Различные европейско-американские военные, политические и экономические союзы 19 и 20 веков, такие как Антанта, НАТО, Евросоюз, ООН, в качестве главнейшей своей задачи видели объединение мира. Некоторые организации руководствовались возможностью значительно укрепить оборонную безопасность, ибо группой защищаться легче. Какие-то государства и государственные союзы хотели повысить продовольственную безопасность и становление высокого качества товаров и услуг как аксиомы. Потому что трудно повлиять на производителя другого государства, будучи невхожим в ответственные круги.
Особенно остро стал вопрос контроля с началом производственного бума, произошедшего в европейских и американских странах в 1940-х годах. Нужно было создать такой инструмент, который бы регулировал возможности государств на международном рынке и в межгосударственной политике. Эти понятия, как известно, неразрывно связаны. При этом он не должен был ущемлять их права. Таким инструментом стала ООН.
Но все разговоры о том, что свободная торговля является двигателем прогресса, служили лишь официальным прикрытием. Известно, что все крупные индустриальные страны развивались как раз в условиях не свободной торговли, а обособленно, используя политику протекционизма. Так называемые сверхдержавы в своем вступлении в подобные союзы чаще всего видели менее благородную цель, чем безопасность или контроль над качеством. Создание обобщающих межгосударственных союзов различных направлений значительно облегчало им возможность контролировать другие государства, имея рычаги давления на них.
В качестве одного из таких союзов можно назвать ВТО - Всемирную Торговую Организацию.
Сразу после Второй Мировой войны ООН издала резолюцию, в которой сообщала о создании новой всемирной торговой организации. Она стала носить название ITO (МТО) - Международная Торговая Организация. Однако США воспротивились ее созданию. Официальной версией противодействия стало недостаточное обеспечение торговой и инвестиционной безопасности американских банков и корпораций. Но вполне возможно, что США не понравилось то, что Устав МТО значительно ограничивал их в правах на влияние на международный рынок.
И тогда ООН под давлением США приняло решение о создании ГАТТ (GATT) - Генерального Соглашения по тарифам и торговле. Оно контролировало квоты, в том числе таможенные сборы, тарифы, цены, стоимость товаров и услуг.
Более полувека ГАТТ осуществляла контроль над международными торгово-экономическими отношениями. Но уже к 1980-х годам она морально устарела. К тому же это было всего лишь соглашение, договор, а не полномасштабная структурная организация.
И в 1986 году в Уругвае начались долгие кропотливые переговоры между странами-участницами и станами-наблюдателями ГАТТ. И завершились они созданием ВТО. Сейчас эта организация включает в себя более 130 стран мира. Штаб-квартира ВТО располагается в Швейцарии.
Согласно Уставу эта организация не контролируется ООН. То есть такие факторы как трудовое право, экологическая безопасность и другие в нем не рассматриваются и во внимание не принимаются.
ВТО руководствуется принципами:
- равноправности на внутреннем рынке любой страны как отечественных, так и зарубежных товаров и услуг;
- полного доступа к любой информации, которая касается производства и реализации любого товара, разрешенного к торговле;
Для многих стран мира ВТО стала ключом к выходу на международный рынок в качестве равноправного партнера. Когда же речь заходит о России, то все положительные пункты вступления в ВТО можно предварить словом "возможно". То есть, возможно, после вступления России в ВТО международный рынок более благосклонно воспримет российские товары и услуги. Или возможно, что это вступление повлечет за собой более доверительные отношения России со странами - участницами ВТО. Так это или нет, покажет время.