icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое православие?

  • 2478
  • 3

„то такое православие?

¬
¬ 1054 г. произошло событие поистине эпохальное. ¬ ѕравославной церкви его называют Ђотпадением –имской церквиї, у католиков точно так же Ђотпавшейї считают восточную ветвь Ц историки же предпочитают говорить нейтрально о расколе, схизмеЕ „то же, собственно, произошло?

ѕапа римский Ћев IX предал анафеме патриарха  онстантинопольского  ерулари€. “от в ответ проделал то же самое в отношении папы. — этого момента существовала не одна христианска€ ÷ерковь Ц а две: за западной ветвью утвердилось название Ђ атолическа€ї (что значит Ђвсемирна€ї), за восточной Ц Ђортодокси€ї (в переводе с греческого Ц Ђправильное суждениеї), а в нашей стране (прин€вшей именно восточную ветвь христианства) это слово впоследствии было переведено как Ђѕравославиеї Ц и в таком виде термин утвердилс€.

 онечно, за этим расколом сто€ли политические причины Ц папам римским нужна была власть над Ѕалканским полуостровом (хоть до исторической фразы Ђ то владеет Ѕалканами, то владеет ≈вропойї было ещЄ далеко Ц но от истины она была недалека уже тогда), и патриарх  онстантинопольский в этом плане Ђсто€л поперЄк горлаїЕ Ќо, как известно, рвЄтс€ там, где тонко. ≈сли разрыв между западной и восточной церковью стал возможен Ц значит, различи€ между ними возникли не в одночасьеЕ

 ак известно, то, каким станет человек, зависит от того, каким было его детство Ц и это верно не только в отношении людей. » скажем пр€мо, Ђдетствої западной ветви христианства было т€жЄлым. ¬се мы знаем из школьного курса истории, что представл€ла из себ€ «ападна€ ≈вропа в раннее —редневековье: варварские государства, возникающие и гибнущие на развалинах –имской империи, переход от родового стро€ к феодализму через стадию военной демократии Ц так что первые короли ничем не отличались от дружинных вождей, которые Ђспали с мечомїЕ ¬ыжить в такой обстановке вожд€м духовным было не так-то просто. Ќичуть не легче было и позднее Ц на стадии феодальной раздробленности Ц когда епископам приходилось соперничать с герцогами, а папам Ц с корол€ми (и делалось это отнюдь не из стремлени€ к власти Ц а из стремлени€ выжить: ведь отр€ду каких-нибудь оголтелых рыцарей ничего не стоило разграбить и сжечь монастырь). ¬ такой обстановке не могла не возникнуть своего рода Ђустановкаї на активное действие Ц здесь и сейчас, на «емле.

“еперь посмотрим, что происходило на ¬остокеЕ ¬осток Ц это была ¬изанти€, пр€ма€ наследница –имской империи Ц где, как известно, императоры считались богами. –азумеетс€, в христианской ¬изантии никому не пришло бы в голову объ€вить императора богом Ц эта традици€ преломилась в €влении, которое историки называют цезаропапизмом (или византинизмом): глава государства €вл€лс€ одновременно главой ÷еркви (это выражалось, например, в присутствии императора на церковных соборах). ¬ таких услови€х де€тели ÷еркви при всЄм желании не могли бы активно вмешиватьс€ в политику Ц под Ђжелезной рукойї императора Ц и должны были (хотели они этого или нет) полностью сосредоточитьс€ на своих пр€мых об€занност€х, св€занных с духовной жизнью. ¬ результате духовна€ жизнь в восточной ветви христианства приобретает характер более созерцательный, более ЂудалЄнныйї от всего земного.

¬от такое коренное различие и объ€сн€ет все прочие различи€ между ѕравославием и  атолицизмом, возникшие позднее Ц в том числе и основополагающее, закреплЄнное в —имволе веры Ц т.н. филиокве: ѕравославна€ церковь говорит о —в€том духе: Ђиже от ќтца исход€щегоЕї,  атолическа€ же церковь Ц с еЄ повышенным вниманием к активности, де€тельности в земной жизни, не могла не возвеличить дополнительно Ѕога-—ына (“ого самого,  оторый Ђнепреложно вочеловечилс€ї) Ц и добавл€ет: ЂЕи от —ынаї.

¬озвеличила  атолическа€ церковь и другого человека Ц ѕапу –имского, объ€вив его сначала наместником Ѕога на «емле (титул, которого апостол ѕЄтр, наследниками которого считаетс€ ѕапа, не принимал никогда), а затем Ц специальным догматом Ц объ€вив его непогрешимым.

ѕравославна€ же церковь всегда Ц образно говор€ Ц Ђзнала своЄ местої, место человеческое, и не претендовала на то, что принадлежит только Ѕогу. »ногда приходитс€ слышать, как патриарха называют Ђглавой ѕравославной церквиї Ц так вот, это не совсем правильно: с точки зрени€ православных христиан патриарх Ц предсто€тель церкви, а не глава. √лавой же ÷еркви по определению может быть только Ѕог Ц человек же, который (как и все люди) не свободен от грехов, на такой Ђпостї претендовать не может Ц и в ѕравославной церкви не претендует.

ќтсюда же проистекает и то, что представители ѕравославной церкви сразу трезво оценили возможность научного познани€ Ѕога человеком (точнее, его невозможность) и не пытались ничего сделать в этом направлении Ц а вот у католиков попытки былиЕ увы, они закончились крахом (скажем, 5 доказательств быти€ Ѕога, сформулированные ‘омой јквинским, на современном этапе развити€ науки уже Ђне работаютї).

