Трубка брошена, разговор прерван – многолетней дружбе конец. Доругивалась уже про себя. Почему я не сумела, да и не успела даже попытаться ей объяснять, что я абсолютно аполитична. Я не за красных и не за белых. Я за Добро и Справедливость. Просто никогда не понимала, да и теперь не пойму тех, кто выходит жечь и убивать людей. Логика их поведения в моей голове не укладывается.
Навсегда запомнила слова отца, который, разбирая нашу детскую ссору, закончившуюся дракой, сказал: « Вы же люди! У вас, в отличие от животных, язык есть. Так сядьте и, глядя в глаза друг другу, выскажите все. Обижайтесь, плачьте, но не переставайте говорить. Только так можно найти компромисс и не стать врагами».
Я не политик и не собираюсь давать оценку ни одной из сторон, участвующих в конфликте. Я хочу поговорить о другом, о том, как быстро и ловко кто-то очень хитрый и дальновидный настроил один братский народ против другого. Для этого был применен старый, как мир, закон педагогики номер один. Звучит он забавно, но очень правильно отражает суть того, что принято называть «промывкой мозгов». Формулируется он так: «Если человеку сто раз сказать, что он свинья, то на сто первый раз он хрюкнет в ответ». И смеяться над сказанным не получается. Наверное, потому, что вбитые в сознание идеи становятся установками, то есть теми правилами, опираясь на которые, человек будет строить свою жизнь. Эти же установки станут руководством к действию - к борьбе или пацифизму.
Самый лучший результат достигается, если обработка начинается в детстве. А уж если личность «учителя» вызывает восхищение ученика, то результат превосходит все ожидания. Добавьте немного романтики, желательно революционно-бунтарской, и дитя ваше. Можете посылать его на любые баррикады. Можете надеть на него пояс шахида и отправить в храм. Взорвать молящихся во время их общения с богом, для него все равно, что стакан воды выпить. Сомнений нет, и морально-этические вопросы такой человек не задает. Общается только по «делу» - кого убить, когда и во сколько.
Что же за напасть такая – эта промывка мозгов? Это один из самых действенных инструментов воздействия на сознание человека и первейшее средство для моделирования его дальнейшего поведения. Изо дня в день повторять одно и то же, чтобы даже в самой «дырявой» голове надолго, а лучше навсегда остались нужные знания.
Откройте современные учебники, изданные практически во всех республиках бывшего СССР. Во вступительных статьях вы прочтете, что все, что можно, открыли представители именно этой страны. И было это в такой далекой древности, что и честь и слава первооткрывательства никакому сомнению не подвергаются. Удивлены? Значит, у вас нет детей школьного возраста или вы не читаете вступительные статьи. Кстати, во всех тестах, предназначенных для поступающих вузы, такие вопросы содержатся в огромном количестве.
Скажете, что это смешно? Было бы смешно, если бы не было так грустно. Несмышленое дитя слышит подобные сведения от учителя, вызубривает их дома, потом отвечает на уроках. Запоминает и начинает в это верить. Нам, родителям, порой некогда даже заглянуть в учебник. Вопрос – «Уроки сделал?» и ответ – «Да» нас вполне удовлетворяют.
Дальше больше. В учебниках истории раньше писали о том, что Средняя Азия и некоторые нынешние республики Кавказа просили Российскую империю о защите. Императоры, правившие в те времена, подписывали договоры и брали на себя ответственность за безопасность этих государств. Прочтите учебник современный истории любой из этих республик. Текст вас просто поразит. Оказывается, это была экспансия России в Среднюю Азию. Никто о помощи не просил, все и без России прекрасно справились бы со своими врагами.
«А как же договоры?» - спросите вы. «Липа, - ответят вам. – Подтасовка фактов или насилие сильного соседа над слабым». А дитя все впитывает, все запоминает, делает выводы. Не само, конечно, помогают пронырливые ловцы человеческих душ. Часто это делают во время богослужений имамы мечетей. А разве может правоверный не верить уважаемому человеку? Вот он и верит.
Потом едва подросшее дитя, уверенное в своем праве решать, кому жить, уезжает в страну N и проходит уже боевую подготовку. А промывка мозгов продолжается и там. В стотысячный раз наставники повторяют, кто враг, учат, что враг хорош только мертвый. Теперь дитя готово к смертельной схватке. Кто враг? Да все, кто думает иначе, одевается иначе, молится другим богам. Надев пояс шахида, шестнадцатилетние взрывают себя, гордясь тем, что попадут прямо в рай. А как же иначе? Они ведь совершают только богоугодные дела!
Страшная картинка получается. Мусульманские террористы, христианские, вообще неизвестно какой веры боевики – это наша повседневность. Коричневая чума – фашизм – снова в чести. Делимся на наших и чужих. Как отличаем? Наши думают, как мы, прыгают вместе с нами. Закрыв платками лица, избивают, увечат, убивают. А не наши – это все остальные. Не хотите умирать? Будьте, как мы. Брезгуете? Морщитесь, слыша наши лозунги? Пожалеете и очень скоро.
Делать-то что? Как исправить то, что упущено? Как объяснить внуку ветерана Великой Отечественной войны, что фашист – это тот, кто кричит об исключительности своей нации. Это тот, кто берет в руки оружие и убивает. Внук смеется, не верит, ведь промытые мозги анализировать, размышлять и делать выводы не могут.
Промывка мозгов происходит не только на политической арене. Нам давно и очень упорно внушается мысль о том, что все формы любви – как голубой, так и розовой – это норма. А тот, кто этого не понимает, ханжа, и его крайняя отсталость в этом вопросе просто смешна. С этими разноцветными господами проводятся ток-шоу, на которых они, жеманясь, рассказывают о том, что нет ничего противоестественного в семье, состоящей из двух мам или пап.
Во втором классе всех европейских школ детям показывают роды и половой акт. Если семья против, если она запрещает ребенку посещать уроки полового воспитания, то родителей наказывают арестом и довольно внушительным штрафом. Так же исподволь в ранг «Все нормально» возводится педофилия. Сколько было скандалов с чиновниками самых высоких рангов, которых заподозрили в педофилии? Что изменилось? Ничего! Воз и ныне там.
Больше всего поражает то, что возмущенных голосов почти не слышно. Или они звучат так тихо, что похожи на шепот. В набат никто не бьет. Никто не кричит о том, что человечество теряет поколение за поколением. И очень похоже на то, что дальше будет только хуже.
Так что же делать? Честно скажу: «Не знаю». Нет у меня готового рецепта. Наверное, его ни у кого нет. А жаль! Так хочется, чтобы люди научились разговаривать и договариваться. Чтобы алчность и ложь перестали править странами и народами. Чтобы больше всего на свете люди ценили покой и мирное небо над головой. Несбыточная мечта, скажете вы? А вдруг сбудется?!