icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Что такое православие?

  • 2938
  • 3

Что такое православие?

В
В 1054 г. произошло событие поистине эпохальное. В Православной церкви его называют «отпадением Римской церкви», у католиков точно так же «отпавшей» считают восточную ветвь – историки же предпочитают говорить нейтрально о расколе, схизме… Что же, собственно, произошло?

Папа римский Лев IX предал анафеме патриарха Константинопольского Керулария. Тот в ответ проделал то же самое в отношении папы. С этого момента существовала не одна христианская Церковь – а две: за западной ветвью утвердилось название «Католическая» (что значит «всемирная»), за восточной – «ортодоксия» (в переводе с греческого – «правильное суждение»), а в нашей стране (принявшей именно восточную ветвь христианства) это слово впоследствии было переведено как «Православие» – и в таком виде термин утвердился.

Конечно, за этим расколом стояли политические причины – папам римским нужна была власть над Балканским полуостровом (хоть до исторической фразы «Кто владеет Балканами, то владеет Европой» было ещё далеко – но от истины она была недалека уже тогда), и патриарх Константинопольский в этом плане «стоял поперёк горла»… Но, как известно, рвётся там, где тонко. Если разрыв между западной и восточной церковью стал возможен – значит, различия между ними возникли не в одночасье…

Как известно, то, каким станет человек, зависит от того, каким было его детство – и это верно не только в отношении людей. И скажем прямо, «детство» западной ветви христианства было тяжёлым. Все мы знаем из школьного курса истории, что представляла из себя Западная Европа в раннее Средневековье: варварские государства, возникающие и гибнущие на развалинах Римской империи, переход от родового строя к феодализму через стадию военной демократии – так что первые короли ничем не отличались от дружинных вождей, которые «спали с мечом»… Выжить в такой обстановке вождям духовным было не так-то просто. Ничуть не легче было и позднее – на стадии феодальной раздробленности – когда епископам приходилось соперничать с герцогами, а папам – с королями (и делалось это отнюдь не из стремления к власти – а из стремления выжить: ведь отряду каких-нибудь оголтелых рыцарей ничего не стоило разграбить и сжечь монастырь). В такой обстановке не могла не возникнуть своего рода «установка» на активное действие – здесь и сейчас, на Земле.

Теперь посмотрим, что происходило на Востоке… Восток – это была Византия, прямая наследница Римской империи – где, как известно, императоры считались богами. Разумеется, в христианской Византии никому не пришло бы в голову объявить императора богом – эта традиция преломилась в явлении, которое историки называют цезаропапизмом (или византинизмом): глава государства являлся одновременно главой Церкви (это выражалось, например, в присутствии императора на церковных соборах). В таких условиях деятели Церкви при всём желании не могли бы активно вмешиваться в политику – под «железной рукой» императора – и должны были (хотели они этого или нет) полностью сосредоточиться на своих прямых обязанностях, связанных с духовной жизнью. В результате духовная жизнь в восточной ветви христианства приобретает характер более созерцательный, более «удалённый» от всего земного.

Вот такое коренное различие и объясняет все прочие различия между Православием и Католицизмом, возникшие позднее – в том числе и основополагающее, закреплённое в Символе веры – т.н. филиокве: Православная церковь говорит о Святом духе: «иже от Отца исходящего…», Католическая же церковь – с её повышенным вниманием к активности, деятельности в земной жизни, не могла не возвеличить дополнительно Бога-Сына (Того самого, Который «непреложно вочеловечился») – и добавляет: «…и от Сына».

Возвеличила Католическая церковь и другого человека – Папу Римского, объявив его сначала наместником Бога на Земле (титул, которого апостол Пётр, наследниками которого считается Папа, не принимал никогда), а затем – специальным догматом – объявив его непогрешимым.

Православная же церковь всегда – образно говоря – «знала своё место», место человеческое, и не претендовала на то, что принадлежит только Богу. Иногда приходится слышать, как патриарха называют «главой Православной церкви» – так вот, это не совсем правильно: с точки зрения православных христиан патриарх – предстоятель церкви, а не глава. Главой же Церкви по определению может быть только Бог – человек же, который (как и все люди) не свободен от грехов, на такой «пост» претендовать не может – и в Православной церкви не претендует.

Отсюда же проистекает и то, что представители Православной церкви сразу трезво оценили возможность научного познания Бога человеком (точнее, его невозможность) и не пытались ничего сделать в этом направлении – а вот у католиков попытки были… увы, они закончились крахом (скажем, 5 доказательств бытия Бога, сформулированные Фомой Аквинским, на современном этапе развития науки уже «не работают»).

