icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

„то такое романтизм?

  • 3806
  • 5

„то такое романтизм?

Ќ
Ќичто не возникает из ничего. Ћюбое €вление имеет свою предысторию, и разговор о романтизме Ц направлении в искусстве, зародившемс€ в конце XVIII-начале XIX вв. и охватившем практически весь век XIX Ц нам придЄтс€ начать издалека Ц с ¬еликой французской революции.

—обственно, и сама революци€ возникла не на пустом месте Ц вначале была философи€ ѕросвещени€ с еЄ стремлением перестроить жизнь на разумных началахЕ правда, просветители не предполагали, что это можно сделать с помощью революции, они всего лишь предлагали поставить во главе государства просвещЄнного человека Ц но в реальности редко что-нибудь выходит так, как предполагают философы. Ќова€ жизнь европейской цивилизации рождалась в крови €кобинского террора Ц Ђƒа, будет так, будет так, будет так! ¬сех аристократов мы повесим!ї. ѕовесили (точнее сказать Ц порубили на гильотине) Ц а жить от этого легче не сталоЕ т.е, кому-то, может, и стало Ц тем, кто успел набить карманы и стать во главе нового пор€дка Ц как было сказано одним из де€телей той эпохи, Ђвласть меча сменилась властью денежного мешкаї. » если у ненавистных аристократов былых времЄн ещЄ могло быть какое-то пон€тие о чести, то теперьЕ

¬ общем, предречЄнного просветител€ми Ђцарства разумаї не получилось. ƒа и так ли плохи были феодальные пор€дки? „еловечество обращает взгл€д в глубь веков Ц не к античности, которую так любили ¬озрождение и классицизм, нет Ц к эпохе, которую до сих пор презиралиЕ к эпохе, последний отголосок которой уничтожили буржуазные революции, столь разочаровавшие современников Ц к —редневековью. »менно тогда родилс€ знакомый нам образ —редневековь€ Ц с благородными рыцар€ми, прекрасными дамами, мудрыми и справедливыми корол€ми Ц может быть, не во всЄм соответствующий реальности, но такой пленительный! ƒа и что говорить, когда речь заходит о —редневековье, в первую очередь вспоминаютс€ не уроки истории Ц а романы сэра ¬альтера —котта, английского романтикаЕ

ј главное, —редневековье Ц это сво€, родна€ старина!  огда сопоставл€ешь периоды классицизма и романтизма, возникает впечатление, что люд€м надоели все эти греческие боги и герои Ц и они вспомнили, что у них есть сво€ мифологи€! Ђ—казкиї братьев √римм, знакомые нам всем с детства Ц это лишь один сборник народных сказок, записанных и изданных тогда Ц таких сборников было многоЕ и не только сказок, но и песен, баллад (самый известный пример такого рода Ц Ђ¬олшебный рог мальчикаї). „еловек эпохи романтизма остро ощущает потребность прикоснутьс€ к своим национальным корн€м Ц и на волне самосознани€ возникают национальные школы. ѕопробуйте вспомнить великих композиторов эпохи классицизма Ц скорее всего, вы назовЄте либо италь€нцев, либо немцев с австрийцами. —реди великих романтиков немцев тоже немало ( .ћ.¬ебер, ‘.Ўуберт, –.Ўуман и др.), но не только Ц тут и венгр ‘.Ћист, и пол€к ‘.Ўопен, и чех ј.ƒворжакЕ

ћир народных преданий как нельз€ более соответствует мироощущению романтизма Ц таинственный и прекрасный, противопоставленный миру реальному. ¬ реальном мире нет воспетого Ќовалисом Ђголубого цветкаї Ц нет идеалаЕ где же его искать? Ѕыть может, в человеческой душе?

„еловеческа€ душа становитс€ предметом самого пристального Ђисследовани€ї романтиков. ћир Ц он такой огромный, а человек в нЄм Ц такой маленький, его чувства так мимолЄтныЕ чтобы Ђостановить мгновени€ї движений человеческой души, не всегда подходит симфони€ или опера с их монументальностью Ц гораздо удобнее Ђмаленькиеї жанры, и романтики поднимают их на щит. ¬первые в истории музыки по€вл€ютс€ композиторы, главной Ђвизитной карточкойї которых станов€тс€ песни Ц прежде всего ‘. Ўуберт. Ќе меньше люб€т романтики и инструментальные миниатюры Ц тут они поистине неистощимы на выдумку. ћиниатюры могут быть отдельными и объедин€тьс€ в циклы (Ђ арнавалї –.Ўумана), могут иметь конкретные названи€ Ц или быть областью Ђчистойї музыки (Ђѕесни без словї ‘.ћендельсона), могут облекатьс€ в танцевальный ритм Ц но дл€ танца как такового при этом не предназначатьс€ (мазурки ‘.Ўопена)Е

