icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое €зычество?

  • 3606
  • 5

„то такое €зычество?

ѕ
ѕожалуй, трудно представить себе термин более неопределЄнный и расплывчатый, чем Ђ€зычествої.  акой только смысл не вкладывалс€ в него Ц и вкладываетс€ до сих пор. ¬ определЄнном смысле можно сказать, что значение слова Ђ€зычествої зависит от того, кто его произносит.

¬ самом общем смысле €зычество Ц это нечто противоположное религии откровени€. –елигий откровени€ немного, и у них общий Ђпредокї Ц иудаизм (который, соответственно, тоже относитс€ к религи€м откровени€). »з иудаизма Ђвырослиї две мировые религии, почитающие древнееврейское —в€щенное ѕисание (¬етхий завет), одновременно признающие своЄ Ђродствої с иудаизмом и представл€ющие себ€ как Ђзаменуї ему: ЂЌе думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнитьї (слова »исуса ’риста из Ќагорной проповеди), Ђ¬оистину, самыми близкими к »брахиму (јврааму) людьми €вл€ютс€ те, которые последовали за ним, а также этот ѕророк (ћухаммад) и верующие. јллах же €вл€етс€ ѕокровителем верующихї ( оран). —оприкасаютс€ с наследием иудаизма религи€ Ѕахаи и растафарианство.

ѕри всех различи€х в этих религи€х, в них нетрудно усмотреть общие черты (помимо общего исторического корн€):

- вера в ≈диного Ѕога при полной недопустимости существовани€ других богов, равных ≈му;

- представление о возвещении Ѕогом своей воли человечеству Ц через пророка (јвраам, ћухаммед) или через воплощение самого Ѕога (»исус ’ристос; в религии Ѕахаи, возникшей в XIX в., нисхождением Ѕога представл€етс€ Ѕахаулла (насто€щее им€ Ц мирза ’усе́йн-јли́-и-Ќури́), в растафарианстве Ц –ас “эфэри ћэконнын (он же Ц ’айле —елассие I, последний император Ёфиопии). ’ронологически первое такое послание Ѕога было передано через пророка јвраама, поэтому религии откровени€ называют ещЄ авраамическими. Ёто послание Ѕога люд€м излагаетс€ в св€щенных книгах.

“ак вот, религии, которые этими чертами не обладают, собирательно именуют Ђ€зычествомї. —амо слово Ђ€зычествої происходит от церковно-слав€нского Ђıảзы́цыї Ц что значит Ђнародыї. Ёто не случайно: древние религии всегда были национальными, точнее Ц племенными. —обственно, €зыческие пантеоны, включающие множество богов и богинь, рождались при объединении разных племЄн (каждое со своим богом) в племенные союзы. ѕозднее в пантеон могли Ђвливатьс€ї боги завоЄванных народов Ц конечно, место им там отводилось соответствующее. “ак ƒиана, богин€ италийских племЄн, покорЄнных предками римл€н, стала богиней Ћуны, почитаемой Ђнизамиї древнеримского общества.

“ака€ Ђгибкостьї €зыческих пантеона обеспечивала известную открытость €зыческих мировоззренческих систем: €зыческое мировоззрение напрочь исключало религиозную нетерпимость Ц то, что представитель другого племени молитс€ другим богам, представл€лось естественным. ћожно было и самому помолитьс€ чужому богу, наход€сь на Ђего территорииї. ¬ –имской империи времЄн еЄ заката распространилс€ культ египетской богини »зиды Ц никто в этом ничего предосудительного не виделЕ нетерпимость же в €зычестве возникала только там, где по€вл€лась авраамическа€ религи€, противопоставл€юща€ своего Ѕога всем другим богам. ¬прочем, даже так бывало не всегда Ц у €зычников могло быть своЄ представление о христианском Ѕоге, согласующеес€ с их мифологической системой. “ак, в исландских сагах нередко описываетс€, как принимали христианство норманны эпохи викингов: в их представлении »исус ’ристос был одним из множества богов Ц таким же, как “ор или ќдин, но какие-то обсто€тельства убедили человека, что ќн сильнее.

