Сегрегация (segregatio лат. — отделение) слово которое чаще всего употребляется в социологии и политике. Можно услышать и такие словосочетания: - гендерная, расовая, национальная, половая сегрегации. (оно используется также в металлургии как специальный термин.) До середины ХХ века в некоторых странах (США, Южно-Африканская республика, Израиль, Австралия, Китай, СССР, Страны Прибалтики, Украина и др.) некоторая часть населения не могла воспользоваться всей полнотой гражданских прав, предоставляемых конституцией страны.
Отделение этих групп по расовому, национальному, религиозному признаку, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами запрещены полностью или частично ограничены и есть сегрегация. Эти различия в социальном статусе граждан закреплены в юридических нормах и правилах, стереотипах поведения, традициях и обычаях и отмечаются знаками отличия или иной символикой. В реальной жизни сегрегация может проявляться в идеологии или этикете, существует в виде восприятия людей совершенно другой категории, априори лишенной гражданских прав.
Особенно это проявилось в такой многонациональной стране как США. Как известно все коренное население Северной Америки в годы колонизации было либо истреблено, либо проживало на специальных территориях – резервациях (их было создано более 400, большую часть составляли индейцы племени навахо). На протяжении всего периода колонизации Северной Америки, из Западной Африки вывозилось большое количество негров –рабов для работы на южных плантациях (13% населения), ряды бесправных работников пополняли «латинос» - выходцы из Латинской Америки (14,6 % населения).
В Южно –Африканской республике национальная партия, пришедшая к власти в 1948 году провозгласила апартеид (расовая сегрегация) государственной политикой, которая выражалась в переселения всего «не белого» населения в бантустаны – резервации для проживания черного населения. Они создавались в государствах Африканского Союза. Как и в США черным запрещалось проживать там, где живут белые, негры не могли пользоваться услугами и магазинами, которые предназначались белым и т.д.
В других государствах проявления сегрегации не столь внушительны, но и они нередко становятся причиной внутренней напряженности на расовой, национальной, религиозной почве. Так в Израиле тлеет многолетний конфликт с палестинцами, в Китае сельское население не имеет права проживания в крупных городах, в годы сталинского режима в СССР целые народы вывозились в пустынные и необжитые районы Казахстана и Дальнего Востока, в Литве, Латвии, Эстонии и Украине ущемляются права русскоговорящего населения.
Всякая форма сегрегации унизительна для человеческого сообщества, вызывает справедливый протест и борьбу этих малых меньшинств за справедливое существование. Исключения составляет гендерная сегрегация, где ограничения вызваны естественно историческими причинами и сегрегация по половому признаку. В силу природы есть немало объективных запретов на определенные виды деятельности для женщин, которые требуют большей физической силы и напряженности. Хотя сфера подобных запретов сегодня заметно сужается. Женщины управляют самолётами и теплоходами, служат в вооруженных силах, опускаются в глубокие шахты и варят металл, а мальчики и девочки обучаются совместно с дошкольного возраста.
Когда мы говорим о необходимости сохранения культурных, этнических, исторических традиций нации или народности, мы часто натыкаемся на необходимость естественной сегрегации в отличие от интеграции, делающей наш мир одинаковым, однообразным и унылым. Интеграция в конечном счете стирает самобытность и те отличия, которые и составляют особенности и неповторимость этнической общности. Так вместо кочующих аравийских бедуинов на Ближнем Востоке, любопытным туристам сегодня уже не покажут настоящих бедуинов, а покажут переодетых студентов Каирского университета, подрабатывающих на воссоздании народа с тысячелетней историей, потому что почти все эти племена были ещё совсем недавно интегрированы цивилизацией.