icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Деньги

Что такое рентабельность?

  • 3740
  • 7

Что такое рентабельность?

И
Из анекдота с большой бородой:

«– Абрам, ты почем купил яйца для варки?

– По десять копеек за сырое яйцо.

– А почем продаешь?

– Десять копеек за вареное яйцо.

???

– А как же прибыль, если купил за десять и продал за десять?

– А навар!»

Любая деятельность, связанная с зарабатыванием денег, обязательно ориентируется на получение прибыли. Отсутствие прибыли или работа в убыток не даст никакого дохода, вся деятельность будет только съедать финансы. В конце концов, наступит день и час, когда такая деятельность будет завершена. Останется только подсчитывать убытки.

Что же позволяет оценить эффективность конкретного бизнеса?

Многие ответят доход.

Прекрасно! Но и сам доход может быть довольно разным по скорости возврата затрат, по количеству самого дохода. Важным является и стабильность самого бизнеса.

Как же оценить эффективность финансовых вливаний?

Среди молодежи бытуют диаметрально противоположные мнения относительно финансовых вложений. Есть мечтатели, которые ждут, что с неба упадет большое состояние с громадным количеством нулей. Вот тогда и можно начинать свое дело. Но практика показывает, такие мечтатели остаются в своих грезах до самой старости, потом рассчитывают на какую-нибудь пенсию, выйдя на которую, начинают критиковать всех и вся. Если и выпадет крупное состояние, то представители подобной категории мечтателей быстро его превратят во всевозможные развлечения и тряпки, чтобы снова вернуться к своему «разбитому корыту».

Другая категория предприимчивой молодежи пытаются создать свое дело без начального капитала. Они пытаются без каких-либо вложений раскрутить услуги или производство. Можно видеть, как энтузиасты личного бизнеса стараются и пытаются получить маломальский доход. Некоторым удается, но – это скорее исключение из правил. На самом деле лучшие годы также проходят в попытках наладить дело. Им кажется, что еще немного и все пойдет «как по маслу».

Сегодня вузы России выпустили около полутора миллионов экономистов. Они могут похвастаться своими дипломами, но редко кто их них на самом деле является таковым. Дипломированные экономисты не в состоянии начать никаких дел. Их научили играть в пустые цифры, не дав никаких понятий о том, как создавать и вести собственное дело. Приходится сталкиваться с такими, при этом не покидает удивление об узком кругозоре и зашоренности взглядов.

Но – это все лирика. Перейдем к делу.

Любое дело начинается с капиталовложений. В них закладываются затраты, связанные с приобретением средств производства, доставкой этих средств к месту производственной деятельности, вводом в эксплуатацию этих средств производства (основных средств), иногда еще добавляются и затраты, связанные с временным хранением средств на складах или базах. Даже простая швейная машинка, приобретенная для создания небольшого ателье, пройдет все этапы ввода и потребует вложений не только в ее приобретение, а также в другие капитальные затраты, указанные выше.

Капиталовложения съели деньги и требуют их возврата. Но возврат еще далеко. Необходимо наладить весь производственный цикл. Процедура наладки такого цикла также потребует финансирования, например, в рекламу или наём производственного персонала, иногда и в его обучение. Значит, нужно считать затраты, а их довольно много.

Затратная часть любого бизнеса разделяется на прямые и косвенные. Прямые затраты, связаны непосредственно с основной производственной деятельностью. В них входят:

• затраты на приобретение сырья (они могут быть, а могут и отсутствовать, все зависит от вида деятельности);

• затраты на расходные материалы (например, бизнес, связанный с извозом требует приобретения топлива, смазочных материалов, моющих средств и т.п.);

• заработная плата (бесплатно никто не будет работать, рабочие продают свое рабочее время, сам предприниматель продает сам себе свое рабочее время и знания, чем их больше, тем лучше);

• затраты на амортизацию (средства производства должны прослужить положенный срок, потом за счет отчислений на амортизацию должна появиться возможность приобрести аналогичные основные средства);

• затраты на ремонт (гарантия на средства производства может закончится, а они еще долго могут работать и приносить прибыль, поэтому отчисления на ремонт позволят изыскать финансы для его выполнения. Иногда встречаются предприниматели, которые стремятся получить максимальную прибыль, не задумываясь о текущих ремонтах, обслуживании или капитальном ремонте. Их ждет разочарование, когда таких денег нет, дело терпит крах);

• затраты на хранение (никто не оставит без охраны свое средство производства);

• затраты на аренду (современный бизнес ставит определенные условия своего процветания: офис, персональные компьютеры, выход в интернет, неплохо наличие симпатичного и ко всему готового секретаря);

• затраты на энергоносители, водоснабжение, газификацию и т.п.

