icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое —интоизм?

  • 2414
  • 2

„то такое —интоизм?

¬
¬ японии Ц согласно статистике Ц наблюдаетс€ парадоксальна€ ситуаци€: по результатам опросов, верующих там больше, чем граждан вообще!  ак такое может быть? ƒело в том, что многие €понцы исповедуют две религии: буддизм и синто (синтоизм). „то такое буддизм Ц более или менее пон€тно, а вот синтоЕ

ѕрежде всего, синтоизм Ц это национальна€ религи€ €понцев. ѕо сути дела, Ђнациональнымиї, точнее, тогда ещЄ племенными, были все древние религии (попробуйте представить себе китайца, мол€щегос€ ѕеруну или ќдину!), а синтоизм Ц религи€ именно древн€€. ќб этом говорит то, что она, по сути дела, выражает древнейшую форму религии Ц анимизм, т.е. наделение душой, духом всех окружающих предметов, всей природы. ¬ синтоизме такие духи называютс€ Ђкамиї, и ими обладает практически всЄ Ц горы, деревь€, камни, природные €влени€ и т.д Ц и все они €вл€ютс€ объектом поклонени€. ¬ этот Ђживойї, ЂодушевлЄнныйї мир органично вписываютс€ и духи умерших, покровительствующие своим потомкам.

–азумеетс€, в такой религии, в принципе, не могло возникнуть идеи ≈диного “ворца Ц есть лишь наиболее могущественные ками, составл€ющие все€понский пантеон. Ёто были супруги »дзанаги и »дзанами, создавшие землю в океане, растени€, и т.д., их дети Ц богин€ солнца јматэрасу (к которой возводит свой род €понский император), бог луны ÷укиЄми, бог огн€  угуцути и другие. –азумеетс€, обозначать этих персонажей словом Ђбогї можно с известной долей условности. японское Ђкамиї Ц это не совсем то, что русское Ђбогї или английское Ђgodї, пожалуй, правильнее тут говорить о Ђдухахї.

 ак и в других древних религи€х, об этих божествах-духах существуют мифы: о том, как из первозданного хаоса выделились мужское и женское начало (в лице богов-супругов), как они творили природу, как породили другие божества. ¬ообще, дл€ мифов синто характерен созидательный характер, пристальный интерес к рождающей силе, плодородию, что тоже свидетельствует о древности истоков этой религии.

Ќе случайно в японии похороны Ц удел св€щеннослужителей-буддистов, а вот всЄ, что касаетс€ рождени€ человека, вступлени€ в брак, обеспечени€ плодороди€ (и земного, и человеческого), Ђпринадлежитї синтоизму (помните, что мы говорили о Ђдвойнойї религиозности €понцев). ƒл€ синто же такие €влени€, как смерть, кровь, болезни, хоть и не считаютс€ Ђсквернойї, но нарушают чистоту души и тела, поэтому человеку больному, раненому или недавно перенесшему смерть близкого человека синтоистский храм посещать нельз€ (это относитс€ и к св€щеннослужител€м).

–азумеетс€, в такой религии (по сути дела, обожествл€ющей природу) не могла возникнуть концепци€ ≈диного “ворца, отличающегос€ по своей сущности от мира, от природы, не могло возникнуть и жЄсткого противопоставлени€ ƒобра и «ла. ƒаже там, где какие-то силы вступают в противоборство, с точки зрени€ синтоизма нельз€ однозначно сказать, котора€ из них Ђправаї.

“акое мировоззрение про€вл€етс€ и в €понском искусстве, например, в кинематографе: если в западных фильмах на героев изначально навешиваютс€ €рлыки Ђхорошего парн€ї и Ђплохого парн€ї (причЄм даже там, где по поступкам героев этого и не разберЄшь Ц оба убивают налево и направо), то в €понском фильме зачастую и не поймЄшь, кто из героев положительный, а кто отрицательный. ќсобенно это заметно на примере сюжетов, заимствованных из западной культуры и переосмысленных в €понском духе. “ак, в €понском мультфильме на сюжет андерсеновской Ђƒюймовочкиї нет привычных нам злых жаб, злой мыши, злого крота Ц да вообще ни одного отрицательного персонажа, все по-своему добрые и милые, а все перипетии происход€т исключительно из-за недопонимани€ между геро€миЕ ƒаже €понские слова ЂЄсиї и Ђасиї (Ђхорошої и Ђплохої), обозначающие в синтоизме категории ƒобра и «ла, имеют смысловой оттенок не абсолютных моральных постулатов, а наличи€/отсутстви€ практической ценности. ѕри этом предполагаетс€, что моральные предписани€ присущи человеку изначально, интуитивно Ц ведь они исход€т из мировой гармонии.

