icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое язычество?

  • 4200
  • 5

Что такое язычество?

П
Пожалуй, трудно представить себе термин более неопределённый и расплывчатый, чем «язычество». Какой только смысл не вкладывался в него – и вкладывается до сих пор. В определённом смысле можно сказать, что значение слова «язычество» зависит от того, кто его произносит.

В самом общем смысле язычество – это нечто противоположное религии откровения. Религий откровения немного, и у них общий «предок» – иудаизм (который, соответственно, тоже относится к религиям откровения). Из иудаизма «выросли» две мировые религии, почитающие древнееврейское Священное Писание (Ветхий завет), одновременно признающие своё «родство» с иудаизмом и представляющие себя как «замену» ему: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди), «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие. Аллах же является Покровителем верующих» (Коран). Соприкасаются с наследием иудаизма религия Бахаи и растафарианство.

При всех различиях в этих религиях, в них нетрудно усмотреть общие черты (помимо общего исторического корня):

- вера в Единого Бога при полной недопустимости существования других богов, равных Ему;

- представление о возвещении Богом своей воли человечеству – через пророка (Авраам, Мухаммед) или через воплощение самого Бога (Иисус Христос; в религии Бахаи, возникшей в XIX в., нисхождением Бога представляется Бахаулла (настоящее имя – мирза Хусе́йн-Али́-и-Нури́), в растафарианстве – Рас Тэфэри Мэконнын (он же – Хайле Селассие I, последний император Эфиопии). Хронологически первое такое послание Бога было передано через пророка Авраама, поэтому религии откровения называют ещё авраамическими. Это послание Бога людям излагается в священных книгах.

Так вот, религии, которые этими чертами не обладают, собирательно именуют «язычеством». Само слово «язычество» происходит от церковно-славянского «ıảзы́цы» – что значит «народы». Это не случайно: древние религии всегда были национальными, точнее – племенными. Собственно, языческие пантеоны, включающие множество богов и богинь, рождались при объединении разных племён (каждое со своим богом) в племенные союзы. Позднее в пантеон могли «вливаться» боги завоёванных народов – конечно, место им там отводилось соответствующее. Так Диана, богиня италийских племён, покорённых предками римлян, стала богиней Луны, почитаемой «низами» древнеримского общества.

Такая «гибкость» языческих пантеона обеспечивала известную открытость языческих мировоззренческих систем: языческое мировоззрение напрочь исключало религиозную нетерпимость – то, что представитель другого племени молится другим богам, представлялось естественным. Можно было и самому помолиться чужому богу, находясь на «его территории». В Римской империи времён её заката распространился культ египетской богини Изиды – никто в этом ничего предосудительного не видел… нетерпимость же в язычестве возникала только там, где появлялась авраамическая религия, противопоставляющая своего Бога всем другим богам. Впрочем, даже так бывало не всегда – у язычников могло быть своё представление о христианском Боге, согласующееся с их мифологической системой. Так, в исландских сагах нередко описывается, как принимали христианство норманны эпохи викингов: в их представлении Иисус Христос был одним из множества богов – таким же, как Тор или Один, но какие-то обстоятельства убедили человека, что Он сильнее.

Если религии откровения всегда направлены «за пределы» человеческого бытия, в иной, небесный мир – то религии языческие корнями уходят в одушевление, а затем обожествление мира явленного, материального – мира природы (именно это имел в виду Н.А.Римский-Корсаков, говоря о «славянском пантеизме»). Мир природы в принципе нейтрален – может ли быть, например, дождь злым или добрым? Мы только можем говорить, в зависимости от обстоятельств, что он приносит пользу или вред – и поэтому языческие религии не связаны с такими чёткими моральными категориями, как религии откровения. Это хорошо видно на примере древнего язычества славян, описанного в «Повести временных лет»: существовало представление о вредоносных и добрых духах – «упырях и берегинях», и тем, и другим приносили жертвы – и с теми, и с другими надо было ладить, чтобы жить в согласии с миром, с природой, негативные же явления происходят от нарушения естественных законов. В современности пример подобного мировоззрения – японская религия синто, правда, уже на другой ступени развития.

Если же согласия с миром природы достичь удаётся, то состояние мира язычника в принципе устраивает – в то время как приверженец религии откровения смотрит на мир глазами Бога, осознавая его несовершенство и необходимость исправления.

С «природосообразностью» и «замкнутостью» на земном мире связано разница в представлении о времени. Время в языческой религии циклично – это «замкнутый круг», связанный с годовым циклом; цикл этот может проецироваться и на более протяжённые отрезки времени – в этом смысле говорят о «зодиакальных эпохах». Время же авраамической религии – это «прямая линия», «дорога», ведущая к некой конкретной точке в будущем (ожидание Мессии в иудаизме, Второго пришествия Иисуса Христа в христианстве).

Привыкнув существовать в окружении языческих народов, представители авраамических религий впоследствии «по привычке» стали называть язычниками иноверцев вообще – даже представителей других религий откровения, и на этой почве могли возникать сущие исторические курьёзы. Так, средневековые христиане называли язычниками мусульман, а язычники традиционно представлялись поклоняющимися множеству богов, представленным в виде идолов… Помните, в «Песни о Роланде» – «Уж поднят идол Магомет на башню…»? Да, средневековые европейцы представляли мусульман идолопоклонниками, «язычниками» – хотя в исламе такое в принципе невозможно.