≈сли религии откровени€ всегда направлены Ђза пределыї человеческого быти€, в иной, небесный мир Ц то религии €зыческие корн€ми уход€т в одушевление, а затем обожествление мира €вленного, материального Ц мира природы (именно это имел в виду Ќ.ј.–имский- орсаков, говор€ о Ђслав€нском пантеизмеї). ћир природы в принципе нейтрален Ц может ли быть, например, дождь злым или добрым? ћы только можем говорить, в зависимости от обсто€тельств, что он приносит пользу или вред Ц и поэтому €зыческие религии не св€заны с такими чЄткими моральными категори€ми, как религии откровени€. Ёто хорошо видно на примере древнего €зычества слав€н, описанного в Ђѕовести временных летї: существовало представление о вредоносных и добрых духах Ц Ђупыр€х и берегин€хї, и тем, и другим приносили жертвы Ц и с теми, и с другими надо было ладить, чтобы жить в согласии с миром, с природой, негативные же €влени€ происход€т от нарушени€ естественных законов. ¬ современности пример подобного мировоззрени€ Ц €понска€ религи€ синто, правда, уже на другой ступени развити€.

≈сли же согласи€ с миром природы достичь удаЄтс€, то состо€ние мира €зычника в принципе устраивает Ц в то врем€ как приверженец религии откровени€ смотрит на мир глазами Ѕога, осознава€ его несовершенство и необходимость исправлени€.

— Ђприродосообразностьюї и Ђзамкнутостьюї на земном мире св€зано разница в представлении о времени. ¬рем€ в €зыческой религии циклично Ц это Ђзамкнутый кругї, св€занный с годовым циклом; цикл этот может проецироватьс€ и на более прот€жЄнные отрезки времени Ц в этом смысле говор€т о Ђзодиакальных эпохахї. ¬рем€ же авраамической религии Ц это Ђпр€ма€ лини€ї, Ђдорогаї, ведуща€ к некой конкретной точке в будущем (ожидание ћессии в иудаизме, ¬торого пришестви€ »исуса ’риста в христианстве).

ѕривыкнув существовать в окружении €зыческих народов, представители авраамических религий впоследствии Ђпо привычкеї стали называть €зычниками иноверцев вообще Ц даже представителей других религий откровени€, и на этой почве могли возникать сущие исторические курьЄзы. “ак, средневековые христиане называли €зычниками мусульман, а €зычники традиционно представл€лись поклон€ющимис€ множеству богов, представленным в виде идоловЕ ѕомните, в Ђѕесни о –оландеї Ц Ђ”ж подн€т идол ћагомет на башнюЕї? ƒа, средневековые европейцы представл€ли мусульман идолопоклонниками, Ђ€зычникамиї Ц хот€ в исламе такое в принципе невозможно.

Ѕолее того, в ту эпоху могли называть друг друга €зычниками даже... представители разных ветвей христианства. »менно поэтому существует гипотеза -впрочем, не доказанна€ - что √уго де ѕайен, основатель ордена тамплиеров, чь€ фамили€ (прозвище?) переводитс€ как "сын €зычника" был... сыном нашего соотечественника. ѕо датам - его отец вполне мог приехать во ‘ранцию в свите јнны ярославны...

 акова Ђнишаї €зычества в современном мире? ≈сть народы, которые не отходили от таких религий никогда Ц и это не только первобытные племена в джунгл€х јмазонки, но и такой цивилизованный народ, как €понцы, например. Ќередко народы, прин€вшие авраамические религии, сохран€ли элементы древнего €зычества Ц и речь идЄт не только о Ђдвоеверииї слав€н. “ак, ирландска€ католическа€ св€та€ Ѕригитта не только носит им€ кельтской богини, но и изображаетс€ не с нимбом, а с огненным столпом над головой, как кельтские боги. —редневековые рыцари молились перед своими мечами Ц правда, при этом руко€ть меча воспринималась как христианский крест, но нетрудно заметить в этом и элемент €зыческого поклонени€ мечуЕ

¬ целом, с позиции христианства надо признать, что €зычество свою историческую роль выполнило: все нынешние христианские народы Ц это бывшие €зычники, избранный народ (именно на уровне народа в целом, а не отдельных его представителей) ’риста так и не прин€лЕ

¬ наше врем€ можно наблюдать парадоксальное €вление Ц попытки вернутьс€ к €зычеству. ѕри этом представители таких течений очень не люб€т, когда их называют Ђ€зычникамиї, предпочита€ другие термины (Ђродновериеї и др.), €зычники же Ц это представители других религий, искажающих первоначальную »стину (таким ЂискажЄннымї учением некоторые представители родновери€ считают, например, древнегреческую мифологию). ќсобую же ненависть у родноверов вызывает христианствоЕ приходилось даже читать на одном из сайтов, посв€щЄнных такой тематике, об обр€де Ђсн€ти€ крещени€ї, рекомендуемом тем, кого по-прежнему т€нет в церковьЕ

