icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

„то такое синекдоха?

  • 1164
  • 14

„то такое синекдоха?

÷
÷арство –усского €зыка очень велико и неимоверно богато. ћногие пытаютс€ пройти его вдоль и поперек, есть даже такие, кто похвал€етс€, что изучил в нем каждую тропинку. Ќо лингвисты точно знают, что, даже если человек говорит и думает на русском €зыке, это вовсе не означает, что он знает все его тонкости и понимает каждый нюанс.

¬от вз€ть хот€ бы тропы, или говор€ иначе Ц изобразительно-выразительные средства €зыка. “ут к услугам говор€щего и пишущего множество помощников:

- ирони€ предложит тонкую скрытую насмешку, научит употреблению слова в пр€мо противоположном значении;

- метафора научит переносному значению слова;

- олицетворение Ц оживит неживой предмет;

- литота все уменьшит,

- а гипербола, наоборот, преувеличит;

- эпитет, показыва€ качества предмета, одарит прекрасными прилагательными и причасти€ми;

- сравнение подберет примеры дл€ анализа и характеристики;

- аллегори€ спр€чет истинный смысл, предложив новый образ;

- метоними€ произведет из€щный перенос по смежности, то есть по родству пон€тий.

«а загадочным словом Ђсинекдохаї, которое стоит дес€тым в этом списке, скрываетс€ одна из разновидностей метонимии. —лово это пришло к нам из лексикона древнегреческих ораторов, переводитс€ оно как Ђсоотнесениеї, а обозначает соотношение некоторых, св€занных между собой пон€тий. ∆ела€ сделать свою речь €ркой, а стилистические фигуры запоминающимис€, мы вполне можем позволить себе употребить одно слово вместо другого. „аще всего используетс€ единственное число вместо множественного и наоборот. ѕомните гордое Ђќтсель грозить мы будем шведуї? ѕоэт использует единственное число в слове Ђшведї, а, согласно правилам русского €зыка, положено было бы сказать, что угроза будет грозить всем шведам. ”потребление множественного числа вместо единственного Ц это та же синекдоха. Ђћы люди маленькие, нас вс€ка€ собака обидеть можетї, - говорит герой литературного произведени€, но читатель понимает, что эти слова не о каких-то неведомых нам люд€х, что речь идет только о себе любимом.

Ёто не все возможности, которыми одарена синекдоха. ќна умеет называть часть от целого. ¬ школе все учили знаменитый лермонтовский Ђѕарусї? ¬спомним вместе пару строчек:

Ѕелеет парус одинокий

¬ тумане мор€ голубом.

„то ищет он в стране далекой?

„то кинул он в краю родном?

Ћермонтов пишет Ђпарусї вместо слов Ђлодка с парусомї или Ђпарусна€ лодкаї. ¬от это и есть та сама€ часть, то есть парус, от целого, то есть от лодки. Pars pro toto Ц так на латыни звучит этот прием.

 ак вариант синекдоха подберет целое от части, то есть totum pro parte. ќпаздыва€ на работу, мы с вполне пон€тной тревогой спрашиваем вахтера: ЂЌачальство на месте?ї ј ведь имеем в виду одного конкретного человека Ц своего директора или его грозного зама.

„то еще умеет синекдоха? ќна способна прекрасно использовать родовое пон€тие вместо видового. ¬ предложении ЂЁта зме€ умеет преодолевать значительное рассто€ние по водеї слово Ђзме€ї замен€ет название породы, и этот прием часто встречаетс€ даже в научной литературе. ј теперь обратный процесс Ц видовое заменим родовым. „тобы в старости не голодать, копеечку-то смолоду беречь нужно! —лово Ђкопеечкуї - видовое пон€тие здесь используетс€ в значении Ђденьгиї, а это уже родовое пон€тие.

“о есть синекдоха всегда, указыва€ на часть, говорит при этом о целом. ¬от еще несколько общеизвестных примеров синекдохи:

- «олотые очки обиженно отвернулись. (очки вместо человек в золотых очках)

- ѕосле аварии € осталс€ без колес. (без машины)

- ѕрощай, немыта€ –осси€, Еи вы, мундиры голубыеЕ (в голубых мундирах ходили жандармы, и сразу пон€тно, с кем и с чем прощаетс€ перед ссылкой на  авказ Ћермонтов)

—инекдоха Ц очень распространенный вид тропа. ≈го емкость и краткость позвол€ют полнее раскрыть образ, передать его сущность и внешние признаки. Ќаверное, поэтому синекдоха так любима и востребована с античных времен.


pro
—емен ÷ыгановский

¬ голубых мундирах во времена Ћермонтова ходили жандармы. ѕосле революции синий цвет был на петлицах Ќ ¬ƒ, а потом на погонах √Ѕ. “радици€, однако.

top
Halida Rojkova

» в голову бы не пришло сопоставить! ” ¬ас аналитический ум, —емен!

spe
ёли€ ƒворникова

—тать€ очень и очень интересна€! «амечание —емЄна удивило. ј что с "летунами"?  уда их отнести?

top
Halida Rojkova

¬о времена Ћермонтова летунов не было, поэтому их погоны цвета неба.

spe
¬ладислав „ерных

’орошо и пон€тно. ј то как напишут что-то вроде "...ротор пол€ наподобие дивергенции градуирует себ€ вдоль спина и там, внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из коих и возникает синекдоха отвечани€..." ))))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+