icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
Ћюди, биографии

„то за человек был св€щенник ћасловский?

  • 2096
  • 11

„то за человек был св€щенник ћасловский?

Ѕ
Ѕогослужение в √еоргиевской церкви окончилось. Ћюди, выстроившись цепочкой, стали подходить к кресту дл€ целовани€. ¬се было, как обычно, чинно и торжественно: негромко гудел басок помощника насто€тел€ храма ћасловского, прихожане целовали кост€шки его пальцев, затем крест и отчаливали приобщатьс€ —в€тых “аин. » все невольно вздрогнули, когда раздалось вдруг громоподобное:

Ц ѕрочь! ќставьте прежде свое богопротивное ремесло.

¬се обернулись на голос: св€щенник ћасловский, отвед€ крест в сторону, гневно смотрел на разр€женную в бархат и шелка дамочку, нервно сжимавшую ладони в кулачки. «атем, фыркнув, она по-солдатски сделала оборот Ђкругомї и пошла к выходу, зло шип€:

Ц ѕогоди р€соносец. ¬от ужо пожалуюсь на теб€ архиепископу, сошлет он теб€ в такой приход, куда ћакар тел€т не гон€л.

Ёто был не первый случай некоего бунтарства нового помощника насто€тел€ √еоргиевской церкви св€щенника ѕетра ћасловского. ќн отказывалс€ высылать за обедней просфоры прихожанкам-проституткам и осв€щать их квартиры св€той водой; последний же случай, когда ћасловский не дал приложитьс€ к кресту содержательнице дома терпимости, был уже насто€щим бунтом. ƒамочка, естественно, нажаловалась казанскому архиепископу ѕалладию. ≈го ¬ысокопреосв€щенству ничего иного не оставалось, как убрать неудобного св€щенника из  азани.

ѕалладий, благоволивший к о. ѕетру и выбивший в —иноде второе место св€щенника при √еоргиевской церкви именно дл€ ћасловского, как специалиста по расколу, переместил его Ђбез вс€кого следстви€ї, как жаловалс€ потом в одном из своих писем выдающемус€ просветителю Ќ.». »льминскому сам ѕетр, Ђк ÷ивильскому соборуї.  ак ни просил ћасловский архиепископа переместить его обратно в  азань, ѕалладий был неумолим и лишь через врем€, когда все улеглось, дал о. ѕетру место св€щенника в  азанской окружной лечебнице, с огромной потерей в жаловании, уступив ходатайству его жены.

ѕетр ѕетрович ћасловский родилс€ в  азани 21 августа 1843 года в семье св€щенника  азанского женского Ѕогородицкого монастыр€. ѕо автобиографической записке Ђ ак на –уси св€той иногда люди делаютс€ миссионерамиї видно, что первоначальное его нравственное воспитание носило церковный характер.

Ђ¬ семействе нашем соблюдались посты, Ц писал ћасловский, Ц мы знали, когда есть рыбы нельз€; когда можно есть икру и молоки. ¬ родительские (дни поминовени€ умерших) мать водила нас в церковь, или кому другому заказывала сводить, пом€нуть умерших и дать милостыню нищим. ¬ воскресенье и праздник хоть один из семьи непременно должен быть в церкви Ц и бывали, по обычаюї.

ѕервыми книгами, которые он прочитал сам, было ≈вангелие и творени€ »оанна «латоуста, а потому неудивительно, что, будучи еще в дес€тилетнем возрасте, он решил посв€тить себ€ служению ÷еркви, и попросил отца отдать его в духовное училище.

”чилс€ он Ђревностної и при дес€тибалльной системе отметок получал не ниже 8 баллов. ¬ училище он познакомилс€ со старообр€дством, увлекс€ им и пронес это увлечение через всю жизнь. ≈ще большие успехи делал ћасловский в изучении €зыков.

