icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Культура и искусство

Что такое рок-опера?

  • 1985
  • 14

Что такое рок-опера?

Н
На земле не осталось места, где не знали бы, что такое рок-музыка. Рок буквально захватил весь мир, стал его неотъемлемой частью.

Сегодня уже невозможно представить себе общечеловеческую культуру без «Битлов», Боба Дилана, Боба Марли, Стинга, «Пинков» и «Роллингов». Но шествие рок-культуры по планете не было гладко-победным, отнюдь! Особенно в СССР!

Первая война тоталитарного режима с джазом была проиграна. Отгремели лозунги типа: «Сегодня он играет джаз, а завтра – Родину продаст!», так и не победившие джазменов. Весь мир согласился, что блюз – это, когда хорошему человеку плохо. Лозунг: «Сегодня взял он в руки саксофон, теперь за нож возьмётся он!», вообще влился в песню, придав ей особый щемящий смысл: «Обречённо летит душа от саксофона до ножа…»

Назрела вторая волна «борьбы с непрофессионализмом, графоманством, дурным вкусом и наркотиками.» В общем, с теми, кто бросает вызов тем ценностям, которые кажутся им ложными, заставляют внутренне содрогаться закостенелый мир, где вымирают социальная справедливость и идеалы свободы, с теми, кто не желает мириться с существующим положением вещей. Всё, что не вписывается в рамки официальных установок, жестоко подавляется прессой, учреждениями культуры, правоохранительными органами.

Но во дворах уже звучат «Yesterday» и «Let it Be», на плохоньких гитарах, а то и просто под хлопки молодые люди *исполняют* песни Smokie (*Смоков*) «Living Next Door to Alice» - *Живя по соседству с Алисой* и другие, на кошмарном английском поют *Вот кэн ай ду*, тут же добавляя к тексту вольный перевод, а на стенах появляются новые, не привычные и не понятные советскому человеку надписи русскими буквами, типа: «Лонг лив Ричи Блэкмор!» Скажите, а вы сами разве не помните грустно-мелодичную «Калифорнию»?

И вот, в году этак 1966, в городе Ленинграде на базе известного ансамбля «Дружба» появляется ВИА «Поющие гитары».

Почему вокально-инструментальный ансамбль, а не рок-группа? Слово *рок* вызывает у идеологически подкованных чиновников от культуры рвотные спазмы, вот и нашли чем заменить!

Основу репертуара этой группы составляют обработанные песни популярных зарубежных групп, а так же русские народные и цыганские песни.

К песням «Битлов» и «Смоков» во дворах прибавляются «Для меня нет тебя прекрасней», «Карлсон» и др.

В 1967 году ВИА записывает свою первую большую пластинку на фирме «Мелодия». Это даёт зелёный свет новому направлению в советской культуре, различные ВИА растут на эстраде, как грибы.

Проходит чуть меньше 10 лет, и «Поющие гитары» под руководством Семёна Доброва-Шнайдера (см. ст. от 03.03.2015 «Кто такой автоним?») записывают первую советскую рок-зонг-оперу «Орфей и Эвридика» на музыку Александра Журбина.

В чём же отличие рок-оперы от обычного концептуального альбома?

В рок-опере, в прочем, как и в классической, есть связанный сюжет, который раскрывается путём исполнения арий, согласно либретто, и, понятно, сами актёрские роли. Точно так же там исполняют свои партии участники действия, с той лишь разницей, что автор пишет музыку в стиле рок. В том же стиле опера и исполняется, это тоже, надеюсь, понятно.

В классической опере музыканты, как правило, скрыты от зрителей в оркестровой яме, а для рок-оперы гитаристы, клавишники и барабанщики вполне могут находиться на сцене вместе с артистами, а зачастую ими же и являются.

Но, как же могли пропустить такое непотребство культурные критики, которые по-прежнему не признавали наличие этой субкультуры, а рок-поэзию и музыку вообще за искусство не считали?

А дело в том, что ещё в 1969 году британская рок-группа The Who выпускает альбом «Томми», или «Тумми» на обложке которого впервые написано словосочетание «rock opera».

Исторически первооткрывателями данного жанра являются всё же музыканты группы The Pretty Things со своим альбомом «S. F. Sorrow», вышедшим ещё за год до «Tommy», но успеха альбом не имел.

Оглушительный успех выпал на долю слепо-глухо-немого мальчика.

Конечно, такая вещь не могла миновать *железный занавес*, и вскоре даже самый ленивый мог обзавестись пусть *шлифованной*, но достаточно внятной записью «Томми».

