icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
 ультура и искусство

„то такое рок-опера?

  • 3705
  • 14

„то такое рок-опера?

Ќ
Ќа земле не осталось места, где не знали бы, что такое рок-музыка. –ок буквально захватил весь мир, стал его неотъемлемой частью.

—егодн€ уже невозможно представить себе общечеловеческую культуру без ЂЅитловї, Ѕоба ƒилана, Ѕоба ћарли, —тинга, Ђѕинковї и Ђ–оллинговї. Ќо шествие рок-культуры по планете не было гладко-победным, отнюдь! ќсобенно в ———–!

ѕерва€ война тоталитарного режима с джазом была проиграна. ќтгремели лозунги типа: Ђ—егодн€ он играет джаз, а завтра Ц –одину продаст!ї, так и не победившие джазменов. ¬есь мир согласилс€, что блюз Ц это, когда хорошему человеку плохо. Ћозунг: Ђ—егодн€ вз€л он в руки саксофон, теперь за нож возьмЄтс€ он!ї, вообще влилс€ в песню, придав ей особый щем€щий смысл: ЂќбречЄнно летит душа от саксофона до ножаЕї

Ќазрела втора€ волна Ђборьбы с непрофессионализмом, графоманством, дурным вкусом и наркотиками.ї ¬ общем, с теми, кто бросает вызов тем ценност€м, которые кажутс€ им ложными, заставл€ют внутренне содрогатьс€ закостенелый мир, где вымирают социальна€ справедливость и идеалы свободы, с теми, кто не желает миритьс€ с существующим положением вещей. ¬сЄ, что не вписываетс€ в рамки официальных установок, жестоко подавл€етс€ прессой, учреждени€ми культуры, правоохранительными органами.

Ќо во дворах уже звучат ЂYesterdayї и ЂLet it Beї, на плохоньких гитарах, а то и просто под хлопки молодые люди *исполн€ют* песни Smokie (*—моков*) ЂLiving Next Door to Aliceї - *∆ив€ по соседству с јлисой* и другие, на кошмарном английском поют *¬от кэн ай ду*, тут же добавл€€ к тексту вольный перевод, а на стенах по€вл€ютс€ новые, не привычные и не пон€тные советскому человеку надписи русскими буквами, типа: ЂЋонг лив –ичи Ѕлэкмор!ї —кажите, а вы сами разве не помните грустно-мелодичную Ђ алифорниюї?

» вот, в году этак 1966, в городе Ћенинграде на базе известного ансамбл€ Ђƒружбаї по€вл€етс€ ¬»ј Ђѕоющие гитарыї.

ѕочему вокально-инструментальный ансамбль, а не рок-группа? —лово *рок* вызывает у идеологически подкованных чиновников от культуры рвотные спазмы, вот и нашли чем заменить!

ќснову репертуара этой группы составл€ют обработанные песни попул€рных зарубежных групп, а так же русские народные и цыганские песни.

  песн€м ЂЅитловї и Ђ—моковї во дворах прибавл€ютс€ Ђƒл€ мен€ нет теб€ прекраснейї, Ђ арлсонї и др.

¬ 1967 году ¬»ј записывает свою первую большую пластинку на фирме Ђћелоди€ї. Ёто даЄт зелЄный свет новому направлению в советской культуре, различные ¬»ј растут на эстраде, как грибы.

ѕроходит чуть меньше 10 лет, и Ђѕоющие гитарыї под руководством —емЄна ƒоброва-Ўнайдера (см. ст. от 03.03.2015 Ђ то такой автоним?ї) записывают первую советскую рок-зонг-оперу Ђќрфей и Ёвридикаї на музыку јлександра ∆урбина.

¬ чЄм же отличие рок-оперы от обычного концептуального альбома?

¬ рок-опере, в прочем, как и в классической, есть св€занный сюжет, который раскрываетс€ путЄм исполнени€ арий, согласно либретто, и, пон€тно, сами актЄрские роли. “очно так же там исполн€ют свои партии участники действи€, с той лишь разницей, что автор пишет музыку в стиле рок. ¬ том же стиле опера и исполн€етс€, это тоже, надеюсь, пон€тно.