¬ 1860 году ѕетр поступил в духовную семинарию, по окончанию же семинарии, в которой он €вно скучал, ѕетр ћасловский подал прошение о посылке его в ћоскву дл€ обучени€ в тамошней духовной академии и о пострижении в монахи и получил отказ. ќтказано было ему —инодом и в прин€тии сана св€щенника, так как ѕетр ѕетрович не был женат (тогда это было об€зательным условием при рукоположении во св€щенника). “огда ћасловский начинает самосто€тельно готовитьс€ к миссионерской де€тельности и, естественно, изучать различные €зыки.

ќн много пишет о расколе, миссионерстве, месте православи€. Ђ ак √реци€ преподала миру из€щество, –им Ц законность. ‘ранци€ Ц признание человеческих прав, јнгли€ Ц промышленность, јмерика Ц гражданское благоустройство, так –осси€ преподает всему свету правую религию: в том ее призвание, в том ее дух, который и наука, и печать, и проповедь, и законы об€заны поддержать всеми законными мерамиї, Ц писал ћасловский в статье о православном проповедничестве.

ћасловский знал неимоверное множество €зыков: французский, немецкий, татарский, арабский, турецкий, болгарский, чешский, греческий, румынский, арм€нский, грузинский, сирийский и все поволжские. ¬ 80-е года XIX столети€ ему даже предлагалось кафедральное протоиерейство в  утаиси и должность инспектора классов в епархиальном женском училище “ифлиса.

Ќеудачей кончилась попытка ѕетра ѕетровича провести в жизнь проект Ђѕрограмма преподавани€ татарского €зыка и науки по татарствуї, хот€ программа эта была много лучше множества семинарских программ по данной теме. ќбер-прокурор св€щенного —инода граф ƒмитрий јндреевич “олстой был против нововведений в духовных семинари€х.

“огда неугомонный ћасловский представил казанскому архиепископу јртемию и обер-прокурору “олстому новый проект: издание периодического миссионерского журнала на Ђинородческихї €зыках, дабы дать Ђхристианское чтениеї крещеным татарам, мари, мордве, удмуртам и чувашам.

ќднако проект этот тоже был отвергнут.

Ќе признанный в духовном ведомстве, он переходит в ведомство народного просвещени€ и допускаетс€ в 1875 году к Ђисправлению должности учител€ русского €зыка и словесности в симбирской гимназииї.

ќн вз€л себе старшие классы.  ак писал сам ѕетр ѕетрович, преподаванием словесности он Ђстаралс€ внушить своим ученикам надлежащие взгл€ды на многие лица и обсто€тельства истории русской жизни и русской литературы, на которые они имели превратые пон€ти€, и возбудить в них любовь к родной, преимущественно допетровской старине, оплеванной и оскверненной в их глазах обычной гр€зью скифского европеизмаї. я все силы Ђупотребл€л, Ц писал ћасловский, Ц влюбить своих слушателей в устную словесность –уси, главным образом в былины, в которых заключена истори€ всей –уси, от начала и до нашего времени, и в историю литературы до-петровской, потому что здесь много православи€Еї.

ƒо марта 1876 года ћасловский написал несколько программ своего курса:

1.  ратка€ теори€ поэзии.

2. “еори€ поэзии из разбора поэтических образцов.

3. –иторика по поэтическим образцам.

4. »стори€ русской литературы

”ченики по его предметам сдали экзамены блистательно. Ќо по окончанию учебного года ћасловский покидает гимназию.

ƒело было в неустойчивости его положени€, Ц Ђдопущен к исправлению должностиї.  роме того, на новой учебный год директор гимназии объ€вил занимаемое ѕетром ѕетровичем местоЕвакантным.

Ц Ёто что же, выходит мен€ бы запросто могли уволить без прошени€, найдись на мое место иной человек? Ц справедливо возмущалс€ ћасловский. Ц  ак же мне было не уйти?!

