евер€нин

— чего зарождаетс€ национальность в человеке?†

ѕрежде всего, с €зыка, на котором он говорит, родного и неповторимого. ¬ унисон этим словам мыслит писатель јндрей Ѕитов, говор€ о русских люд€х следующие слова: ЂЌичего более русского, чем €зык, у нас нетї. Ќо быть носителем русского €зыка еще не означает быть русским до конца.

„то же еще нужно дл€ того чтобы быть, есть и оставатьс€ русским человеком?†

ћногое. ¬сего и не перечислить, но попробовать стоит. –усский человек без духовности, веры, религиозности это все равно, что дом без семьи, земл€ без семени или ребенок, выросший без материнского тепла, потому что это основа, на которой зиждитьс€ его естество, душа и тело.

–усский человек не может спокойно жить, осознава€, что его ќтчизна в том или ином аспекте своего быти€ срываетс€ в пропасть и потому, пусть и не сразу, но он снова и снова возвращаетс€ к пониманию того, что его попустительское отношение к своей душе способно привести к падению ќтчизны. » есть способ этого не допустить: начать с самого себ€ и старатьс€ взращивать полезные плоды в своей жизни, тем самым помога€ своей –одине не упасть на ровном месте. ќб этом сообщал еще јрхимандрит »оанн ( ресть€нкин), говор€ следующие слова о –оссии: Ђ»з истории –оссии видно, что есть соответствие внешней судьбы нашей –одины с внутренним состо€нием народного духа. ѕоэтому необходимо пон€ть, что как грех привел к катастрофе, так и пока€ние способно привести к восстановлению –оссииї.

–усский народ, как и все прочие народы небезгрешен, но он способен найти в себе силы признать свои грехи и пока€вшись в них, всеми силами воздерживатьс€ от греховной жизни. ј через это стать сильнее духом и быть готовым встать на защиту своей «емли, если это будет необходимо.

–усский народ не мыслит своей жизни без трудностей. ≈сли их нет, то он сам себе их создаст, чтобы затем разрешить. “ак он себ€ подстегивает, провер€ет и не дает возможности усыпить собственное сознание. ј все это происходит, по мнению великого полководца јлександра ¬асильевича —уворова в частности и от того, что легкие победы не льст€т сердцу русского человека. ¬озможно, именно поэтому русские не сдаютс€ никогда. »м легче умереть, ранив своего врага, но, не проиграв, чем умереть, сдавшись ему.

–усские люди отличаютс€ пр€мотой, честностью, стремлением к правде. ѕри этом они способны не только говорить правду другим люд€м, но и самим себе говорить насто€щую правду о себе же. ƒаже если она отрицательна€. ѕоэтому они порой удивительно самокритичны. ј дл€ этого нужно немалое количество мужества, без которого русский человек так же не был бы таким, какой он есть. ѕри этом находчивость русского народа умело граничит с хитростью в том или ином вопросе.

” русского человека особое понимание любви. ќно неповторимое, своеобразное, каждый раз разное, не имеющее четких границ, понимани€ и определени€ даже дл€ того, кто ее испытывает. —егодн€ бьет, а завтра руки целует вместе со ступн€ми до макушки. Ќикогда не знаешь чего ждать как от русской женщины, так и от русского мужчины, люб€щих друг друга. Ћюбовь така€ же разнородна€, искрометна€, как и характер русского человека.

»нтересен тот факт, что по заверению »вана —ергеевича “ургенева именно природа пробуждает в человеке потребность чувства любви. «начит, и здесь на каком-то бессознательном уровне русска€ земл€, ее воздух и красота помогает русскому человеку, направл€ет его, уберегает от одиночества и подводит к мысли о создании семьи. ј ‘едор ћихайлович ƒостоевский полагал, что Ѕога можно найти, разгл€деть и познать в человеческой любви. Ќиколай јлександрович Ѕерд€ев вообще полагал, что нет никакой другой любви, кроме вечной. “ак как без вечности нет ничего. ќттого-то русский человек ко всему прочему такой терпеливый, еще и в любви.

јналогичным образом дело обстоит и с чувством юмора русского человека. Ёто чувство переполн€ет его душу даже в такие моменты, когда другой быстрее заплачет, чем засмеетс€. Ќаверное, поэтому смех русского человека частенько бывает сквозь слезинки. ¬едь веру в лучшее у русских людей ничем изжить нельз€. „ем сложнее ситуаци€, тем каверзнее и интереснее шутки и крупнее слезы на щеках.

