Шаманы имели от одной до девяти ступеней мастерства и были способны общаться с духами умерших предков, изгонять болезни, левитировать и вызывать дождь. Способностью входить в особый транс и путешествовать между мирами были наделены шаманы верхних ступеней мастерства. Они поклонялись силам природы, боготворили землю, огонь и воду, откупались жертвоприношениями от болезней и смерти. Шаманы обучали учеников своему мастерству, но не каждый смертный мог стать учеником шамана, а лишь избранный своим предком шаманом. Обучаться шаманам приходилось для того, чтобы суметь раскрыть свои природные способности и достичь верхней ступени мастерства.
В определённые периоды истории шаманы подвергались гонениям. Буддизм в форме ламаизма породил насильственное обращение в свою религию шаманистов в 16-17 веках. Иркутские буряты оказались в большей степени заступниками шаманизма и долгое время отказывались приобщаться к учению Будды. Они были вынуждены скитаться и переселяться за Байкал, передавая свои знания детям и внукам. Можно сказать, что они свято берегли свою религию, язык и культуру.
Насильственное крещение шаманистам также пришлось пережить уже в 18 веке, когда против воли крестили пленённых мужчин и женщин. Шаманы подвергались гонениям и сожжению на костре. И только льготами и привилегиями удалось привлечь в христианство наибольшее количество бурят. Правда, шаманисты часто оказывались двоеверцами, поскольку в православие их обратили, а практиковать продолжали шаманство.
Современный шаманизм (неошаманизм) в наши дни проявляется в возрождении шаманских обрядов и религии. Практикующие шаманы имеют шаманский корень, то есть дар, им переданный по наследству, из уст в уста, в пятом или седьмом поколении. Некоторые шаманы имеют учёную степень и с научной точки зрения обоснуют свою практику. Тем не менее, не стоит пытаться повторить опыт шаманов из любопытства, поскольку для обычного человека такая практика может оказаться губительной. Среди современных шаманов встречаются и псевдошаманы, которые стараются максимально извлекать прибыль, увлекая любопытных трюками и сказками.
Наука не признаёт официально экстаз (изменённое состояние шаманов) как способ общения с духами, а рассматривает данное явление как психическое заболевание. Бубны и иную атрибутику шаманов наука воспринимает не более как кустарные поделки нездоровых людей. Это понятно, поскольку наука ещё не постигла очень многих тайн природы и не все явления объясняют законы физики. Многие из закономерностей шаманизма выше человеческого понимания. Как и другие народы планеты, коренные народы Сибири и Дальнего Востока вправе оберегать свою религию.