ѕо совету своих казанских друзей, ћасловский подал прошение о предоставлении ему места инспектора народных училищ —амарской губернии сначала по Ќиколаевскому уезду, а затем и по Ќовоузенскому. » 1 июл€ 1876 года токовое место было ему предоставлено. Ђќдного € всегда искал и ищу, Ц писал ѕетр ѕетрович в одном из своих писем, Ц мало-мальски свободного положени€, мало-мальски жизни обеспеченной дл€ того, чтобы сработать свою »сторическую хрестоматию всего эллинизма, со словар€ми, толковани€ми и переводами. Ёто задача всей моей жизни! ¬се дело в приобретении европейских изданий классиков, переводов и словарей, на что нужны некоторые средства и положение свободноеЕ аково бы ни было, одно верно: € человек идеиЕї.

ќ своей инспекторской де€тельности он сообщает в своей автобиографической записке Ђ ак на –уси св€той иногда люди делаютс€ миссионерамиї следующее:

Ђя поддерживал духовенство в пропагандировании церковно-слав€нского шрифта и €зыка, которые тогда чуть не вышли из школЕпо духу времени. я ввел в школы забытые псалтырь и часословЕ –евизии € всегда начинал с церковного чтени€ лучшими из старших отделений. ƒуховенство за это мен€ любилої.

»нспектором народных училищ ћасловский пробыл почти п€ть лет. «а это врем€ открыл п€ть школ, написал учебник закона Ѕожи€ дл€ молокан, учебники русского €зыка дл€ мордвы и немцев, ввел в преподавание училищ слав€нскую грамоту, никогда не давал в обиду учителей-тружеников ј еще он не допустил к преподаванию во вверенных ему училищах ни одного учител€-атеиста, коих расплодилось в то врем€ под вли€нием народнических идей не мер€но.

11 марта 1880 года ћасловский был уволен с должности по собственному прошению.

Ц ј с этой должности зачем вы ушли? Ц спросил его »льминский.

Ц Ќе было больше никакой возможности служить мне вместе с директором училищ ’ерувимовым. ‘амили€-то вон кака€ м€гка€, а характерЕ ƒа и предводитель двор€нства “енеков был под стать господину ’ерувимовуЕ

Ц „то же дальше? Ц спросил »льминский.

Ц ќдно знаю, Ц ответил ѕетр ѕетрович, Ц не быть мне более никогда инспектором. ≈жели б знал, как легко на этой должности потер€ть себ€, никогда бы ее не желал и не занималЕ

Ћетом 1880-го года, ћасловский с женой и двум€ дочерьми приехал в  азань, где получил место преподавател€ французского €зыка в ≈лабужском реальном училище.

Ќаконец, в €нваре 1882 года, ћасловский был рукоположен в диаконы, а через неделю Ц во св€щенники. ƒавн€€ мечта, к которой он шел всю жизнь, сбылась. Ќо не сбылась еще одна мечта о. ѕетра Ц служить в родной  азани: вакансии св€щенника были только в ћензелинске и «латоусте.

ћасловский выбрал ћензелинск.

≈му досталс€ огромный соборный приход. –аботы было много; часто о. ѕетру приходилось служить и за протоиере€, и за другого соборного св€щенника, Ђкоторый любил иногда захворатьї.

Ђѕишу плохо, Ц оправдывалс€ ћасловский в одном из писем перед »льминским, Ц ибо устал после седмицы, сейчас еду в деревню, завтра хор с иконами по трем деревн€м, а там оп€ть и оп€ть будет вертеть мен€ соборное колесо туда и сюдаї.

ќ. ѕетр продолжал часто писать статьи, публикуемые в Ђ÷ерковно-общественном вестникеї, и мечтал о родной  азани. “уда, по его собственным словам, он Ђрвалс€ всеми порывамиї.

