icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Olek Lewandowsky
ѕсихологи€

„то такое удовольствие

  • 3714
  • 24

„то такое удовольствие

3
326 год до нашей эры, арми€ јлександра ¬еликого успешно дошла из родной √реции до берегов реки яксарт (нынешн€€ —ырдарь€), завоевав Ѕактрию и —огдиану. «а плечами великого полководца объединение √реции, завоевание ћалой јзии, ≈гипта, —ирии, ѕерсидской империи, покорение —редней јзии, то есть практически половина цивилизованного мира. ¬ Ѕактрии јлександр берет в жены дочь местного вельможи –оксану (через три года он одарит женами из знаменитых персидских фамилий своих приближенных), одеваетс€ в удобные азиатские нар€ды, пирует, наслаждаетс€ прекрасными танцовщицами и объ€ти€ми новой прекрасной жены.  ак бы сказали сейчас Ч живет в свое удовольствие. » хот€ был еще поход в »ндию и попытка обустроить созданную »мперию, сердце јлександра осталось в Ѕактрии, с его возлюбленной и Е неведомыми ранее удовольстви€ми. ћногие исследователи жизни јлександра ћакедонского утверждают, что именно здесь наступил перелом в жизни великого завоевател€, так как именно в Ѕактрии, јлександр, воспитанный в спартанском духе воина, понимает, что есть друга€ жизнь и другие (не грубые солдатские) удовольстви€. ¬еликие завоевани€, горы золота, власть и прочие добытые в войне богатства не сто€т ничего без умени€ пользоватьс€ ими, то есть умени€ получать (и доставл€ть) удовольствие.

”довольствие, как утверждают словари, это положительно окрашенна€ эмоци€, сопровождающа€ удовлетворение одной или нескольких потребностей. ≈сли говорить обычным €зыком, удовольствие Ч это удовлетворение своих потребностей дл€ получени€ положительного эффекта. ¬се три мировые религии в один голос утверждают, что удовольстви€ Ч зло. ¬ христианстве, место удовольствий (телесных) - в числе смертных грехов. ¬ исламе, человек, не способный к ограничению чувственных потребностей Ч не может считатьс€ мусульманином. Ѕуддисты утверждают, что Ђжизнь есть страданиеї (какие уж тут удовольстви€). ќднако цель ограничений в тех же религи€х Ч вечна€ жизнь, полна€ удовольствий. ¬от такой парадокс.

¬ древнем мире, еще свободном от идеологического вли€ни€ ведущих религий, отношение к удовольстви€м было иное. Ќа ¬остоке, например, науке получени€ удовольствий отводилось место, не менее важное, чем воинское искусство или знание ритуалов. “а же Ђ ама —утраї в »ндии входила в число наук, об€зательных дл€ правителей. ћногие последователи Ћао-цзы и  онфуци€ считали, что человек, не получающий или не умеющий доставить и получить удовольствие, не может претендовать на гармонию, да и вообще, никчемный человек.

Ќасто€щим идеологом удовольстви€, как науки и смысла жизни стал знаменитый Ёпикур и его последователи. —оотечественники ћакедонского знали, что такое удовольствие Ч это счастье и смысл жизни. —ейчас прин€то осуждать эпикурейство, даже есть ругательное выражение Ч живешь, как эпикуреец (то есть живущий только в свое удовольствие). Ёпикурейство просуществовало недолго, около 600 лет. Ёто одна из немногих философских школ в √реции (да и во всем мире), котора€ не знала распрей и раздоров. √лавный принцип школы был написан на воротах сада, где проходили собрани€ эпикурейцев - Ђ√ость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие Ц высшее благої. » действительно, здесь принимали с хлебом и водой (аналог нашему Ч хлеб и соль) даже рабов и женщин. ’оть Ёпикур и называл удовольствие счастьем, в то же врем€ это было и границей несчасть€ (страданий). ѕоэтому знать и соблюдать эту границу должен любой, кто стремитс€ к удовольствию и счастью.


deb
Olek Lewandowsky

—пасибо! Ёто точно, тема серьезна€:), одна  ама —утра чего стоит:)

deb
Olek Lewandowsky

—пасибо! ƒа, устрицы в описании ’емингуэ€ - удовольствие мимо которого невозможно пройти:)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+