¬ 1965 г. папа римский ѕавел VI и патриарх  онстантинопольский јфиногор сн€ли анафемы, наложенные их предшественниками в 1054 г. Ц но единство ÷еркви восстановлено не было, ведь сущностные различи€ между ѕравославием и  атолицизмом (и проистекающие из них различи€ в догматах) никуда не делисьЕ  ак дальше будут развиватьс€ взаимоотношени€ между двум€ ветв€ми христианства Ц покажет будущее.

ј пока что быть православным в современном мире Ц пр€мо скажем Ц непростоЕ непросто потому, что эта ÷ерковь не только €вл€етс€ объектом ненависти (так, на форуме моего родного города самыми благопристойными выражени€ми в адрес представителей моей религии €вл€ютс€ Ђхрюсї и Ђправославна€ мразьї Ц причЄм модераторы этого откровенно не замечают), но и окружена многочисленными мифами, о самых распространЄнных из которых мы скажем несколько слов.

1.¬с€ жизнь православных христиан состоит из сплошных запретов, у них нет никаких удовольствий.

¬ действительности же христианам (в отличие от некоторых других религий) не запрещаютс€ никакие удовольстви€: нам можно и заниматьс€ сексом, и есть пирожные со взбитыми сливками, и даже пить вино. Ќельз€ Ц объедатьс€ на уровне свиней, напиватьс€ до помрачени€ рассудка и сношатьс€ с кем попало налево и направо Ц но так не будет вести себ€ ни один человек, желающий считать себ€ человеком. ѕравда, у нас есть монахи Ц дл€ них запреты более суровы, но ведь не все православные Ц монахи, так же как не все люди Ц профессиональный спортсмены, олимпийские чемпионы нужны нам дл€ того, чтобы помнить, на что способен человек (как и монахи Ц православным). ѕожалуй, можно даже сказать, что удовольствий у православных на пор€док больше, чем у атеистовЕ вот вы получаете удовольствие от €ичницы на завтрак? ѕопробуйте съесть еЄ после 40-дневного строгого поста!

2.ѕравославным нельз€ красиво одеватьс€ Ц они нос€т только поношенные юбки до п€т, бесформенные кофты и чЄрные платки.

Ќе знаю, кто и где встречал такое чучело Ц но € видела в храмах исключительно элегантно одетых дам Ц ведь не только мини-юбка бывает красивой (а на даме старше 20 лет последн€€ и вовсе смотритс€ смешно). –азумеетс€, мы не надеваем в храм платьев с декольте (поскольку снисходительно относимс€ к слабост€м наших собратьев мужского пола) Ц но ограничени€ на одежду касаютс€ только посещени€ храма. Ќа пл€ж мы ходим так, как подобает одеватьс€ на пл€же!

3.ѕравославному нельз€ иметь »ЌЌ и паспорт современного образца, где в узоре на одной из страниц есть элемент, похожий на три шестЄрки.

Ќикакого запрета на этот счЄт (а также требовани€ сжигать книги, в которых есть 666-€ страница) в ѕравославной церкви не существует. ¬ отличие от суеверных людей, мы никогда не ищем Ђмистикиї там, где еЄ нет.

4.ѕравославие Ц религи€ дл€ страдающих и слабых, неспособных активно противосто€ть агрессии.

ќсобенно Ђслабымиї и Ђнеспособнымиї были, конечно же, православные св€тые јлександр Ќевский и ƒмитрий ƒонскойЕ ≈сли же кто сомневаетс€ в силе духа современных православных христиан Ц пусть сам попробует выдержать строгий пост, или Ђпереломить себ€ї на исповеди Ц или прожить хот€ бы один день так, как требует того православное вероучение: ни разу никого не осудить, не употребить ни одного грубого словаЕ

5.ѕравославна€ церковь Ђзаигрываетї с властью Ц на всех трансл€ци€х из храмов в большие церковные праздники можно видеть там наших государственных де€телей Ц между тем всем известно, насколько грешны эти люди.

ѕравославна€ церковь открыта дл€ всех, и прежде всего Ц дл€ грешных (ведь »исус ’ристос, как известно, пришЄл Ђпризвать не праведников, но грешников к пока€ниюї), и если даже в храм придЄт мань€к типа „икатило Ц его никто не прогонит, его примут в надежде на его искреннее пока€ние (а судить, насколько оно искренне, может только Ѕог). » такого подхода не отмен€ет даже важный государственный пост грешника (у нас в ÷еркви дискриминации по положению в обществе нет). ј если операторы, снимающие богослужение, лов€т в объектив первых лиц в государстве Ц ÷ерковь за это отвечать не может.

Ёто лишь часть заблуждений, существующих в современном мире о нашей ÷еркви.  ак правило, происходит они от невежества Ц ни один человек, который хоть раз был в православном храме или читал православную литературу, или хот€ бы знаком с православным христианином (и при этом не ненавидит его только за то, что он Ц православный христианин) ничего подобного не скажет.  ак говоритс€ Ц Ђимеющий уши да слышит!ї


deb
Ќиколай ћартынов

„итал и зачиталс€, ≈лена.  ак всегда, прекрасно и доходчиво. ј главное, православно =)

deb
¬ероника √олубева

√лубокие мысли и неординарный взгл€д на православие через призму заблуждений современного мира. ќчень понравилась ¬аша стать€, ≈лена!+
“олько поправьте, пожалуйста, последнее предложение " ак говоритс€ Ц Ђимею0ий уши да слышит!"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+