ѕарадокс заключаетс€ в том, что отрица€ христианство, родноверы пытаютс€ придать своей вере черты авраамической религии: создают собственное Ђсв€щенное писаниеї Ц в ход идЄт и Ђ¬елесова  нигаї, поддельность которой давно доказана наукой, и собственные измышлени€. “ак, ј.јсов, известный даже как Ѕус  ресень, написал т.н. Ђ«вЄздную книгу  ол€дыї, представл€ющую собой Ђвинегретї из сюжетов русских былин, индийских и древнегреческих мифов и даже уральских сказов ѕ.Ѕажова, и €кобы воссоздающую Ђистинныеї ведические сказани€, сохранЄнные в первозданном виде только слав€нами и безбожно искажЄнные другими народами. ¬ообще, иде€ Ђизбранностиї слав€нского народа в сочетании со стремлением Ђпереписать историюї звучит у родноверов довольно часто Ц один автор даже договорилс€ до того, что германских народов не существовало, а ЂЅеовульфї написан на слав€нском диалекте... ѕредпринимаютс€ попытки изыскать в слав€нском €зычестве пон€тие, аналогичное христианской “роице (“риглав, в который €кобы вход€т ѕерун, ƒажьбог и —ветовит или ¬елес).

Ѕолее того, некоторые родноверы называют себ€Е православными, игнориру€ этимологическую историю этого слова (буквальный перевод греческого Ђортодокси€ї). ј упоминавшийс€ уже ј.јсов в той же Ђ«вЄздной книге  ол€дыї представил Ђреконструкциюї древнего храма ¬елеса, в которой нетрудно узнать внутреннее убранство типичного православного храмаЕ  стати, в интервью журналу ЂЌаука и религи€ї он в обоснование своих Ђтеорийї ссылалс€ на некие видени€ и откровени€ Ц ещЄ одна типична€ черта религий откровени€Е —ловом, о каком-то возвращении к Ђподлинной религии древних слав€нї тут говорить €вно не приходитс€. ¬прочем, попытки вернутьс€ не прекращаютс€, причЄм не только у нас Ц так, в Ѕритании и »рландии происходит точно такое же Ђвозвращениеї к практике друидов.

¬озвращение же к древнему €зычеству невозможно ещЄ и потому, что оно отражало определЄнный жизненный уклад, вернутьс€ к которому уже нельз€. “ак, например, в древнеслав€нском €зычестве любой трудовой процесс был одновременно обр€дом в честь какого-то бога: пр€дение посв€щалось ћакоши, пахота и сев Ц яриле и т.д., а какому богу посв€тит свой труд автослесарь или программист?  онечно, если бы эта религи€ существовала на момент по€влени€ этих профессий, по€вились бы и соответствующие боги Ц но ведь этого не произошлоЕ

»стори€, хоть и имеет свойство Ђповтор€тьс€ на новом виткеї, всЄ-таки не знает буквальных повторений, и Ђвернутьс€ к прошломуї нельз€. Ќо знать, изучать его можно и нужно Ц хот€ бы дл€ того, чтобы не попадатьс€ на удочку бездумных Ђвозродителейї!


deb
ѕавел ястремский

Ќу просто шикарна€ стать€! ¬се верно, ни к чему не придратьс€! ѕросто потр€сающе +++

tra
ƒанута ѕалюшик

≈лена, ¬аш труд €зык не поворачиваетс€ назвать статьей! ¬ы исчерпывающе раскрыли тему!

mas
ћарк Ѕлау

Ќасколько € знаю, в нынешней республике ћарий-Ёл €зычество считаетс€ едва ли не "государственной религией", настолько прочно местные божества вошли в сознание населени€.

¬ “аиланде тоже живут €зычники, поскольку нар€ду с буддизмом там исповедуют индуизм. ћожно увидеть в самых неожиданных местах маленькие капища какого-нибудь ¬ишну или √анеши, украшенные цветами и заваленные подарками. “о же самое и в японии. “ак что €зычество не исключает высокого уровн€ технического развити€ общества.

top
≈лена јсвойнова-“равина

ѕри условии, что традици€ не прерывалась - как в том же “айланде или японии,т.е. там, где €зычество развивалось вместе с обществом. ј в отношении слав€нского €зычества такого не было.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+