¬ классической опере музыканты, как правило, скрыты от зрителей в оркестровой €ме, а дл€ рок-оперы гитаристы, клавишники и барабанщики вполне могут находитьс€ на сцене вместе с артистами, а зачастую ими же и €вл€ютс€.

Ќо, как же могли пропустить такое непотребство культурные критики, которые по-прежнему не признавали наличие этой субкультуры, а рок-поэзию и музыку вообще за искусство не считали?

ј дело в том, что ещЄ в 1969 году британска€ рок-группа The Who выпускает альбом Ђ“оммиї, или Ђ“уммиї на обложке которого впервые написано словосочетание Ђrock operaї.

»сторически первооткрывател€ми данного жанра €вл€ютс€ всЄ же музыканты группы The Pretty Things со своим альбомом ЂS. F. Sorrowї, вышедшим ещЄ за год до ЂTommyї, но успеха альбом не имел.

ќглушительный успех выпал на долю слепо-глухо-немого мальчика.

 онечно, така€ вещь не могла миновать *железный занавес*, и вскоре даже самый ленивый мог обзавестись пусть *шлифованной*, но достаточно вн€тной записью Ђ“оммиї.

ѕочти сразу за Ђ“оммиї, в 1971 году Ц новый взрыв: Ђ»исус ’ристос Ц суперзвездаї Ћлойда ”эббера и “има –айса. » оп€ть оглушительный успех в том числе и в —оюзе.

1973 год Ц Ђ вадрофени€ї группы The WhoЕ

ѕочва вли€ни€ на неокрепшие умы молодого поколени€ будущих строителей коммунизма стремительно уходит из под ног, точнее - из рук руководителей процесса воспитани€.

» вот тогда, и даЄтс€ *добро* на запись первой советской рок (простите, зонг) оперы. —ледом за первой, легка-беда-начало, записываетс€ втора€ Ц Ђјлые парусаї 1977 год. јвтор Ц ј.Ѕогословский, исполнение музыки Ц ¬»ј Ђћузыкаї.

«авуалировать стиль рока помогла драматурги€ Ѕрехта, согласно которой, в общую ткань повествовани€ вплетаютс€ песни-зонги, €вл€ющиес€ не только *подведением итогов* практически каждой сцены, но дают поучени€ и наставлени€. ”спех не заставил себ€ ждать: за 10 лет существовани€ спектакл€ в первоначальном виде Ц 1935 аншлагов!

»так, это музыкально-драматическое произведение, стилистической основой дл€ которого €вл€етс€ рок-музыка, можно классифицировать, как подросший и развившийс€ мюзикл. ѕришла пора привить ему идейность.

ƒл€ этого в 1974 году ћарку «ахарову насто€тельно порекомендовали поставить идеологически выдержанный спектакль Ђс элементами молодЄжной музыкиї.

» дали *наводочку*: первое Ц смерть чилийского, по праву народного, поэта ѕабло Ќеруды; и второе Ц один из самых кровавых переворотов Ћатинской јмерики Ц 11 сент€бр€ 1973 года власть в „или вз€л в свои руки југусто ѕиночет, объ€вив коммунистическую партию вне закона. “акой оплеухи стерпеть было никак нельз€!

 антата ѕабло Ќеруды Ђ—и€ние и смерть ’оакина ћурьетыї, благородного разбойника, убитого в  алифорнии 23 июл€ 1853 года подлыми гринго, легла на стол ћарка «ахарова. ѕереводом зан€лс€ ѕавел √рушко. »значально музыку предложили написать ёрию Ёнтину, он поначалу согласилс€, т.к. сюжетна€ лини€ показалась ему весьма интересной, даже привлЄк к работе молодого, подающего надежды преподавател€ ћосковской консерватории јлексе€ –ыбникова, а затем вообще самоустранилс€, оставив всю работу на талантливого композитора.