¬прочем, не оставл€ют они ни оперу, ни симфонию ѕравда, симфони€ становитс€ другой Ц она уже не так строго следует канонам классицизма (да и как может следовать какому-то канону движение человеческой души!), то Ђсжима€сьї до двух частей (как ЂЌеоконченна€ї ‘.Ўуберта), то выраста€ в монументальную 5-частную конструкцию (как Ђ‘антастическа€ї √.Ѕерлиоза). —мета€ границы сонатно-симфонического цикла, симфони€ перерождаетс€ в принципиально новый жанр Ц программную симфоническую поэму.

ƒругой становитс€ и опера. ѕрежде всего, на оперную сцену приход€т другие персонажи: вместо набивших оскомину античных богов и героев Ц любезные романтикам герои народных сказок (Ђ¬олшебный стрелокї  .¬ебера), средневековые рыцари (ЂЋоэнгринї –.¬агнера). ј боги и герои есть и свои Ц чем ¬отан хуже «евса, а «игфрид Ц √еракла! “ак рождаетс€ вагнеровское Ђ ольцо нибелунгаїЕ

Ќо вернЄмс€ к главной теме романтизма Ц Ђисследованиюї человеческой личности. Ћичность эта всегда в конфликте с обществом, в котором живЄт:

Ќет, лучше мерзостный порок,

–азбой, насилие, грабеж,

„ем счетоводна€ мораль

» добродетель сытых рож! Ц

писал немецкий романтик √.√ейне. Ђ—ытые рожиї со Ђсчетводной моральюї Ц это главные враги романтиков Ц филистеры. —лово это (Ђфилистимл€неї по-немецки) возникло намного раньше Ц в XVI веке, так немецкие студенты называли добропор€дочных бюргеров, недолюбливавших студенческую Ђвольницуї (не меньше, чем библейские филистимл€не Ц евреев), но именно в эпоху романтизма слово Ђфилистерї стало синонимом Ђобывател€ї в самом низком и ужасном смысле слова:

»м только б жирно есть и пить,

 ротовье счастье брюху впрок:

 ак дырка в кружке дл€ сирот,

»х благонравный дух широк.

»х труд Ц в карманах руки греть,

—игары модные курить.

—покойно перевар€т все, Ц

Ќо их-то как переварить?

ƒействительно Ц живому, мысл€щему человеку с Ђмиром филистеровї не по пути Ц и этот мир его не принимает (как гофмановского »оганеса  рейслера) Ц потому-то романтический герой всегда трагически одинок. ¬ таком мире он может быть либо разочарованным, либо бунтарЄм (пример того и другого типа Ц соответственно Ђѕаломничество Ђ„айльд-√арольдаї и Ђ орсарї ƒж.√.Ѕайрона).

¬ своЄм интересе к человеческой личности романтизм доходит до самых тЄмных глубин: безумие, одержимость, отвержение общеприн€тых нормЕ “ак рождаетс€ образ романтического злоде€ с его тЄмными помыслами Ц не лишЄнного, однако, прит€гательностиЕ

¬ообще, романтизм любит всЄ мрачное и таинственное Ц именно эта эпоха породила готический роман (иногда его называют романом ужасов) с его мрачными тайнами прошлого, старинными замками, населЄнными призраками.

¬сЄ в этом мире проходит через рождение, расцвет и смерть. –омантизму тоже суждено было исчерпать себ€, выродившись в штампы, подвергнутые осме€нию Ц и уступить дорогу новым художественным направлени€м. Ќо творческие находки романтиков продолжает жить в новых эпохах Ц и это не только стихи √.√ейне, симфонии √.Ѕерлиоза или мазурки ‘.Ўопена, которые восхищают нас до сих пор. ћногое, что нам кажетс€ неотъемлемой частью нашей эпохи Ц мистические триллеры, литература в жанре fantasy Ц уходит корн€ми в романтизмЕ

» по сей день мы называем романтиком человека, не склон€ющегос€ перед Ђмиром филистеровї и вер€щего в свои идеалы вопреки всему!


deb
Ќиколай ћартынов

"...ј боги и генрои есть и свои.." - тут к ¬ам лишн€€ буквочка вкралась..выгоните ее, пожалуйста))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+