Как известно, дети познают мир, воспринимая стереотипные изображения предметов. Они «коллекционируют» их в своем сознании, и лишь потом, набрав эти стереотипы в достаточно большом количестве, переходят на качественно новый уровень познания. Иначе говоря, в начале дети познают мир от частного – к общему, и лишь потом – от общего к частному, домысливая общий образ силой воображения и сознания, придавая ему живые и конкретные черты. Как видим, ничего плохого в понятии стереотипа здесь нет.
Вообще, обучение всегда лучше усваивается на стереотипах. Вспомните: «Сборник типовых задач и решений к ним». Что это, как не стереотип? Наверное, не зря наше школьное образование называют средним: каждый школьник со средними умственными способностями способен освоить средние (типовые) знания по предлагаемым дисциплинам, пользуясь для их усвоения неким алгоритмом (стереотипом).
Другой пример: в промышленности широко известны такие термины, как взаимозаменяемость и стандартизация. Это значит, что каждое изделие (прибор, машина) большей частью состоит из легкодоступных, стандартных деталей, которые при поломке легко заменить на новые, такие же или подобные, типовые. Процент уникальных, оригинальных деталей в изделии обычно достаточно низок. Такие изделия, в которых много оригинальных деталей, очень дороги, и выпускать их промышленным способом невыгодно. Так что и в производстве стереотип – явление полезное, но явно недостаточное.
Другое дело – стереотип в сознании или поведении. Такое явление ведет к застою и, как следствие, к вырождению. Без талантливых людей, умеющих мыслить нестандартно, человечество так никогда бы и не узнало, что Земля – не единственная во Вселенной, и зажженная лучина – не единственный возможный искусственный источник света. Как известно, именно люди, ярко выделяющиеся из общей массы, впоследствии признаются гениями. Именно те, кто, преодолев стереотипы мышления, делают новые открытия и создают шедевры. Стереотип – противник прогресса.
Стереотип в искусстве страшен. Не будь смельчаков, преодолевших стереотипы, Россия до сих пор водила бы хороводы, и никогда не узнала рока, джаза и других направлений музыки. Не побоявшиеся прослыть сумасшедшими, именно художники, поправшие стереотипы классических канонов, явили миру авангардизм. С ранних лет считавшиеся чудаками (если не сказать больше) знаменитые модельеры сегодня – самые дорогие во всем мире. Список можно продолжать до бесконечности.
Стереотипы есть и в обществе. Кто сказал, что обед должен подаваться именно в такой последовательности: салат, первое, второе, третье, десерт? А вот азиаты перед любой трапезой пьют чай, и не считают, что это неправильно. А современные лица девушек и их пресловутые 90-60-90? Что такое каноны красоты? Те же стереотипы. Но именно самобытность, нестандартность и привлекают внимание. Выбрать из толпы всегда труднее, чем обратить внимание на что-то особенное, и это особенное запомнить и оценить.
Список стереотипов каждый читатель может оценить и дополнить сам, а также сам и решить, хорошо это или плохо, ведь мы считаем, что каждый человек – яркая индивидуальность с ясным, незашоренным сознанием, свободным от стереотипов, не так ли?