Ѕлагодар€ своему терпению русские умеют даже ненавидеть люб€, потому что даже в несимпатичном им человеке они стараютс€ найти, что-то милое сердцу, то есть разгл€деть в нем признаки человечности, сокрытые в том или ином его положительном качестве. ѕоэтому они не умеют только любить, или только ненавидеть. –усский человек эмоционален, поэтому одно его чувство любви или ненависти имеет под собой целую гамму разнообразных Ђподчувствї и эмоций.

¬ыходит, что удивительным образом природа и вера сопровождают русского человека по ступен€м лестницы от влюбленности до любви, котора€ без его религиозности была бы менее нравственной и полной.

–усский человек мыслит особым образом, мер€ет особыми мерками, имеет особые ценности, любит свою ќтчизну, но нередко не верит своему государству, в него не верит, а через это полагаетс€ не на собственное государство, а на √оспода Ѕога, а также собственные силы.

¬ерит в лучшее до последнего, но порой не знает абсолютно своего будущего, поэтому часто живет сегодн€шним днем, а мысл€ми нередко возвращаетс€ в прошлое. „асто хорошее уже потому только, что все его трудности удалось пережить.

–усские люди привыкли быть частью общности, а не жить отдельно от нее во им€ услаждени€ собственных эгоистичных мотивов, желаний и стремлений. ¬озможно, все это идет от того, что русские люди €вл€ютс€ представител€ми слав€нских народов, от них идут корни. ѕомимо этого русскому народу, как никакому другому хорошо известно, и пон€тно слово Ђсоборностьї, скрывающее под собой совместность, общность чувств и устремлений людей, собранных в единое целое на молитве. —ила всеобщей молитвы неоднократно спасала русский народ от порабощени€ и угнетени€.

 роме того, русский народ долгое врем€ был в составе ———–, общем и неделимом союзе и с молоком матери впитал и эту разновидность общности с другими народами. ћногие и сегодн€ мечтают вернуть те времена. ѕоэтому не будет лишним сказать, что стремление к общности в том или ином ее виде есть в генах русских людей.

ѕри всем том, что русский человек порою и по заслугам требует, а не просит от других народов уважени€ к себе, сам себ€ он почему-то часто недооценивает, подверга€ сомнению свои достоинства, занижа€ планку их значимости, их ценность. „асто он убивает еще в зародыше свои стремлени€ и про€влени€, потому что боитс€ непонимани€ и неодобрени€ со стороны других людей. Ќо при этом часто говорит, что его совершенно не волнует общественное мнение. „то подтверждаетс€ следующим высказыванием ‘едора ћихайловича ƒостоевского: Ђ” русского глубоко засело в сознании, что про€вление Ц это нарушение чего-то. ѕро€вл€ть себ€ значит нав€зыватьс€, быть неделикатным. “ак и остаетс€ –осси€ страной великих, но не про€вленных и поныне возможностейї.

 роме этого русские, как и прежде, недооценивают не только себ€ и свои возможности, но почему-то и достижени€ своей нации в лице известных людей, которые им поспособствовали. Ќо если кто-то сторонний занижает планку достижений национальных героев, то его ждет шквал доказательств его неправоты.

¬ыходит, что без своего менталитета и его неповторимых черт и особенностей русский человек не будет собой до конца. ¬от еще одна особенность русского человека, которую в свое врем€ заметил писатель »ван —ергеевич “ургенев, она состоит в том, что русский человек боитс€ и прив€зываетс€ легко; но уважение его заслужить трудно: даетс€ оно не скоро и не вс€кому.

Ќе зр€ говор€т, что со стороны всегда виднее и потому о русском человеке можно поговорить словами иностранцев. ¬от р€д прилагательных, которыми в разные времена они нас одаривали: учтивые и приветливые, религиозные и талантливые, милосердные, терпеливые и человечные, щедрые и гостеприимные, впечатлительные, веселые и энергичные, свободолюбивые и миролюбивые. ј также здоровые, сильные, красивые, долговечные, трудолюбивые и чистоплотные.

Ќар€ду с положительными качествами у русских людей есть и негативные, но нет смысла перечисл€ть все, кроме одной: лени. Ќо русска€ лень Ц это лень особа€. ≈сли русскому человеку нужно выполнить какое-то важное дело, но он знает, что его можно и отложить на врем€, то он раст€нет это врем€ на максимально долгий срок. » в последние часы возьметс€ за дело с непередаваемым рвением и отдачей. „тобы пон€ть о чем речь, то любому русскому человеку достаточно вспомнить бессонные ночи в годы студенчества в период сессии.

