icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒизайн

„то такое творческий процесс?

  • 3260
  • 5

„то такое творческий процесс?

Ђ“ворчествої, Ђкреативностьї Ц эти слова в наше врем€ повтор€ют настолько часто, что они уже Ђнав€зли в зубахї. Ќо всегда ли мы чЄтко представл€ем себе их значение? “радиционно к Ђтворческим работникамї относ€тс€ люди искусства Ц что даЄт повод представител€м других профессий чувствовать себ€ ущемлЄнными. “ак, один инженер недоумевал: почему актЄр, который выходит на сцену сказать Ђкушать поданої, считаетс€ творческим работником, а инженер, создающий новые технологии Ц нет?

¬опрос резонный. ƒело в том, что пон€тие Ђтворчествої, Ђтворческий процессї действительно несводимо к искусству. “ворчество предполагает нахождение чего-то нового, причЄм критерий новизны может быть и субъективным, и объективным. Ќапример, великий французский математик Ѕ.ѕаскаль в 12-летнем возрасте, не зна€ аксиом евклидовой геометрии, сам их сформулировал.  онечно, такое субъективное творчество не может стать общезначимым (ведь наука при этом ничего нового не получила Ц эти аксиомы были известны давно), тем не менее, это тоже творческий акт.

Ќе всегда в творческом акте создаЄтс€ нечто принципиально новое, в большинстве случаев речь идЄт о решении традиционных задач нетрадиционными методами, о видении того, чего не вид€т другие Ц хот€ оно зачастую лежит на поверхности. ¬от, например, все знают, что ”.Ўекспир вз€л сюжет Ђ√амлетаї из Ђƒе€ний дановї —аксона √рамматика Ц а пыталс€ ли хоть один режиссЄр поставить эту трагедию в декораци€х и костюмах эпохи викингов? ¬от это был бы творческий подход Ц по-насто€щему творческий, в отличие от всех тех бесплодных потуг на креативность, когда в классические шедевры прошлого вставл€ют автомобили и сцены изнасиловани€ Ц потому что истинное творчество никогда не бывает насилием над реальностью, оно находит в ней то, что скрыто.

ќстановимс€ теперь подробнее на структуре творческого акта.

Ћюбой творческий процесс начинаетс€ с возникновени€ замысла Ц с точки зрени€ психологии это называетс€ проблемной ситуацией, т.е. противоречием, которое надо разрешить. ѕрименительно к искусству это может быть отдалЄнный Ђотголосокї произведени€, который Ђслышишьї, но пока не можешь придать ему реальную форму, применительно к науке Ц €вление, природу которого надо объ€снить и т.п. ÷ель этого замысла должна быть осознана. Ќе всегда этот этап бывает простымЕ так, € очень долго не решалась подступитьс€ к повести ј.Ѕестужева-ћарлинского Ђ ровь за кровьї, хот€ слышала отголоски, и даже какие-то очертани€ формы вырисовывались Ц но € Ђне просекалаї солирующего инструмента, пока одна коллега не прин€лась Ђраскручиватьї мен€ на создание чего-нибудь дл€ гобо€ с оркестром. ¬от тогда € и вспомнила об этой вещи Ц и стало €снее €сного: это должен быть гобой! ¬от о таких моментах говор€т: ЂЌужен толчокї. ѕожалуй, самый известный пример такого Ђтолчкаї Ц знаменитое €блоко, заставившее ».Ќьютона задуматьс€: почему оно падает именно отвесно?

ƒалее следует накопление вариантов Ц количественное решение), из которых будет выбран оптимальный (качественное решение). Ёто может быть весьма мучительным процессом, не случайно ѕ.».„айковский в детстве кричал, показыва€ на голову, что Ђмузыка вот здесьї Ц возможные варианты решени€ действительно Ђне дают поко€ї, пока оно не обретЄт €сные очертани€. Ќередко окончательное решение берЄт на себ€ сфера бессознательного Ц потому-то известно столько случаев, когда учЄные во сне делали открыти€, композиторы сочин€ли музыку и т.п. —о мной такого не бывало, но случалось так, что мелоди€, которую невозможно было Ђнайтиї, через некоторое €вление пробивалась сама собой Ц это тоже про€вление де€тельности бессознательного (ведь пока € не думала о ней, бессознательное продолжало перебирать варианты).

» наконец Ц оценка результата творческого процесса самой личностью. Ђ» увидел Ѕог, что это хорошої, Ц так описываетс€ этот этап творческого акта в Ѕиблии. Ќо Ѕог на то и Ѕог, что ќн совершенен Ц а вот человеку до совершенства далеко, и каждый творческий акт неотвратимо вскрывает это: не предел, можно вышеЕ и это даЄт толчок к следующему творческому акту. “аким образом, ещЄ одна неотъемлема€ характеристика творческого процесса Ц существование в непрерывном развитии.


mas
ћарк Ѕлау

Ќу, басню про Ќьютона и €блоко придумал насмешник ¬ольтер. ќн над всеми посмеивалс€. »з-за него, строго говор€, началась восьмилетн€€ война между ‘ранцией и ѕруссией.

mas
ћарк Ѕлау

», кстати,а кто это на иллюстрации изображен?

spe
Ћариса ѕопруга

»нтересно было прочесть в изложении именно творческого человека +

deb
Ќаталь€ –еутова

стать€ удалась (впрочем, как всегда!). ѕрочитав, пр€мо мотиваци€ повышаетс€! +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+