icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
–абота, карьера, бизнес

„то такое привилегированное положение на рынке?

  • 1145
  • 6

„то такое привилегированное положение на рынке?

ќ
ќсновоположник современного экономического учени€ јдам —мит (1723 Ч 1790), по-видимому, сам был поражен красотой сделанного им открыти€.

 аждый производитель руководствуетс€ в своей де€тельности желанием получить максимальную прибыль. Ќо получить прибыль он не сможет иначе, чем производ€ некоторый товар, удовлетвор€ющий чью-либо потребность, и выход€ с ним на рынок. ќдновременно на рынок выход€т множество других производителей аналогичного товара. » вот эта толпа эгоистов, словно бы движима€ некоей сверхъестественной силой, действует эффективно и настойчиво в интересах всего общества. ѕодобное €вление јдам —мит назвал Ђневидимой рукой рынкаї. –ука-то невидима€, но действи€ она совершает вполне ощутимые.  оличество производимых товаров резко возрастает, их качество повышаетс€, а цена одной единицы падает. ≈го величество рынок и ее величество конкуренци€ твор€т истинные чудеса, улучша€ жизнь людей, как этого не смог бы сделать ни один, самый благожелательный к своим подданным, монарх.

Ќо экономика Ц наука не однозначна€. ¬ жизни зачастую возникают и другие ситуации. ≈сть рынки, на которых по разным причинам просто не может быть большого количества продавцов. Ћибо товар очень ограниченный и специфический (например, редкоземельные металлы), либо плата за вход на рынок очень высока. Ќапример, капитальные затраты, необходимые дл€ организации производства электроэнергии, добычи нефти и газа, чрезвычайно велики и не по карману даже очень богатым капиталистам. ¬ этом случае возникают отрасли производства, в которых существует всего одна фирма. »ли небольшое количество фирм, которые, в принципе, могут договоритьс€ между собой о разделе существующего рынка. “о есть, в конечном счете, они будут фактически действовать, как одна больша€ компани€. “ака€ структура организации отрасли, когда одна компани€ получает привилегированное положение на рынке, называетс€ монополией.

¬ переводе с греческого €зыка слово Ђмонополи€ї означает буквально Ђодин продавецї. ћонополией часто называют исключительное, привилегированное, право на что-либо.   настольной игре Ђћонополи€ї, о которой написано в статье от 24.05.2015 эта монополи€ имеет отношение очень опосредствованное.

»так, в идеальном случае, в монопольной отрасли одна компани€ выпускает всю продукцию отрасли. ѕредложение монополиста €вл€етс€ предложением всей отрасли. ј значит, монополист определ€ет и количество товара, производимого отраслью, его качество и его цену. »гра€ объемом предложени€ товара и определ€€ его цену, монополист добиваетс€ максимальной прибыли. «десь не место углубл€тьс€ в более или менее серьезную математику. «аметим только, две очевидные вещи.

1. ¬сегда существует обратна€ зависимость между ценой на товар и его производимым количеством. ј именно, если товара производитс€ больше, цена на него падает, если товара производитс€ меньше, цена на него растет.

2. ћонополисту одинаково не выгодно как производство большого количества товара по низким ценам, так и производство малого количества товара по высоким ценам. ћаксимальна€ прибыль достигаетс€ где-то посередине количественно-ценового диапазона. Ќо эту точку максимальной прибыли определ€ет сам монополист. ƒл€ потребител€ же возникает ситуаци€ Ђжри, что даютї, печально известна€ многим из нас по опыту советской жизни.  стати, советское государство было примером монополии, уродливо разросшейс€ на все отрасли хоз€йства.

 ак уже было сказано, к возникновению монополий есть несколько экономических или околоэкономических причин. Ёти причины прин€то делить на естественные и неестественные.

 огда причины, которые обусловили возникновение монополии, €вл€ютс€ экономически обоснованными и не завис€т от намеренных действий людей, подобна€ монополи€ называетс€ естественной.

  естественной монополии приводит ситуаци€, когда укрупнение предпри€ти€ приводит к сокращению средних затрат на производство по сравнению с существованием нескольких мелких предпри€тий. —оответственно, цена на продукт, производимый крупной фирмой, будет меньше, чем цены у мелких фирм. “ака€ экономи€ может быть следствием изменени€ технологии производства. ќдним из самых впечатл€ющих примеров естественной монополии €вл€етс€ производство средств св€зи. ћобильные телефоны тем выгоднее производить, чем крупнее масштаб производства. ¬ свою очередь только крупные компании могут обеспечить высокое качество и копеечную стоимость мобильной св€зи.

ƒругой пример Ц из области транспорта. ¬ больших городах существование метрополитена выгодно. «атраты на прокладку путей, строительство станций, эксплуатационные расходы велики, но большой поток пассажиров делает этот транспорт выгодным при относительно невысокой плате за проезд. ≈сли бы в большом городе возникла конкурирующа€ компани€, прокладывающа€ свои тоннели по тем же маршрутам, это не привело бы к увеличению количества пассажиров.  аждый из конкурентов в этом случае претендовал бы только на часть прежнего пассажиропотока при тех же (если не больших) расходах.  ак следствие, стоимость проезда на метро в этом случае неизбежно бы возросла.