ћногие иностранцы также отмечают присутствие в русских люд€х загадочного и неповторимого духа. —реди них был и √абриель ћоно, французский историк, сравнивающий русских людей с вулканами, имеющими различный уровень активности: Ђ–усские Ч вулканы: или потухшие, спокойные, или в состо€нии извержени€. ѕод поверхностью и самых спокойных и глупых таитс€ жила энергии расы, ведуща€ к внутреннему огню и тайне человеческого духаї.

¬озможно ли, €вл€€сь иностранцем по рождению, стать русским по духу? ¬ладимир »ванович ƒаль полагал, что это возможно. » с ним совсем не хочетс€ спорить. ¬от его мнение по этому вопросу: ЂЕни призвание, ни вероисповедание, ни сама€ кровь предков не делают человека принадлежностью к той или другой народности. ƒух, душа человека Ц вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. „ем же можно определить принадлежность духа?  онечно, про€влением духа Ц мыслью.  то на каком €зыке думает, тот к тому народу и принадлежит. я думаю по-русскиї.

Ѕез чего же еще русский человек не был бы таким неповторимым и особенным? –азумеетс€ без ощущени€ своей земли под собственными ступн€ми. ќна вместе со своим народом претерпевала и продолжает претерпевать различные лишени€, невзгоды, хоронит в себе боль и страдани€ тех, кого уже нет в живых: своих сыновей и дочерей, свой народ. » в тот же миг –усска€ земл€ плодоносит, порождает и украшает собой добрую половину планеты «емл€, но она еще и народ свой на себе носит и дает сил жить, русскому человеку, остава€сь собой до победного конца. ѕри€тно осознавать, что эти мысли созвучны с размышлени€ми о –оссии Ѕориса ѕастернака, который говорил о ней слова, которыми хочетс€ подвести к завершению данную статью: Ђ–осси€ Ц несравненна€, за мор€ми нашумевша€, знаменита€ родительница, мученица, упр€мица, сумасбродка, шала€, боготворима€, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельз€ предвидетьї.

“ак что же значит быть –усским?†

Ѕыть –усским значит быть собой, насто€щим, живым, активным, добросердечным, открытым, сильным духом и телом. Ёто значит, быть готовым прийти на помощь ближнему своему, даже если он оступилс€ не дать ему полностью погрузитьс€ в мрачную пучину зла.

Ѕыть –усским Ц это значит уважать и любить, верить в свой народ, свою –одину, чтить своих предков, знать историю своего рода и государства. » при этом с почтением относитьс€ к другим народам. ¬ыходит, что быть –усским Ц это значит быть патриотом.

ќчевидно, что стать –усским полностью, в день своего рождени€ также нереально, как сразу стать взрослым. Ќужно расти и морально и физически, чтобы почувствовать себ€ частью своего народа. ¬ частности, опира€сь на наследие великих предков (писателей, полководцев, врачей, научных де€телей) и прочих известных личностей. ѕри этом нужно помнить о том, что немала€ часть знаменитостей изначально по€вились на свет в семь€х небогатых, простых людей. Ёто может обозначать, как минимум то, что не стоит спуст€ рукава смотреть на обычного человека. ѕотому что он может и не добитьс€ известности, но дать своим дет€м такие знани€, привить такую любовь к –одине, что именно они уже завтра прослав€т собственный род и ќтчизну на весь мир, поразив его своей безграничной любовью к своей земле.

Ѕыть –усским Ц это почетно и значимо дл€ многих представителей русского народа. ќчень важно не растер€ть этой самобытной Ђрусскостиї, котора€ продолжает удивл€ть многих иностранцев и сегодн€. ћало ее не потер€ть, не менее важно еще и передать особые черты русских людей прочим поколени€м!


spe
Ћариса ѕопруга

√ал€, вот это работа!!!
ј мне кажетс€, что к “ютчев лучше всех сказал о –оссии: "”мом –оссию не пон€ть,аршином общим не измерить"

tra
ƒанута ѕалюшик

√рандиозна€ стать€, котора€ полностью раскрывает тему, √алина. “олько почему "русский" с большой буквы?

pro
≈лена  оробова

ќтлична€ работа!!! √алина, море оваций!!!—огласна с Ћарисой. ”мом –оссию не пон€ть...))++++

spe
√алина „еревык

Ћариса и ≈лена, если после прочтени€ этой статьи вам на ум пришли именно стихи “ютчева, то это значит, что € двигалась в правильном направлении. —пасибо вам за одобрение статьи!

spe
√алина „еревык

ƒанута, спасибо за одобрение! ћожет стать€ и не така€ уж грандиозна€, но писала € ее от всей души.
–усский с большой буквы, так как и в теме именно с большой.  ак € понимаю, таким образом делаетс€ усиление на это слово и на то, что именно это пон€тие надо раскрыть. Ќа него делаетс€ основной упор.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+