icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое цвет?

  • 7361
  • 6

Что такое цвет?

О
Окружающий нас мир исключительно разнообразен. И воспринимаем мы его прежде всего зрением… что придаёт разнообразие зрительным ощущением? Конечно же, цвет.

Что такое цвет? Пожалуй, на такой вопрос не сразу и найдёшь, что ответить – настолько это естественно, настолько само собой разумеется. Лишь недавно – в ХХ веке – мы смогли увидеть, как выглядел бы мир без цвета – благодаря чёрно-белому кино и телевидению… и то мы мирились с этим лишь до тех пор, пока другого не было, как только появились подходящие технологии – ринулись «раскрашивать» старые фильмы… Ахроматическим (лишённым цвета) зрением довольствуются лишь те существа, у которых зрение не играет определяющей роли – например, собаки, воспринимающие мир через обоняние.

И всё же попробуем разобраться, что это такое. На наш глаз воздействует свет, представляющий собой электромагнитные волны. Волны эти обладают разной длинной, и к некоторым из них – от 380 до 780 миллиардных долей метра – чувствительны клетки сетчатой оболочки (сетчатки) нашего глаза. Таких клеток два вида. В темноте (разумеется, не в абсолютной – чтобы глаза работали, надо, чтобы хоть какой-то свет всё-таки был) работают палочки, и тогда мы видим оттенки серого, располагающиеся между чёрным и белым. Эти цвета называются ахроматическими – бесцветными… странный термин, конечно, но он существует, так что герой анекдота, продавший чёрно-белый телевизор под видом цветного, был в определённой степени прав: этот телевизор тоже показывает цвета – только ахроматические.

Но нас сейчас интересуют другие клетки – колбочки, ведь именно они отвечают за цветовое зрение. Колбочек у нас три вида, и каждый из них «работает» в определённой части цветового диапазона – красной (ρ), зелёной (γ) или синей (β). Но поскольку работают они одновременно – и информацию в мозг подают одновременно – то там, в корковом представительстве зрительного анализатора возникает ощущение, порождаемое смешением, комбинацией этих трёх основным цветов – и из этих комбинаций складывается всё цветовое разнообразие. Так что можно сказать, что «видим» мы не глазами, а мозгом.

Разумеется, мозг должен этому научиться… и учится – в процессе жизни среди людей, являющихся носителями определённой культуры, потому-то мы «видим» цвета по-разному. Так, в языке одного индейского племени синий и зелёный цвета обозначаются одним словом – и этих цветов они не различают (впрочем, те из них, кто знает английский, различают).

Встречаются подобные различия и среди вполне «цивилизованных народов. Как будет по-английски «синий»? Правильно, blue. А «голубой»? Тоже blue. Иными словами, англичане и прочие люди, для которых английский язык родной, различают не 7 основных цветов, а шесть – и как я убедилась однажды на собственном опыте, не так-то просто объяснить американцу разницу между «голубым» и «синим» (то-то намучается переводчик, которому предстоит перевести на английский частушку «На столе стоят цветочки – голубой да синенький»!). Шесть цветов и у японцев, у китайцев – пять (и их соединение в радуге символизирует единство Инь и Янь)… Впрочем, своя цветовая символика есть и у христианской цивилизации – и она как раз соответствует той схеме, по которой «работает» наш зрительный анализатор: синий цвет символизирует божественную природу Иисуса Христа, красный – страсти Христовы и зелёный – Его миссию на Земле…

Но вопрос об основных цветах – это уже детали, поскольку ими дело не ограничивается: в целом человеческий глаз способен различить не менее 150 оттенков, а японские школьники, например, к окончанию младших классов должны различать 180. Потому-то в пределах каждого основного цвета столько словесных обозначений: «индиго», «терракотовый», «цвет морской волны», «рыжий», «кроваво-красный», «канареечный»… Но все рекорды побила, пожалуй, европейская мода XVIII столетия: каких только цветов там не было – «цвет испуганной мыши», «цвет влюблённой жабы», «цвет блохи во время родильной горячки» (остаётся только догадываться, что за ассоциации породили такие термины).

