icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
ќбучение

„то такое потешки?

  • 7156
  • 7

„то такое потешки?

ѕ
ѕомню, когда € еще ходил в детский садик, толста€ усата€ н€н€ (€ потому и запомнил ее, что была усатой), пугала нас Ђкозойї. Ќе ведаю, как остальные, но €, уже зна€ эту ее привычку, подыгрывал ей, чтобы не обидеть. » €кобы пугалс€, когда она делала мне козу, приговарива€:

»дет коза рогата€

за малыми реб€тами,

а кто молочко не пьет, Ц

забодает, забодает, забодаетЕ

ѕри последних словах, она, оттопырив указательный палей и мизинец, то бишь, сделав Ђкозуї, легонько тыкала мен€ и других в живот.

— бабкой, той самой, что служила у ƒеникина в ƒобровольческой армии санитаркой, мы часто играли в ладушки. »ногда она при этом приговаривала:

Ћадушки, ладушки,

где были?

” бабушки.

ј что ели?

 ашку.

ј что пили?

ЅражкуЕ

“ак с малыми детьми игрались многи

е. ѕравда, в Ђладушкиї с грудничком не сыграешь, а вот после Ђкозыї младенцы заливались хохотом, чего, собственно, и требовалось.

“ак вот, и Ђкозаї и Ђладушкиї и были, собственно, потешками. “о есть, небольшими стишками-песенками, в процессе произнесени€ или пропевани€ которых, делались какие-либо игровые движени€, чаще всего, руками. ¬ производстве потешек участвовало и лицо, ведь, к примеру, пуга€ ребенка Ђкозойї, надо было нахмурить брови, пусть и притворно. »ногда случалось и припл€сывать. ј что не сделаешь дл€ малого дит€ти, дабы оно перестало реветь или хмуритьс€. “ак что, обычно, во врем€ и после потешек, ребенок имел уже положительный эмоциональный зар€д, что, оп€ть-таки, и Ђтребовалось доказатьї.

„ерт возьми, теперь-то € понимаю, что потешки были старинным и проверенным веками изобретением народной педагогики, ненав€зчивой, доброй и глубоко понимающей психологию ребенка. ј стишки или песенки потешек надолго запоминались и формировали душу в добром ключе. я помню эти потешки и посейчас, равно как стихи ѕушкина, которые нам велели учить в начальной школе. ¬се, что велели потом, € ужу воспринимал с сопротивлением, а потому ни черта не помню.

–усска€ культура потер€ла эту форму развити€ малышей.  акие-то потешки выпускаютс€ ныне в форме книжек с руководством, какие движени€ делать при этом стишке, какие Ц при том. —тишки в потешках часто Ц новодел, ничего общего не имеющий с народным творчеством. —ловом, если потешки и остались, то из них ушла душа. ј, стало быть, это и не потешки вовсе.

Ќедавно слышал (летом), как одна молоденька€ воспитательница уводила детсадовских малышей с прогулки на обед.

Ц √уси, гуси, Ц спрашивала она. ј дети хором отвечали:

Ц √а, га, га.

Ц ≈сть хотите?

Ц ƒа, да, да, Ц отвечали Ђгусиї. » затем мирно, парами, следовали в столовую.

¬от такой воспитательнице € с удовольствием отдал бы внука или внучку. Ќо использование потешек в воспитании детей ныне Ц редкость. «начит, эта часть воспитани€, крайне полезна€, должна лежать на родител€х, бабушках и дедушках. » € жду-не-дождусь того момента, когда, перебира€ пальчики внука или внучки, € стану говорить ему при этом то, что говорил и своей дочери:

Ётот пальчик Ц в лес пошел.

Ётот пальчик Ц гриб нашел

Ётот пальчик Ц зан€л место.

Ётот пальчик Ц л€жет тесно.

Ётот пальчик Ц много ел.

ќттого и растолстелЕ

deb
≈лена “репель

ѕрекрасна€ стать€, снова побывала в детстве, спасибо, Ћеонид!:)+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+