icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Товары и услуги

Что такое знак качества?

  • 3018
  • 6

Что такое знак качества?

П
Пожалуй, самое главное для потребителя – это качество товара. И хотя понимание того, что такое качественный товар, у всех различно, да и само понятие качества меняется во времени и в пространстве, все же все и всегда желают получить товар самого лучшего качества по возможно более низкой цене. (Кстати, низкая цена – это тоже одна из составляющих качества товара). Фактически ради этого мы и тратим время на исследование рынка. Происходит это исследование по-разному. Но в любом случае хождения по рынку или же по магазинам не избежать. Впрочем, для многих «прошвырнуться» по магазинам – немалое удовольствие. Поэтому они радостно совмещают приятное с полезным. Особенно грешат этим женщины.

Те же, кто не желает тратить много времени на выбор качественного товара, поступают проще. А именно, спрашивают специалистов, хорошо изучивших рынок и потому точно знающих «где какая рыба и почем». После чего поступают согласно советам знатоков.

В дореволюционной России одними из крупнейших знатоков тогдашнего российского и международного рынка были сотрудники Министерства Императорского двора. Министерство это, среди прочего, снабжало всем необходимым членов императорской семьи и обслуживающий персонал. Объемы и номенклатура закупок впечатляли. Требования к качеству приобретаемых товаров были самые высокие. Но и предложение было большое. Одним из главных стимулов для купцов в то время было присвоение звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. Получение этого звания разрешало производителю размещать на упаковке своих товаров и на вывесках государственный герб. Звание поставщика императорского двора было знаком очень высокого качества производимой продукции.

Получить звание Поставщика Двора Его Императорского Величества было совсем не просто. И давалось оно не навсегда. К тому же и по наследству это звание не передавалось. Наследники должны были заново бороться за его получение. И боролись. Потому что получение имперского «знака качества» было лучшей рекомендацией для покупателей или клиентов. В России этот знак качества красовался на многих предметах: и на автомобилях «Руссо-Балт», и на коробках мармелада фабрики А. Абрикосова, и даже на галошах петербургской резиновой фабрики «Треугольник»

Подобная система взаимоотношения промышленников с государственной властью сложилась во всех европейских странах. Звание поставщика королевского двора ценилось и в Великобритании, и во Франции (когда она была монархией), и в Австро-Венгрии. Будете в Вене – обратите внимание на вывески магазинов, находящихся на центральных улицах австрийской столицы. Многие из-за них сохранили в названии сокращение «K und K» (kaiserlich und), «императорский и королевский», как свидетельство того, что они были когда-то поставщиками императорского двора. Этакие старые ордена на сегодняшнем платье.

В середине 1967 году государственный знак качества был утвержден в СССР. 1960-е годы были переломными для всего советского общества, в том числе, для советской экономики. Если до того времени она еще могла конкурировать с западной, капиталистической, экономикой по крайней мере в области военной («зато мы делаем ракеты»), то в 1960-е годы появились первые признаки отставания.

Главным бичом было низкое качество советской продукции. В юности я наблюдал, как работает госприемка на оборонном предприятии. До восьмидесяти процентов производимой продукции браковалось! И это считалось хорошим результатом. А при производстве продукции невоенной критерий приемки был гораздо ниже. Отделы технического контроля ставил штамп «Первый сорт» на продукции очень низкого качества. Поэтому магазины одежды выглядели уныло и тускло. Покупка же сложной техники почти всегда начиналась с длительного ремонта. Покупая, например, автомобиль, опытные люди тут же обзаводились координатами хорошего автомеханика.

Введение советского знака качества было попыткой изменить существующие советские реалии советскими же методами. То есть, методами не столько материального, сколько морального стимулирования. Получение знака качества гарантировало изготовителям разве что одноразовую премию. Ну, еще иногда государственные награды. Ни на цену товара, ни – тем более – на сбыт продукции оно не влияло.

Государственный знак качества СССР представлял собой пятиугольник (видоизмененную пятиконечную звезду) с необычным знаком внутри. Знак этот трактовали и как весы – символ точности, и как первую букву слова «качества», положенную почему-то на бок. Как пошучивали работяги на заводах, «качество поставили раком».

Едва ли не с первых лет советской власти главными методами руководства промышленностью стала кампанейщина и подтасовка результатов. Присвоение государственного знака качества СССР исключением не стало. К реальному повышению качества производимой продукции присвоение ей знака качества не приводило. Зато сколько было шума в печати и на телевидении! Каким изделиям, например, был присвоен самый первый знак качества? Электромоторам производства московского завода имени Владимира Ильича! Уже в самом начале кампании на первый план ставился пропагандистский эффект.

Дальше – больше. Соревнование за получение Государственного знака качества СССР стало не соревнованием в реальном качестве производимой продукции, а соревнованием в «пробивной силе» начальников. Соответственно, цена этой «награды» упала. Уже не говоря о том, что обычный потребитель никакого повышения качества «продукции народного хозяйства» не увидел. А увидел только «борьбу за повышение качества до уровня высших мировых стандартов». Каковым уровнем для него, для обычного потребителя, оставались югославские женские сапоги, румынские мебельные гарнитуры и транзисторный приемник «Спидола» производства рижского завода ВЭФ.

pro
Семен Цыгановский

В советские времена ходил анекдот, заканчивавшийся словами: "Нет, это дерьмо не советское. У нас на каждом дерьме знак качества ставят"

spe
Юлия Дворникова

Знак качества присвоен кошечкам Перекузинской фабрики мягких игрушек.
Искусственный мех зверюшек линяет, как у НАСТОЯЩИХ КОШЕК!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+