icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое потребности?

  • 1170
  • 1

„то такое потребности?

Ћ
Ћюбое живое существо Ц начина€ амебой и конча€ человеком Ц находитс€ в посто€нной активности, ему вечно надо что-то делать, а на высших ступен€х эволюции еще и требовать, чтобы что-то дл€ него делали другие. „то заставл€ет про€вл€ть активность?

Ёту движуща€ сила в психологии называетс€ потребност€ми.

∆ива€ система, которую представл€ет собой любой организм Ц и человеческий в том числе Ц характеризуетс€ очень неустойчивым равновесием. ќно посто€нно нарушаетс€, его приходитс€ поддерживать, восстанавливать. Ќеобходимость в восстановлении равновеси€ приводит организм в состо€ние нужды, которую необходимо удовлетворить дл€ нормального функционировани€. ¬от эта нужда и есть потребность.

Ђѕотребности! ќни же у него растут!ї Ц говорит герой фантастической повести братьев —тругацких Ђѕонедельник начинаетс€ в субботуї о созданном им искусственном человеке. ѕеречитыва€ эту уморительную главу, любой психолог скажет, что профессор просчиталс€: у его создани€ речь шла исключительно о количественном росте потребностей Ц существо ело все больше и больше. ¬ действительности же развитие Ц будь эволюционное или личностное Ц предполагает не только количественный рост потребностей, но и большее их разнообразие и усложнение.

Ќоворожденный ребенок хочет есть, спать, чтобы было тепло и безопасно Ц дальше его потребности не простираютс€. Ќо очень скоро он захочет, чтобы мама, папа и другие взрослые подходили к нему, разговаривали, улыбались, показывали игрушки Ц это и есть начало развити€ и усложнени€ потребностей. «десь мы уже можем выделить две категории: одни потребности нужны дл€ физического выживани€, без удовлетворени€ других ребенок выживет, но психическое развитие окажетс€ под угрозой.

Ёта иерархическа€ структура становитс€ еще более сложной с возрастом. јмериканский психолог ј.ћаслоу классифицировал потребности, выстроив их в виде пирамиды. —труктура пирамиды ј. ћаслоу заставл€ет вспомнить одно известное детское стихотворение о короле и солдате, которые поспорили, кто из них главнее:

Ђ“ы проживешь без королей?

—олдат сказал: Ђ»зволь!ї

ј ты Ц без гвардии своей?

ЂЌу, нет!ї Ц сказал король.

“ак и с потребност€ми: чем ниже уровень потребностей, тем труднее обойтись без их удовлетворени€. „то же касаетс€ высших потребностей, то у некоторых людей они могут даже не по€витьс€. ѕирамидальна€ структура имеет еще один аспект: чем выше уровень потребностей, нет меньше людей, у которых они удовлетвор€ютс€.

ќснование пирамиды Ц это физиологические потребности. »х еще называют витальными, т.е. жизненными Ц ведь без их удовлетворени€ жизнь прекратитс€ и другие потребности уже не возникнут: пища, вода, сон. „уть выше Цпотребность в безопасности (тут мы еще не выходим за пределы сохранени€ жизни). ј вот дальше начинаютс€ такие потребности, без удовлетворени€ которых жить, в принципе, можно, но жизнью это трудно назватьЕ начинаютс€ они с потребности в социальности: общение, прив€занность, присоединение к группе. ¬ определенной степени это есть и у животных: многие из них живут ста€ми.

≈ще более высокий уровень Ц потребность в признании: уважение, почет, успех, признаваемый окружением. —ледующий уровень Ц потребность в познании, удовлетворении любопытства.

ƒалее следуют потребности, которые даже с нат€жкой нельз€ отнести к животным: эстетические, и наконец Ц вершина пирамиды, которой достигает далеко не каждый Ц потребность в самореализации и самоактуализации.

 онечно, эта теори€, как и люба€ классификаци€, весьма условна. —кажем, ей не вполне соответствуют св€тые отшельники, отказывавшие себе в комфорте и даже пище ради высших духовных потребностей. ј какими потребност€ми руководствуютс€ люди, жертвующие жизнью? “ак или иначе, человеческие потребности Ц это не проста€ совокупность, они наход€тс€ в сложных соотношени€х между собой.


mas
ћарк Ѕлау

"ј какими потребност€ми руководствуютс€ люди, жертвующие жизнью? "

ќбычно жизнью жертвуют в экстремальных обсто€тельствах.  ака€ уж тут иерархи€ потребностей!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+