ѕеред –ыбниковым открылось широчайшее поле де€тельности: тема любви к –одине, женщине, лейтмотивы мечты, смерти, страданий и жестокости, а так же возможность использовать чилийский и американский фольклор. –ыбников не мог упустить подобный шанс!

— его ЂлЄгкой рукиї был задействован не только вокально-инструментальный ансамбль театра Ћенинского комсомола Ђјраксї под управлением его же солиста и соло-гитариста ё.Ўахназарова, но и струнна€ группа √осударственного симфонического оркестра ———–, медна€ группа Ёстрадно-симфонического оркестра ÷ентрального телевидени€ и ¬сесоюзного радио, струнный квартет Ѕольшого театра ———–, ћосковский  амерный хор под управлением “.јгаева. ѕредставл€ете себе размах и *розарий*?!

ќднако, вопреки ожидани€м постановщиков, предпремьерный показ спектакл€ вызвал целую бурю негативной критики от ”правлени€ культуры, т.к., по мнению чиновников, этой самой ЂмолодЄжной музыкиї было излишне много. »з неЄ состо€л ¬≈—№ спектакль!!! ¬ результате Ђ«везду и смертьЕї запрещали к показу 11 раз!

¬ конце концов, после долгих мытарств, утр€сок и согласований в 1975 году в ћосковском театре им. Ћенинского комсомола режиссером ћарком «ахаровым всЄ-таки был поставлен музыкальный спектакль на музыку јлексе€ –ыбникова Ђ«везда и смерть ’оакина ћурьетыї, где главные роли исполнили јлександр јбдулов (ћурьета) и Ќиколай  араченцов (—мерть).

¬ мае 1976 года состо€лась открыта€ премьера Ћенкома.

“рудно даже представить себе столь оглушительный успех, какой буквально обрушилс€ на этот спектакль! ќн Ђпрожилї на сцене 18 лет и не было случа€, чтобы зал не был заполнен до отказа.

»менно этот спектакль показал, что рок-опера может быть не только записью, а посто€нно действующим представлением, которое имеет непосто€нный состав исполнителей, проработанный сюжет и приглашЄнных на различные роли исполнителей-солистов из самых разных театральных и музыкальных коллективов и рок-групп.

¬ 1978 году была сделана нова€ студийна€ запись Ђ«вездыЕ.ї, на основе которой был выпущен *двухпалубный* виниловый диск-альбом с аналогичным названием, где главные партии исполнили ∆анна –ождественска€ (“ереса и «везда) и √еннадий “рофимов (’оакин и —мерть). Ќа обложке этого альбома уже значилось Ђрок-операї, были использованы гравюры художника ’осе √ваделупе ѕосады и материалы из архива ѕабло Ќеруды.  опию €рмарочного плаката 1853 года с изображением ’оакина ћурьеты стало возможным купить у *фарцы* за сравнительно небольшие деньги.

¬ 1979 году Pink Floyd выбрасывают на рынок рок-музыки свою непревзойдЄнную Ђ—тенуї (The Wall), котора€ бьЄт все рекорды по попул€рности за последнее дес€тилетие. ћало того, что автором 11-го альбома Ђѕинковї был басист и вокалист этой группы –оджер ”отерс, который сделал Ђ—тенуї на основе собственных детских преживаний; мало того, что иде€ продюсера Ѕоба Ёзрина, который предложил использовать дл€ записи альбома группы детский хор, оказалась центральным хитом из всей рок-оперы; так ещЄ и јлан ѕаркер снимает на основе этого альбома полнометражный фильм с таким же названием, и альбом Ђѕинковї становитс€ платиновым, и занимает третье место в списке самых продаваемых в истории рок-музыки альбомов.