“о же относитс€ ко всем городским коммунальным службам. ¬озникновение новой городской водопроводной или канализационной компании нар€ду с уже существующей не приведет к повышению качества и уменьшению цены коммунального обслуживани€. Ќаоборот, средние эксплуатационные расходы в этом случае возрастут, и цены у каждого из конкурентов повыс€тс€.

ј вот в области автобусного транспорта или в авиации создание конкурирующих компаний может привести к снижению средней цены оказани€ услуги. ј могут и не привести. ћало кто станет конкурировать за маршруты в Ђмедвежьи углыї, где эксплуатационные затраты высоки, а пассажиропоток мизерный. ¬спомните недавнюю попытку естественного монополиста –∆ƒ закрыть €кобы невыгодные электрички в северных област€х –оссии.

≈стественна€ монополи€ может быть вызвана также небольшим объемом рынка. Ќапример, ежегодное производство драгоценного металла паллади€ в мире составл€ет около 300 тонн. √лавные производители этого металла Ц –осси€, ёј– и немного —Ўј с  анадой. √лавные потребители Ц автомобильна€ промышленность, электроника, химическа€ промышленность во всем мире. ѕаллади€ можно было бы добывать и больше, но спрос на него от этого выше не станет. ясно, что по€вление в этой области еще одного конкурента приведет только к переделу уже сложившегос€ рынка и, вполне возможно, к глобальному повышению цен на этот металл, что, в конце концов, может уменьшить уже существующий стабильный спрос.  огда в 2014 году начались разговоры о российских контрсанкци€х, кто-то из законодателей заикнулс€ о том, чтобы Ђврезатьї по прокл€той загранице палладием. «нающие люди охладили Ђпылкого джигитаї, сказав, что подобные санкции будут подобны выстрелу в собственную ногу. Ќедостаток российского паллади€ тут же будет возмещен повышением производства, скажем, в  анаде.   счастью, к знающим люд€м прислушались, что нынче в –оссии случаетс€ редко.

—итуаци€, когда существование монополиста не имеет экономического обосновани€, а контроль предпринимател€ над некоторой отраслью достигаетс€ в результате внеэкономических факторов называетс€ искусственной монополией.

»скусственна€ монополи€ может быть достигнута покупкой одной компанией прочих компаний в данной отрасли. ¬ свое врем€ так ƒжон –окфеллер добилс€ 90-процентного контрол€ над нефт€ной отраслью в —Ўј.

ѕричиной искусственной монополии может быть также обладание уникальным ресурсом или уникальной технологией.

Ќаконец, искусственна€ монополи€ может быть достигнута с помощью государства, по разным причинам заинтересованного в покровительстве той или иной компании. “ак, например, в начале 19-го века право на монопольное освоение јл€ски имела только –усско-јмериканска€ компани€, близка€ к царствующему дому.

≈сли монополист по той или иной причине захватил рынок, именно он определ€ет количество поставл€емого на рынок товара. » цену на этот товар тоже диктует он. «десь эгоистичные мотивы (максимальна€ прибыль) берут верх над любыми другими мотивами. ј Ђневидима€ рука рынкаї парализована. ѕримеров того, что интересы монополий идут вразрез с интересами общества Ц воз и маленька€ тележка. ћожно, конечно, отыскать такие примеры в глубинах 19-го века или в трудах ¬.».Ћенина, посв€щенных империалистической стадии развити€ капитализма. Ќо к чему уходить в такие дали и глубины? ƒостаточно задуматьс€ над вопросом, почему в 21-м веке в нефтедобывающей –оссии такие высокие цены на бензин.

»сторический опыт показывает, что монополизм вреден и дл€ экономики, и дл€ государства. ’от€ государство и само не брезговало получить прибыль от монополизации. ћногие необходимые товары, которым трудно или невозможно найти замену (соль, перец, спирт, табак) становились предметом государственной монополии.

Ќо в целом государство уже в 19-м веке начало вести борьбу с монополи€ми. ¬ разных странах и с разным успехом началось вводитьс€ антимонопольное законодательство. “акое законодательство определ€ет критерий существовани€ монополии в той или иной отрасли. Ќапример, ситуаци€ в которой дол€ продаж определенной компании на общем рынке достигает 60 процентов, считаетс€ тревожной.

јнтимонопольное регулирование может осуществл€тьс€ разными пут€ми. ≈сли монополи€ не естественна€ компанию разъедин€ют на несколько фирм, конкурирующих на том же рынке. “ак в свое врем€ были разделены IBM, Proctor&Gamble, Eastman Kodak. ¬о многом дл€ того, чтобы не конфликтовать с антимонопольным законодательством на дн€х компани€ Google выделила из своего состава особый холдинг ЂAlphabetї.

≈стественную монополию, однако, как говорилось, разделить невозможно. ¬ этом случае государство идет почти что большевистским путем. ƒл€ фирмы устанавливаютс€ максимальные цены, которые она может назначать за предлагаемый товар. ѕравильна€ система ограничений цен в этом случае заставит монополиста выпускать нужный ассортимент товаров и по необходимой дл€ общества цене.


pro
—емен ÷ыгановский

ќчень познавательно. » с примерами из реальной жизни. —казать по правде, не знал, что такое естественна€ монополи€. ƒумал, что это по поводу эксплуатации природных богатств.

top
Halida Rojkova

—огласна с “омой. ќчень интересно было читать, хот€ сначала опасалась, что не пойму, о чем идет речь.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+