Почему же мы придаём такое значение цвету?

Да потому, что он способен влиять на наше психофизиологическое состояние: чем больше длина волны – тем сильнее эмоциональное возбуждение. При возбуждении у нас, как известно, учащается дыхание, сердцебиение, повышается температура тела – потому-то возбуждающие цвета (красный, оранжевый) называют «тёплыми», а «успокаивающие» (синий, зелёный, голубой) «холодными». Иными словами, цвет – свойство, обращённое к зрению – вызывает представление о раздражителях, «взывающих» совсем к другому анализатору… такое явление психологи называют синестезией.

Есть и другой пример синестезии: звук вызывает представление о цвете. У композиторов, обладающих таким «цветным слухом», музыка всегда предельно конкретно-образна (насколько это возможно для такого абстрактного искусства) – достаточно вспомнить Н.А.Римского-Корсакова: у него прямо-таки «видишь» и чудеса подводного царства, и светлячков, сбивающих с пути Мизгиря, и любимый пейзаж композитора – море (кстати, «морские пейзажи» у Римского-Корсакова, как правило, в ми-бемоль-мажоре, эта тональность обладала для него цветом морской волны).

Ещё дальше пошёл А.Н.Скрябин: он попытался преподнести цвето-музыкальные связи слушателю. Для этого он изобрёл «цветовую клавиатуру» – инструмент, представляющий собой круг с 12 лампочками разного цвета, соединённых с выключателями. Партию такой цветовой клавиатуры он включил в свою симфоническую поэму «Прометей» – так родилась цветомузыка.

Но есть среди нас люди, которые видят «цветной мир» несколько иначе. Их называют дальтониками – по имени английского учёного Дж.Дальтона, страдавшего этим нарушением цветового зрения и впервые описавшего его. Наиболее тяжёлый случай – полная «цветовая слепота» (для такого человека весь мир – как чёрно-белый фильм), но это, к счастью, редко встречается. Сам Дальтон не видел красный цвет, бывают люди, не различающие синюю часть спектра или зелёную… и таких людей 8% мужчин и 1% женщин. И хорошо бы помнить об этих людях – подобно тому, как архитекторы стали иногда вспоминать о людях в инвалидных колясках… Так, например, на компьютерных клавиатурах нередко кириллические буквы делают красными – дальтоник не может работать с такой клавиатурой. Если на рекламном щите или веб-странице на голубом фоне представлен розовый текст – дальтоник не сможет его прочитать… К счастью, сейчас существуют специальные компьютерные программы, позволяющие художнику-оформителю увидеть результат его труда так, как будут видеть его люди с нарушенным цветовым зрением (заказчик ведь тоже будет недоволен, если информация не дойдёт до 8% потенциальных клиентов!).

Но жить с таким нарушением, конечно же, нелегко – именно поэтому делаются попытки как-то его компенсировать – например, уже созданы специальные очки со встроенными миниатюрными видеокамерами и компьютерной обработкой изображения с выводом его на LCD-окуляры… Но основные надежды возлагаются на генную инженерию: в клетки сетчатки будут внедряться недостающие гены. В 2009 г. в США такие опыты с успехом были проведены на обезьянах – и остаётся только пожелать удачи исследователям, чтобы со временем каждый человек мог увидеть мир во всём его великолепии,

mas
Дмитрий Неткачев

Хорошее написание, статья читается сравнительно легко. Все сложное доступно. +.

deb
Нина Кузьмина

ЛЕНА! ПОРАЗИЛИ точностью и красотой (прямо в цвете) вашей статьи. Я начиталась об этом достаточно, но вы ещё и ЗНАЕТЕ об этом.Просто замечательно!!!)))+++++++

tra
Alexander Yegorov

Отличная статья! Столько всего узнал косвенно...
Так-то про палочки, колбочки, RGB, дальтонизм итак знал.
Но... моё почтение Вам! ;-)

tra
Yanina Vechnaya

Спасибо за статью) познавательно.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+