Видно, что перечень прямых затрат довольно большой, но кроме прямых имеются еще и косвенные. Они могут серьезно повлиять на реализацию бизнес-проекта. К ним можно отнести следующее: затраты на имидж и создание узнаваемого бренда предприятия, рекламу, продвижение товара или услуги на рынке, поиск партнеров по бизнесу, сбыт и реализация, анализ состояния рынка и привлечение сторонних специалистов для антикризисного управления и др.

Если реализуется однотипный товар или услуга, то доход считается после реализации произведенного товара или услуги. Чем выше ассортимент, тем больше шансов оказаться на рынке в числе лидеров. Цель любой деятельности найти своего покупателя, который одарит рублями, золотом и другими эквивалентами трудовой деятельности.

Государство ведет контроль за любой налогооблагаемой системой (юридическими и физическими лицами), получение налогов позволяет государству, а также его чиновникам вкушать плоды от реальной деятельности. Налоги должны платить все. Насколько налоговая система совершенна до сих пор не ясно. Но она существует, посему каждый обязан платить. Налоговые отчисления могут напрочь снизить эффект от хозяйственной деятельности. Кроме этого существуют еще пенсионный фонд, а также и ряд других контролирующих организаций, желающих получить от производителя и свой лакомый кусочек. Пусть немного, но обязательно получить, дабы самим лишний раз доказать свою причастность к великим свершениям современности.

Понемногу мы подбираемся и к главной задаче всего цикла взаимодействия предприятия с окружающим миром. Полагаем, что за все уплачено, а также по результатам продаж получен доход. Если доход превысил все затраты, то можем радоваться. Именно эта разница и свидетельствует, что, пройдя все тернии, мы сумели получить положительный результат.

А как оценить качество результата? Может он и не столь уж хорош? А может мы легко достигли желаемого? Именно для оценки качества экономисты 17 века придумали критерий, который получил название рентабельность (немецкое слово rentabel — прибыльный, доходный). Именно она и дает комплексную оценку деятельности.

Формула для расчета рентабельности несложная: прибыль делим на суммарную величину затрат, а потом не поленимся и умножим на сто. Тогда рентабельность будет выражена в процентах. Она показывает, насколько эффективно работают наши деньги. Если рентабельность высокая, то каждый вложенный рубль (доллар или евро, а может и монгольские тугрики) сработали хорошо.

Кажется несложно. Но есть еще один важный критерий, характеризующий эффективность использования денег, вложенных в создание предприятия. Его называют сроком окупаемости проекта. Чем быстрее предприятие окупается, тем быстрее будут погашены кредиты, взятые для его создания, тем легче будет чувствовать себя предприниматель.

Некоторые девушки иногда думают: «Зачем это нам надо?». Они забывают, что даже реализация самой простой задачи, такой как выгодный брак с богатеньким Буратиной возможен только при условии понимания законов экономики. Чтобы понравится потенциальному жениху недостаточно сегодня иметь смазливую мордочку. Смазливых лиц сегодня хватает, а методов гримирования разработано столько, что и баба Яга может принять участие в конкурсе красоты и иметь реальные шансы на успех.

Выход замуж потребует серьезных капиталовложений в себя родимую, с учетом всех видов затрат. Если вся затратная часть будет отработана полностью, то реализация плана продаж будет выполнена на "отлично". При недоучете каких-либо затрат, принц на белом коне проскачет мимо к той, которая окажется более рачительной и предприимчивой. Рентабельностью в этом случае станет отношением капитала, полученного от принца, ко всем затратам на его поимку и приручение. Чем выше рентабельность свадебного предпринимательства, тем удачнее может сложиться последующая жизнь.

mas
Дмитрий Неткачев

Если гламурным девушкам хватит усердия дочитать до конца, то может быть они тогда сделают правильные выводы. В ином случае они будут продолжать ставить "тихие" минусы, радуясь, что сделали очередную гадость. Просчитывается всё и все.

deb
Светлана Шибунская

Дмитрий, очень понравилось! Действительно описано и учтено всё до мелочей, боюсь, что некоторым дочитать будет не под силу, но те, кто осилит, будут иметь шанс на успех. +++

tra
Татьяна Лобова

Просто и доступно, даже немного юмора. Фуси и пуси должны почитать, им полезно знать, как завоевываются принцы на белых лошадках. +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+