„то же требуетс€ от человека, чтобы найти своЄ место в таком мире? ¬ сущности, немного: сосуществовать в гармонии с природой и окружающими: ЂЂѕоступай согласно законам природы, щад€ при этом законы общественныеї.

¬ наше врем€ в японии существует примерно 80 000 храмов религии синто. ≈сть крупные храмы все€понского значени€ (в них несколько св€щенников, которые в синтоизме называютс€ каннуси), но большей частью Ц маленькие храмы, каждый из которых посв€щЄн одному ками, в таких храмах, как правило, св€щенник только один, причЄм служение совмещает с какой-то другой работой. ’рамы эти регул€рно реконструируютс€ (ведь согласно синто, жизнь Ц это обновление). ’рам включает в себ€ два строени€. ¬ главном, которое называетс€ Ђхондэнї, находитс€ синтай Ц св€щенный предмет, в котором пребывает дух-ками (это может быть камень, ветка и т.п.) Ц но от посетителей он сокрыт в алтаре. ¬торое здание Ц хайдэн Ц предназначено дл€ верующих, собравшихс€ на молитву.  роме этого, может быть синсэдзЄ, где готов€т св€щенную пищу, хараидзЄ - особое помещение дл€ заклинаний и др. ¬ход в такой комплекс отмечают тории Ц нечто вроде ворот без створок. “радиционно, человек, закончивший трудное дело, приносит пожертвование в виде такого сооружени€ Ц таким образом, тории могут быть и не одни.  роме храмов, у €понцев есть домашние алтари (т.н. камидана) Ц это полочка, располагаема€ над входом комнаты дл€ гостей, украшенна€ ветв€ми сакаки (св€щенного дл€ €понцев дерева), на неЄ став€тс€ талисманы или таблички, на которых написаны имена ками.

√лавные ритуалы таковы:

1.’араи (очищение): ополаскивание рта и рук чистой водой.

2.—инсэн (приношение): на специальных тарелках в храме (или дома на камидана) раскладываютс€ пожертвовани€ ками в виде продуктов питани€, денег, веток св€щенных деревьев, а тем ками, что покровительствуют ремЄслам, могут преподноситьс€ и соответствующие издели€ (например, ткани или керамика).

3.Ќорито (молитва): читаетс€ св€щенником в праздничный день или при совершении верующим приношени€ в честь какого-то особого событи€ (выздоровление после т€жЄлой болезни, поступление ребЄнка в школу и т.п.).

4.Ќаори (ритуальна€ трапеза): верующие ед€т и пьют часть продуктов, преподнесенных ками, как бы раздел€€ с ним трапезу, соприкаса€сь с ним.

„асто посещать храмы дл€ синтоистов не об€зательно Ц достаточно делать это по праздникам и при важных событи€х. ¬ остальное врем€ можно молитьс€ и дома, перед камидана, предварительно привед€ его в пор€док и разложив приношени€. ¬ дни поминовени€ умерших на камидана, помимо прочего, помещаютс€ вещи, имевшие особое значение дл€ покойного (например, университетский диплом).

ƒважды в год устраиваютс€ мацури Ц большие праздники, исход€щие из истории храма или мифологи (так что единого дл€ всей страны календар€ праздников нет). ”страиваетс€ пышна€ церемони€, состо€ща€ из ритуальных танцев (кагура) и выноса о-микоси (так называетс€ уменьшенное изображение храма, в нем находитс€ св€щенный предмет).

ћожно сказать, что синтоизм пронизывает всю жизнь €понцев. “ак, генеральна€ уборка Ц это, по сути дела, синтоистска€ церемони€ ¬еликого ќчищени€, а €понские бизнесмены, совершив сделку, хлопают в ладоши (считаетс€, что такой жест привлекает ками) и т.д.

“акова религи€, определ€юща€ €понское мировоззрение с древнейших времЄн и до наших дней.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+