Почти сразу за «Томми», в 1971 году – новый взрыв: «Иисус Христос – суперзвезда» Ллойда Уэббера и Тима Райса. И опять оглушительный успех в том числе и в Союзе.

1973 год – «Квадрофения» группы The Who…

Почва влияния на неокрепшие умы молодого поколения будущих строителей коммунизма стремительно уходит из под ног, точнее - из рук руководителей процесса воспитания.

И вот тогда, и даётся *добро* на запись первой советской рок (простите, зонг) оперы. Следом за первой, легка-беда-начало, записывается вторая – «Алые паруса» 1977 год. Автор – А.Богословский, исполнение музыки – ВИА «Музыка».

Завуалировать стиль рока помогла драматургия Брехта, согласно которой, в общую ткань повествования вплетаются песни-зонги, являющиеся не только *подведением итогов* практически каждой сцены, но дают поучения и наставления. Успех не заставил себя ждать: за 10 лет существования спектакля в первоначальном виде – 1935 аншлагов!

Итак, это музыкально-драматическое произведение, стилистической основой для которого является рок-музыка, можно классифицировать, как подросший и развившийся мюзикл. Пришла пора привить ему идейность.

Для этого в 1974 году Марку Захарову настоятельно порекомендовали поставить идеологически выдержанный спектакль «с элементами молодёжной музыки».

И дали *наводочку*: первое – смерть чилийского, по праву народного, поэта Пабло Неруды; и второе – один из самых кровавых переворотов Латинской Америки – 11 сентября 1973 года власть в Чили взял в свои руки Аугусто Пиночет, объявив коммунистическую партию вне закона. Такой оплеухи стерпеть было никак нельзя!

Кантата Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты», благородного разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года подлыми гринго, легла на стол Марка Захарова. Переводом занялся Павел Грушко. Изначально музыку предложили написать Юрию Энтину, он поначалу согласился, т.к. сюжетная линия показалась ему весьма интересной, даже привлёк к работе молодого, подающего надежды преподавателя Московской консерватории Алексея Рыбникова, а затем вообще самоустранился, оставив всю работу на талантливого композитора.

Перед Рыбниковым открылось широчайшее поле деятельности: тема любви к Родине, женщине, лейтмотивы мечты, смерти, страданий и жестокости, а так же возможность использовать чилийский и американский фольклор. Рыбников не мог упустить подобный шанс!

С его «лёгкой руки» был задействован не только вокально-инструментальный ансамбль театра Ленинского комсомола «Аракс» под управлением его же солиста и соло-гитариста Ю.Шахназарова, но и струнная группа Государственного симфонического оркестра СССР, медная группа Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио, струнный квартет Большого театра СССР, Московский Камерный хор под управлением Т.Агаева. Представляете себе размах и *розарий*?!

Однако, вопреки ожиданиям постановщиков, предпремьерный показ спектакля вызвал целую бурю негативной критики от Управления культуры, т.к., по мнению чиновников, этой самой «молодёжной музыки» было излишне много. Из неё состоял ВЕСЬ спектакль!!! В результате «Звезду и смерть…» запрещали к показу 11 раз!

В конце концов, после долгих мытарств, утрясок и согласований в 1975 году в Московском театре им. Ленинского комсомола режиссером Марком Захаровым всё-таки был поставлен музыкальный спектакль на музыку Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где главные роли исполнили Александр Абдулов (Мурьета) и Николай Караченцов (Смерть).

В мае 1976 года состоялась открытая премьера Ленкома.

Трудно даже представить себе столь оглушительный успех, какой буквально обрушился на этот спектакль! Он «прожил» на сцене 18 лет и не было случая, чтобы зал не был заполнен до отказа.

Именно этот спектакль показал, что рок-опера может быть не только записью, а постоянно действующим представлением, которое имеет непостоянный состав исполнителей, проработанный сюжет и приглашённых на различные роли исполнителей-солистов из самых разных театральных и музыкальных коллективов и рок-групп.

В 1978 году была сделана новая студийная запись «Звезды….», на основе которой был выпущен *двухпалубный* виниловый диск-альбом с аналогичным названием, где главные партии исполнили Жанна Рождественская (Тереса и Звезда) и Геннадий Трофимов (Хоакин и Смерть). На обложке этого альбома уже значилось «рок-опера», были использованы гравюры художника Хосе Гваделупе Посады и материалы из архива Пабло Неруды. Копию ярмарочного плаката 1853 года с изображением Хоакина Мурьеты стало возможным купить у *фарцы* за сравнительно небольшие деньги.

