Идет коза рогатая
за малыми ребятами,
а кто молочко не пьет, –
забодает, забодает, забодает…
При последних словах, она, оттопырив указательный палей и мизинец, то бишь, сделав «козу», легонько тыкала меня и других в живот.
С бабкой, той самой, что служила у Деникина в Добровольческой армии санитаркой, мы часто играли в ладушки. Иногда она при этом приговаривала:
Ладушки, ладушки,
где были?
У бабушки.
А что ели?
Кашку.
А что пили?
Бражку…
Так с малыми детьми игрались многи
е. Правда, в «ладушки» с грудничком не сыграешь, а вот после «козы» младенцы заливались хохотом, чего, собственно, и требовалось.
Так вот, и «коза» и «ладушки» и были, собственно, потешками. То есть, небольшими стишками-песенками, в процессе произнесения или пропевания которых, делались какие-либо игровые движения, чаще всего, руками. В производстве потешек участвовало и лицо, ведь, к примеру, пугая ребенка «козой», надо было нахмурить брови, пусть и притворно. Иногда случалось и приплясывать. А что не сделаешь для малого дитяти, дабы оно перестало реветь или хмуриться. Так что, обычно, во время и после потешек, ребенок имел уже положительный эмоциональный заряд, что, опять-таки, и «требовалось доказать».
Черт возьми, теперь-то я понимаю, что потешки были старинным и проверенным веками изобретением народной педагогики, ненавязчивой, доброй и глубоко понимающей психологию ребенка. А стишки или песенки потешек надолго запоминались и формировали душу в добром ключе. Я помню эти потешки и посейчас, равно как стихи Пушкина, которые нам велели учить в начальной школе. Все, что велели потом, я ужу воспринимал с сопротивлением, а потому ни черта не помню.
Русская культура потеряла эту форму развития малышей. Какие-то потешки выпускаются ныне в форме книжек с руководством, какие движения делать при этом стишке, какие – при том. Стишки в потешках часто – новодел, ничего общего не имеющий с народным творчеством. Словом, если потешки и остались, то из них ушла душа. А, стало быть, это и не потешки вовсе.
Недавно слышал (летом), как одна молоденькая воспитательница уводила детсадовских малышей с прогулки на обед.
– Гуси, гуси, – спрашивала она. А дети хором отвечали:
– Га, га, га.
– Есть хотите?
– Да, да, да, – отвечали «гуси». И затем мирно, парами, следовали в столовую.
Вот такой воспитательнице я с удовольствием отдал бы внука или внучку. Но использование потешек в воспитании детей ныне – редкость. Значит, эта часть воспитания, крайне полезная, должна лежать на родителях, бабушках и дедушках. И я жду-не-дождусь того момента, когда, перебирая пальчики внука или внучки, я стану говорить ему при этом то, что говорил и своей дочери:
Этот пальчик – в лес пошел.
Этот пальчик – гриб нашел
Этот пальчик – занял место.
Этот пальчик – ляжет тесно.
Этот пальчик – много ел.
Оттого и растолстел…