icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

„то такое понимание?

  • 4672
  • 3

„то такое понимание?

 

 огда-то во времена моей школьной юности учительница литературы поставила перед нами очень сложный вопрос: "„то такое любовь?" ћы, конечно, знали ответ на него, но каждое наше высказывание опровергалось тут же либо житейскими, либо книжными примерами.

ќднако нам не пришлось уходить с урока в недоумении, потому что ответ на этот вопрос оказалс€ до банального прост и тогда совершенно далЄк от наших трактовок нежного чувства. ќказалось, что любить - это значит понимать другого человека.

Ќо что означает это самое понимание? „то оно даЄт человеку и почему без него никак не обойтись?

ѕонимание в умных книжках

ѕо мнению психологов, понимание €вл€етс€ универсальной мыслительной операцией, котора€ св€зана с усвоением новых знаний и включением их в систему сложившегос€ мировоззрени€.

Ћингвисты ещЄ больше запутывают обывател€, утвержда€, что понимание - это относительно правильное воспри€тие высказанной мысли. “о есть человек может более или менее верно пон€ть, что же ему сказал его собеседник.

ƒействительно, весь мыслительный процесс основан на понимании. —ледовательно, и вс€ наша жизнь имеет ту же основу.

≈сли проанализировать всЄ, что мы имеем, то будет легко обнаружить, что нас окружают лишь пон€тные нам вещи и €влени€. — нами происход€т пон€тные нам событи€, хот€ с этим можно поспорить.

“ри состо€ни€

ѕоскольку понимание - основа человеческой жизни, то можно выделить два еЄ состо€ни€: какие-то вещи и €влени€ мы понимаем, а какие-то - не понимаем. ќднако есть и золота€ середина, поскольку существует нечто, чего мы не можем пон€ть, но это существует, поэтому мы принимаем нечто как данность, не сил€сь вникать в его суть.

ѕротиворечи€

„еловек - противоречив. ќн может понимать, но поступать пр€мопротивоположно.

Ќапример, знаю, что курить - здоровью вредить, но продолжаю курить. “о есть понимаю, но делаю по-своему.

— другой стороны, то чего человек не понимает, он не делает.

Ќапример, не знаю, какой смысл в том, чтобы каждые 15 минут-полчаса хвататьс€ за пачку сигарет и совать непри€тно пахнущие бумажные трубочки в рот, - поэтому не курю и даже из любопытства не пробую этого делать. “о есть отказываюсь от непон€тного и не пускаю его в свою жизнь.

√раницы понимани€ посто€нно расшир€ютс€

— момента рождени€ понимаемого в жизни человека становитс€ больше. Ќепон€тного же оказываетс€ всЄ меньше и меньше. ’от€ с этим тоже можно спорить.

ƒело в том, что человек, стро€ собственный мир, выбирает, что будет входить в зону пон€тного ему. Ќевозможно охватить все сферы жизни, быть одновременно в двух местах и думать дес€ток-другой мыслей в один временной промежуток.

ƒостаточно знать, что существует множество вещей, понимать которые совсем не об€зательно или не требуетс€ этого делать пр€мо сейчас.

ѕонимание и осознание

ѕонимание невозможно отрезать от осознани€. Ѕез осознанности в принципе не существует понимани€. ≈сли человек не осознает переданную ему информацию, ни о каком понимании не может идти речи.

”читель целый урок может объ€сн€ть, что такое, к примеру, феодализм.  ак правило, объ€снение заканчиваетс€ каверзно-традиционным вопросом: "–еб€та, вы пон€ли, что такое феодализм?". –еб€та единогласно подтверждают, что всЄ пон€ли.

Ќо в итоге оказываетс€, что ничего они не пон€ли ни в шестом классе, ни в дес€том. ќт них далека та эпоха и те традиции, которые тогда существовали. ѕрежде всего, помен€лись ценности. —овременный ребЄнок не может осознать того, что несколько гектаров земли могут представл€ть ценность.

¬озможно, это осознание придЄт позже, а может пон€ть своих предков и развитие человечества у ребЄнка так и не получитс€. ѕросто потому, что это дл€ него неважно.

  тому же, не забываем о том, что в школе - лучше понимать даже когда ничего не понимаешь. Ќепонимание на уроке чревато самыми негативными последстви€ми, которые бывают гораздо больше, чем двойка в дневнике.

¬ школе забывают о том, что понимание - это активный процесс. ¬ы можете объ€сн€ть часами, но вас никто не поймЄт, потому что слова - это всего лишь слова, а дл€ понимани€ нужны мыслительные действи€.

„тобы пон€ть, ученик (а все мы по своей сути ученики) должен решить мыслительную задачу.

ќбщество потребителей информации

„ем же можно заменить понимание? ѕонимание очень легко заменить запоминанием. ≈сли у вас хороша€ пам€ть, то вам, в принципе, не об€зательно всЄ понимать.

¬озможно, вы встречали таких людей, с которыми очень интересно общатьс€, потому что они оперируют неизвестными или забытыми вами фактами, как цирковые жонглЄры. ќднако стоит копнуть глубже, оказываетс€, что внутри ничего нет, в том числе и понимани€.

“аких людей можно назвать потребител€ми информации, ход€чими энциклопеди€ми, которые помн€т всЄ, но не умеют анализировать, сопоставл€ть и делать выводы.

»нформацию можно потребл€ть сколько угодно. «а тыс€челети€ существовани€ человечества еЄ накопилось столько, что на всех хватит. Ќо это снижает еЄ ценность дл€ отдельно вз€того человека, который не удосужилс€ пон€ть, а зачем ему знать и каким образом использовать имеющиес€ у него знани€.

...но вернЄмс€ к любви...

ќказываетс€, что не только мышление, но и чувства невозможно отделить от понимани€. Ќе получитс€ любить другого человека, если не постараешьс€ его пон€ть, не узнаешь, чем он живЄт и к чему стремитс€.

¬озможно, поэтому перва€ любовь заканчиваетс€ у большинства людей и очень редко продолжаетс€ всю жизнь.

Ѕез понимани€ невозможно построить семью, взаимоотношени€ с другими людьми и даже себ€. ѕоэтому будем стремитьс€ пон€ть всЄ, что нас окружает, но ещЄ внимательнее давайте относитьс€ к себе!


top
≈лена јсвойнова-“равина

я бы не сказала, что психологи и лингвисты что-то запутывают. ƒействительно, новое должно "войти в систему", стать своим, тогда оно пон€то.

mas
ћарк Ѕлау

—ледующий шаг после понимани€ - усвоенное становитс€ условным рефлексом. ≈сли продолжать начатую аналогию с любовью, то чем старше становишьс€, тем автоматичнее действуешь с противоположным полом.  ак там говаривал ј.—.ѕушкин устами ≈.ќнегина? "ѕривычке милой не дал ходу"

top
Halida Rojkova

¬сю жизнь учимс€ понимать других и себ€, и вдруг вы€сн€ем, что не пон€ли даже тех, кто был р€дом много лет. —нова все себе разъ€сн€ем, то есть понимаем и начинаем заблуждатьс€ снова. —тать€ замечательна€!+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+