В 1979 году Pink Floyd выбрасывают на рынок рок-музыки свою непревзойдённую «Стену» (The Wall), которая бьёт все рекорды по популярности за последнее десятилетие. Мало того, что автором 11-го альбома «Пинков» был басист и вокалист этой группы Роджер Уотерс, который сделал «Стену» на основе собственных детских преживаний; мало того, что идея продюсера Боба Эзрина, который предложил использовать для записи альбома группы детский хор, оказалась центральным хитом из всей рок-оперы; так ещё и Алан Паркер снимает на основе этого альбома полнометражный фильм с таким же названием, и альбом «Пинков» становится платиновым, и занимает третье место в списке самых продаваемых в истории рок-музыки альбомов.

В 1982 году режиссер Владимир Грамматиков снимает большой, красочный полнометражный фильм с участием Андрея Харитонова, Алёны Беляк и Александра Филиппенко под уже раскрученным названием «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», понятно, по одноимённой рок-опере. Несмотря на то, что фильм снят фактически по спектаклю, в нём почти полностью отсутствуют повествования от лица героев. Чувствуется фильм уже по-иному, нежели спектакль или запись, отсюда – новый виток небывалого интереса зрителей.

К тому же фильм и альбом охотно слушают и покупают за рубежом, принося стране немалую долю валютного оборота. А это уже – бизнес!

Таким образом, через «Звезду и смерть…» мы рассмотрели классический вариант рок-оперы, мюзикла с использованием рок-музыки, первый вариант именно советского рока, который был использован во всех трёх формах, принятых во всех мировых практиках:

1. Спектакль

2. Альбом

3. Кинофильм

После того, как советские бонзы усвоили, что рок-опера не только порождение чуждой советской культуре западной идеологии, а неплохие прибыли и популяризация демократических принципов страны, любителей и поклонников рока *гонять* по подвалам и *хатам* перестали. На появление новых, уже не ВИА, а именно рок-групп стали смотреть более благосклонно, если их тексты не переходили дозволенные властью границы. Теперь разрешались не только хвалебные песни, марши и хоровое пение.

Благодаря появлению первых рок-опер, этих музыкально-сценических произведений, в которых тесно переплелись между собой диалоги, песни, музыка, танцы, а тексты стали не просто сопровождением музыкального ритма, а приобрели равноправие, а зачастую и главенствующую роль в передаче смысла, настроения и переживаний героев спектаклей или просто «хорошего человека», которому может быть как и очень плохо, так и очень хорошо!

Скорее всего, на волне этой благосклонности, и было выдано разрешение на постановку ещё одной «современной оперы» (как скромно назвал свою новую рок-оперу А.Рыбников), когда показал Марку Захарову свои импровизации на темы православных молитв и песнопений, предложив поставить новый совместный спектакль по сюжету «Слово о полку Игореве». Но к музыке Рыбникова требовалось, само собой, либретто. Захаров и Рыбников сделали нескромное предложение Андрею Вознесенскому, поучаствовать в создании нового творения. Вознесенский в свою очередь предложил оставить и даже приумножить православные *рок-пения*, а за сюжет взять свою поэму «Авось». Что из этого вышло, вы и сами прекрасно знаете, но, это, ещё одна долгая история…

top
Halida Rojkova

Долгий путь у рок-музыки вообще, а у рок-оперы еще длиннее. +++

spe
Надежда  Маслова

Я смотрела фильм "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" - впечатление осталось большое, но "Стена" и "Пинки" нравятся больше. Сегодня у нас вечер монументальных статей. +++

mas
Евгений Багдерин

Я не склонен особо разделять рок оперу и альбом. Возмем Pink Floyd "Dark side of the moon" или африканские альбомы Piter Gabriel - это единое музыкальное произведение. Редкая женщина так хорошо знает эту тему.Браво!

spe
Юлия Дворникова

Ага, Надь, я заметила, что сегодня вся дичь либо вкусна, либо крупна! А я верная поклонница "Арии" уже много лет, хотя практически весь рок для меня - мать родна!

spe
Юлия Дворникова


And if the dam breaks open many years too soon
И если вдруг плотина прорвётся на много лет раньше срока,
And if there is no room upon the hill
И на вершине не останется мест,
And if your head explodes with dark forbodings too
Если ты будешь разрываться от мрачных предчувствий,
I'll see you on the dark side of the Moon.
То мы увидимся на тёмной стороне Луны!

Спасибо, Женя!


Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+