¬ июне 1884 года, с соглашени€ архиепископа ѕаллади€, ћасловский составил на им€ ¬ысокопреосвещеннейшего прошение о перемещении в  азань, мотивиру€ его Ђкрайней нуждойї и пользой, каковую он мог бы принести, будучи в  азани. Ђ–ади Ѕога, Ц писал он »льминскому, Ц переведите мен€ в  азань. —верх того, что там университет, академи€, библиотеки, профессора, вы сами со всем дорогим мне, Ц сверх того, что требует того мать мо€, всегда больна€, Ц сверх того, что здесь € ни Ѕогу свечка, ни Ѕисмарку кочерга, Ц сверх говорю, всего этого, мне никаких сил нет при соборе продолжать служение (труды, ей Ѕогу, неимоверны!)Ећне дороже всего на свете  азаньЕ ѕереведите в  азань на самый бедный приход и проситьс€ с него на богатый не стану. ƒругие найду средства воспитать детей и прокормить семью, Ц переведите до зимыї.

Ђƒо зимыї ћасловский не получил никаких положительных ответов. ј 4 марта его уложил на постель сердечный припадок с конвульси€ми, пеной изо рта и потерей речи.

ќправившись, ћасловский писал новое прошение архиепископу ѕалладию. Ђ¬аше высокопреосв€щенство, принима€ во внимание многочисленность душ √еоргиевскаго прихода г.  азани, присутствие в сем приходе раскола и мое знание старообр€дства, небезызвестное в  азани, благоволите ¬ашими св€щенными устами милостивейше предложить мне просить ¬аше ¬ысокопреосв€щенство об определении мен€ временно к √еоргиевской церкви во второго св€щенникаЕї

–ешение теперь последовало быстро: Ђ—в€щенник ѕ. ћасловский согласно его прошению и как способный к миссионерской де€тельности против раскола определ€етс€ на второе св€щенническое место Ђв звании помощника насто€тел€ к √еоргиевской церквиї.

» вот Ц удаление из помощников насто€тел€. ≈ще в €нваре 1884 года »льминский просит ћасловского Ђсократить свой €зык, который есть враг человеку, т. е. собственно вам жеї. Ќо Ц это было не под силу честному о. ѕетру.

—лужба в окружной лечебнице за 480 рублей в год была т€жела дл€ ћасловского. » он, €вно не подумав, принимает приглашение своего знакомца по —имбирску, бывшего архимандрита јлекси€, ставшего епископом Ѕалтским и викарием  аменец-ѕодольским, зан€ть место духовника  аменец-ѕодольской семинарии и законоучител€ школы при ней.

ќн сразу пока€лс€ в неосторожности своего шага. “ем более, что јлексий был переведен в ¬оронеж, и он, казанец, осталс€ в чужом краю совершенно один.

„естный идеалист, одушевленный апостольской ревностью; благородный характером и поступками и непримиримый в своих проповед€х, ћасловский быстро вооружил против себ€ всю семинарскую корпорацию, ректора и вышесто€щих лиц.

ѕетр ѕетрович вновь начинает хлопотать о возвращении в  азань. Ђќ  азани он мечтал, Ц писал в биографическом очерке о ћасловском  . ’арлампович, Ц ее видел во сне и в нее стремилс€ в мысл€хї.

Ќо ѕалладий молчал. » ћасловский продолжал работать в т€желейших услови€х, никем не пон€тый и не оцененный. —коро стало слабеть зрение, подводило сердце, а 15 июн€ 1889 года оно остановилось. ¬ его последних бумагах был найден черновик не отправленного письма, оканчивающийс€ следующими словами:

Ђјх,  азань,  азань родна€! ”вижу ли € теб€, бесценную, еще раз! Ѕуди на тебе благословение Ѕожие, родна€, мила€, сердечна€ мо€  азань, град именитый, град великий, град √ури€, ¬арсонофи€ и √ермана! јх,  азаньЕї

deb
Ќаталь€ –еутова

трудна€ у него жизнь была. ѕринципиальных и честгых часто не люб€т. «а статью огромный + Ћеониду!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+