¬ 1982 году режиссер ¬ладимир √рамматиков снимает большой, красочный полнометражный фильм с участием јндре€ ’аритонова, јлЄны Ѕел€к и јлександра ‘илиппенко под уже раскрученным названием Ђ«везда и смерть ’оакина ћурьетыї, пон€тно, по одноимЄнной рок-опере. Ќесмотр€ на то, что фильм сн€т фактически по спектаклю, в нЄм почти полностью отсутствуют повествовани€ от лица героев. „увствуетс€ фильм уже по-иному, нежели спектакль или запись, отсюда Ц новый виток небывалого интереса зрителей.

  тому же фильм и альбом охотно слушают и покупают за рубежом, принос€ стране немалую долю валютного оборота. ј это уже Ц бизнес!

“аким образом, через Ђ«везду и смертьЕї мы рассмотрели классический вариант рок-оперы, мюзикла с использованием рок-музыки, первый вариант именно советского рока, который был использован во всех трЄх формах, прин€тых во всех мировых практиках:

1. —пектакль

2. јльбом

3.  инофильм

ѕосле того, как советские бонзы усвоили, что рок-опера не только порождение чуждой советской культуре западной идеологии, а неплохие прибыли и попул€ризаци€ демократических принципов страны, любителей и поклонников рока *гон€ть* по подвалам и *хатам* перестали. Ќа по€вление новых, уже не ¬»ј, а именно рок-групп стали смотреть более благосклонно, если их тексты не переходили дозволенные властью границы. “еперь разрешались не только хвалебные песни, марши и хоровое пение.

Ѕлагодар€ по€влению первых рок-опер, этих музыкально-сценических произведений, в которых тесно переплелись между собой диалоги, песни, музыка, танцы, а тексты стали не просто сопровождением музыкального ритма, а приобрели равноправие, а зачастую и главенствующую роль в передаче смысла, настроени€ и переживаний героев спектаклей или просто Ђхорошего человекаї, которому может быть как и очень плохо, так и очень хорошо!

—корее всего, на волне этой благосклонности, и было выдано разрешение на постановку ещЄ одной Ђсовременной оперыї (как скромно назвал свою новую рок-оперу ј.–ыбников), когда показал ћарку «ахарову свои импровизации на темы православных молитв и песнопений, предложив поставить новый совместный спектакль по сюжету Ђ—лово о полку »горевеї. Ќо к музыке –ыбникова требовалось, само собой, либретто. «ахаров и –ыбников сделали нескромное предложение јндрею ¬ознесенскому, поучаствовать в создании нового творени€. ¬ознесенский в свою очередь предложил оставить и даже приумножить православные *рок-пени€*, а за сюжет вз€ть свою поэму Ђјвосьї. „то из этого вышло, вы и сами прекрасно знаете, но, это, ещЄ одна долга€ истори€Е


top
Halida Rojkova

ƒолгий путь у рок-музыки вообще, а у рок-оперы еще длиннее. +++

pro
Ќадежда  ћаслова

я смотрела фильм "«везда и смерть ’оакина ћурьеты" - впечатление осталось большое, но "—тена" и "ѕинки" нрав€тс€ больше. —егодн€ у нас вечер монументальных статей. +++

mas
≈вгений Ѕагдерин

я не склонен особо раздел€ть рок оперу и альбом. ¬озмем Pink Floyd "Dark side of the moon" или африканские альбомы Piter Gabriel - это единое музыкальное произведение. –едка€ женщина так хорошо знает эту тему.Ѕраво!

spe
ёли€ ƒворникова

јга, Ќадь, € заметила, что сегодн€ вс€ дичь либо вкусна, либо крупна! ј € верна€ поклонница "јрии" уже много лет, хот€ практически весь рок дл€ мен€ - мать родна!

spe
ёли€ ƒворникова


And if the dam breaks open many years too soon
» если вдруг плотина прорвЄтс€ на много лет раньше срока,
And if there is no room upon the hill
» на вершине не останетс€ мест,
And if your head explodes with dark forbodings too
≈сли ты будешь разрыватьс€ от мрачных предчувствий,
I'll see you on the dark side of the Moon.
“о мы увидимс€ на тЄмной стороне Ћуны!

—пасибо, ∆ен€!


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+