Более того, в ту эпоху могли называть друг друга язычниками даже... представители разных ветвей христианства. Именно поэтому существует гипотеза -впрочем, не доказанная - что Гуго де Пайен, основатель ордена тамплиеров, чья фамилия (прозвище?) переводится как "сын язычника" был... сыном нашего соотечественника. По датам - его отец вполне мог приехать во Францию в свите Анны Ярославны...

Какова «ниша» язычества в современном мире? Есть народы, которые не отходили от таких религий никогда – и это не только первобытные племена в джунглях Амазонки, но и такой цивилизованный народ, как японцы, например. Нередко народы, принявшие авраамические религии, сохраняли элементы древнего язычества – и речь идёт не только о «двоеверии» славян. Так, ирландская католическая святая Бригитта не только носит имя кельтской богини, но и изображается не с нимбом, а с огненным столпом над головой, как кельтские боги. Средневековые рыцари молились перед своими мечами – правда, при этом рукоять меча воспринималась как христианский крест, но нетрудно заметить в этом и элемент языческого поклонения мечу…

В целом, с позиции христианства надо признать, что язычество свою историческую роль выполнило: все нынешние христианские народы – это бывшие язычники, избранный народ (именно на уровне народа в целом, а не отдельных его представителей) Христа так и не принял…

В наше время можно наблюдать парадоксальное явление – попытки вернуться к язычеству. При этом представители таких течений очень не любят, когда их называют «язычниками», предпочитая другие термины («родноверие» и др.), язычники же – это представители других религий, искажающих первоначальную Истину (таким «искажённым» учением некоторые представители родноверия считают, например, древнегреческую мифологию). Особую же ненависть у родноверов вызывает христианство… приходилось даже читать на одном из сайтов, посвящённых такой тематике, об обряде «снятия крещения», рекомендуемом тем, кого по-прежнему тянет в церковь…

Парадокс заключается в том, что отрицая христианство, родноверы пытаются придать своей вере черты авраамической религии: создают собственное «священное писание» – в ход идёт и «Велесова Книга», поддельность которой давно доказана наукой, и собственные измышления. Так, А.Асов, известный даже как Бус Кресень, написал т.н. «Звёздную книгу Коляды», представляющую собой «винегрет» из сюжетов русских былин, индийских и древнегреческих мифов и даже уральских сказов П.Бажова, и якобы воссоздающую «истинные» ведические сказания, сохранённые в первозданном виде только славянами и безбожно искажённые другими народами. Вообще, идея «избранности» славянского народа в сочетании со стремлением «переписать историю» звучит у родноверов довольно часто – один автор даже договорился до того, что германских народов не существовало, а «Беовульф» написан на славянском диалекте... Предпринимаются попытки изыскать в славянском язычестве понятие, аналогичное христианской Троице (Триглав, в который якобы входят Перун, Дажьбог и Световит или Велес).

Более того, некоторые родноверы называют себя… православными, игнорируя этимологическую историю этого слова (буквальный перевод греческого «ортодоксия»). А упоминавшийся уже А.Асов в той же «Звёздной книге Коляды» представил «реконструкцию» древнего храма Велеса, в которой нетрудно узнать внутреннее убранство типичного православного храма… Кстати, в интервью журналу «Наука и религия» он в обоснование своих «теорий» ссылался на некие видения и откровения – ещё одна типичная черта религий откровения… Словом, о каком-то возвращении к «подлинной религии древних славян» тут говорить явно не приходится. Впрочем, попытки вернуться не прекращаются, причём не только у нас – так, в Британии и Ирландии происходит точно такое же «возвращение» к практике друидов.

Возвращение же к древнему язычеству невозможно ещё и потому, что оно отражало определённый жизненный уклад, вернуться к которому уже нельзя. Так, например, в древнеславянском язычестве любой трудовой процесс был одновременно обрядом в честь какого-то бога: прядение посвящалось Макоши, пахота и сев – Яриле и т.д., а какому богу посвятит свой труд автослесарь или программист? Конечно, если бы эта религия существовала на момент появления этих профессий, появились бы и соответствующие боги – но ведь этого не произошло…

История, хоть и имеет свойство «повторяться на новом витке», всё-таки не знает буквальных повторений, и «вернуться к прошлому» нельзя. Но знать, изучать его можно и нужно – хотя бы для того, чтобы не попадаться на удочку бездумных «возродителей»!

deb
Павел Ястремский

Ну просто шикарная статья! Все верно, ни к чему не придраться! Просто потрясающе +++

tra
Данута Палюшик

Елена, Ваш труд язык не поворачивается назвать статьей! Вы исчерпывающе раскрыли тему!

mas
Марк Блау

Насколько я знаю, в нынешней республике Марий-Эл язычество считается едва ли не "государственной религией", настолько прочно местные божества вошли в сознание населения.

В Таиланде тоже живут язычники, поскольку наряду с буддизмом там исповедуют индуизм. Можно увидеть в самых неожиданных местах маленькие капища какого-нибудь Вишну или Ганеши, украшенные цветами и заваленные подарками. То же самое и в Японии. Так что язычество не исключает высокого уровня технического развития общества.

top
Елена Асвойнова-Травина

При условии, что традиция не прерывалась - как в том же Тайланде или Японии,т.е. там, где язычество развивалось вместе с обществом. А в отношении славянского язычества такого не было.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+