В 1965 г. папа римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афиногор сняли анафемы, наложенные их предшественниками в 1054 г. – но единство Церкви восстановлено не было, ведь сущностные различия между Православием и Католицизмом (и проистекающие из них различия в догматах) никуда не делись… Как дальше будут развиваться взаимоотношения между двумя ветвями христианства – покажет будущее.

А пока что быть православным в современном мире – прямо скажем – непросто… непросто потому, что эта Церковь не только является объектом ненависти (так, на форуме моего родного города самыми благопристойными выражениями в адрес представителей моей религии являются «хрюс» и «православная мразь» – причём модераторы этого откровенно не замечают), но и окружена многочисленными мифами, о самых распространённых из которых мы скажем несколько слов.

1.Вся жизнь православных христиан состоит из сплошных запретов, у них нет никаких удовольствий.

В действительности же христианам (в отличие от некоторых других религий) не запрещаются никакие удовольствия: нам можно и заниматься сексом, и есть пирожные со взбитыми сливками, и даже пить вино. Нельзя – объедаться на уровне свиней, напиваться до помрачения рассудка и сношаться с кем попало налево и направо – но так не будет вести себя ни один человек, желающий считать себя человеком. Правда, у нас есть монахи – для них запреты более суровы, но ведь не все православные – монахи, так же как не все люди – профессиональный спортсмены, олимпийские чемпионы нужны нам для того, чтобы помнить, на что способен человек (как и монахи – православным). Пожалуй, можно даже сказать, что удовольствий у православных на порядок больше, чем у атеистов… вот вы получаете удовольствие от яичницы на завтрак? Попробуйте съесть её после 40-дневного строгого поста!

2.Православным нельзя красиво одеваться – они носят только поношенные юбки до пят, бесформенные кофты и чёрные платки.

Не знаю, кто и где встречал такое чучело – но я видела в храмах исключительно элегантно одетых дам – ведь не только мини-юбка бывает красивой (а на даме старше 20 лет последняя и вовсе смотрится смешно). Разумеется, мы не надеваем в храм платьев с декольте (поскольку снисходительно относимся к слабостям наших собратьев мужского пола) – но ограничения на одежду касаются только посещения храма. На пляж мы ходим так, как подобает одеваться на пляже!

3.Православному нельзя иметь ИНН и паспорт современного образца, где в узоре на одной из страниц есть элемент, похожий на три шестёрки.

Никакого запрета на этот счёт (а также требования сжигать книги, в которых есть 666-я страница) в Православной церкви не существует. В отличие от суеверных людей, мы никогда не ищем «мистики» там, где её нет.

4.Православие – религия для страдающих и слабых, неспособных активно противостоять агрессии.

Особенно «слабыми» и «неспособными» были, конечно же, православные святые Александр Невский и Дмитрий Донской… Если же кто сомневается в силе духа современных православных христиан – пусть сам попробует выдержать строгий пост, или «переломить себя» на исповеди – или прожить хотя бы один день так, как требует того православное вероучение: ни разу никого не осудить, не употребить ни одного грубого слова…

5.Православная церковь «заигрывает» с властью – на всех трансляциях из храмов в большие церковные праздники можно видеть там наших государственных деятелей – между тем всем известно, насколько грешны эти люди.

Православная церковь открыта для всех, и прежде всего – для грешных (ведь Иисус Христос, как известно, пришёл «призвать не праведников, но грешников к покаянию»), и если даже в храм придёт маньяк типа Чикатило – его никто не прогонит, его примут в надежде на его искреннее покаяние (а судить, насколько оно искренне, может только Бог). И такого подхода не отменяет даже важный государственный пост грешника (у нас в Церкви дискриминации по положению в обществе нет). А если операторы, снимающие богослужение, ловят в объектив первых лиц в государстве – Церковь за это отвечать не может.

Это лишь часть заблуждений, существующих в современном мире о нашей Церкви. Как правило, происходит они от невежества – ни один человек, который хоть раз был в православном храме или читал православную литературу, или хотя бы знаком с православным христианином (и при этом не ненавидит его только за то, что он – православный христианин) ничего подобного не скажет. Как говорится – «имеющий уши да слышит!»

deb
Николай Мартынов

Читал и зачитался, Елена. Как всегда, прекрасно и доходчиво. А главное, православно =)

deb
Вероника Голубева

Глубокие мысли и неординарный взгляд на православие через призму заблуждений современного мира. Очень понравилась Ваша статья, Елена!+
Только поправьте, пожалуйста, последнее предложение "Как говорится – «имею0ий уши да слышит!"

pro
Леонид Девятых

Как умело сплетены мысли и чувства в строки. Замечательно.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+