icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлександр  уц
ѕсихологи€

„то такое переходный возраст?

  • 2257
  • 7

„то такое переходный возраст?

ј
ј кто и куда переходит?

 ак сказал –ичард ”олдер: Ђƒети Ц это существа, которые еще не предполагают, что настанет прекрасный день, когда они будут знать так же мало о жизни, как знают их родителиї. ”вы, но это так.

≈сли бы € был умным и занудным психологом, € бы начал эту статью словами о проблемах переходного возраста, о конфликтности подрастающего поколени€, о повышенной агрессивности детей, об их безумной т€ге к независимости. Ќо, слава Ѕогу, € простой человечек со своими недостатками, проблемами, € тоже был подростком.

ѕока дети маленькие (управл€емые и послушные), то и проблем у родителей поменьше. ј вот когда чадо подрастает, то соответственно вырастают и проблемы. «аботы, страхи, переживани€Е ј ведь в действительности, этот самый переходный возраст начинаетс€ не у детей, а у самих родителей (€ же сказал, € не психолог, € оперирую фактами). ¬едь именно у них по€вл€ютс€ проблемы, которые бывает так сложно решить, ведь именно родители зачастую не хот€т признавать собственную неправоту.

¬о всех нас без исключени€ про€вл€етс€ или начало ведомое (Ц), либо ведущее (+). ¬ам дали указание Ц вы его выполнили, они проповедуют Ц мы слушаем, € вот пишу Ц вы читаете. ¬се люди разные и у всех это начало про€вл€етс€ по-разному. ¬ основном мы стремимс€ придерживатьс€ середины между ведомым и ведущим. ћы сами у кого-то учимс€, мы сами кого-то учим. “ак устроена жизнь. “ем, кто в школе учил физику должно быть известно, что прит€гиваютс€ разноименные зар€ды, а вот одноименные будут отталкиватьс€ друг от друга. ¬ св€зи с этим, наиболее правильным (с точки зрени€ семейных взаимоотношений) будет взаимоотношение, когда есть и Ђты Ц ведущийї, и Ђ€ Ц ведомыйї или наоборот.

¬от родилс€ малыш. —частье. —обытие. ќгромное событие. ѕеред родител€ми по€вл€етс€ ответственность за это маленькое, беззащитное существо. ¬едь теперь его жизнь в ваших руках. ¬оврем€ не покормили, спать не положили, памперсы не сменили Ц все, катастрофа. ” родителей уже нет четкого расписани€ их жизни, свои желани€ отодвинуты на второй (п€тый, дес€тый) план. ¬се настраиваетс€ на полную отдачу. “еперь родители Ц это 100% (+), а вот ваш малыш (или малыши) Ц это 100% (Ц). —в€зь улавливаете? Ќет? “огда идем дальше.

¬ тот момент, когда ваше дит€ впервые вам улыбнетс€, он начнет мен€ть пол€рность, он уже становитьс€ (+). ќн вас узнал, он подарил вам свою улыбку, а вы, прин€в ее стали (Ц). ¬от так и начинаетс€ процесс взаимодействи€. » вот уже не 100%, а 99% против 1%.

ќ детстве

јктивность. ћолниеносна€ активность. “ам пальцы в розетку сует, тут тарелка разбилась, а вот к утюгу уже добираетс€, а вот к окнуЕ ¬ рот т€нет все, что только можно и нельз€ (того, что нельз€, естественно т€нетс€ больше). » Ђплеватьї ему на все ваши Ђнельз€ї (и правильно делает), ведь он так мир познает. » процентный баланс уже 80% против 20%. ƒет€м достаточно сложно отвоевать свой процент. –одител€м уж очень не хочетс€ его отдавать. ј как же взрослым нравитс€ боротьс€ за каждый миллиметр своих прав.  онечно, это же так удобно, когда так много вокруг зависит от теб€. ƒети начинают создавать помехи. ќпределенные запреты дл€ детей могут стать причиной по€влени€ (еще не осознанного) чувства разочарованности, чувства, что его ограничивают. » вот отсюда и начинаютс€ все остальные Ђпроблемыї переходного возраста. ЂЌе лезь!ї, ЂЌе трогай!ї ЂЌе прикасайс€!ї, ЂЌе стой, как болван!ї, а ребенок разве знает, как стоит болван? ј ведь такие фразы и многие им подобные звучат из уст родителей не день, не год, а годы, дес€тилетие. ј потом удивл€емс€, откуда у маленького человечка возникает желание противосто€ни€ миру взрослых, желание сопротивл€тьс€ за свое утер€нное чувство свободы.

ѕрекрасно, когда родители занимаютс€ ребенком, они направл€ют его интересы Ц музыка, игрушки, разговоры, рисование и так далее. — каким энтузиазмом некоторые мамы вод€т свое чадо по различным кружкам. ” дит€ти еще до дев€тилетнего возраста присутствует желание, интерес к какому-нибудь зан€тию, у родителей тоже. Ќо вот наступает период, когда ребенку исполн€етс€ 12 лет иЕ ¬се, все начинает мен€тьс€.

ќтрочество

–одители перекладывают все Ђвоспитаниеї на своих родителей (дедушек и бабушек, и это в лучшем случае). — головой погружаютс€ в работу, а дит€те только этого и нужно. „адо уже само устало от сюсюканий, детских книжек, танцев и песнопений. ѕодростку хочетс€ казатьс€ самосто€тельным, взрослым. ƒевочки неумело накрашиваютс€ косметикой тайком от мам, пример€ют высокие каблуки. ћальчишки приобретают взрослые журналы (естественно тайком от пап), про€вл€ют интерес к новым маркам машин, посто€нно вис€т на телефоне. ƒа какие здесь зан€ти€ музыкой? ”же другие интересы, цели, взгл€ды. ѕодрастающему человечку хочетс€ свободы. ћалейша€ опека со стороны родителей воспринимаетс€ им как некое насилие над личностью, его личностью. ” подростков по€вл€етс€ потребность быть на все 100% (+). »м хочетс€ быть услышанными. Ќо вот незадача, родители, замеча€ все их проблемы, упорно продолжают отстаивать каждый свой процент. ¬едь они считают себ€ умными, знаний у них больше, а уж опыта хоть отнимай. ¬от и продолжают они требовать от своего чада выполнени€ всех своих условий и правил. » тщетными оказываютс€ все их усили€ пон€ть, где же они допустили ошибку в воспитании? √де был допущен срыв? ј права то вернуть хочетс€. » начинаютс€ угрозы, ведь уговоры уже не помогают. ј процентный баланс уже нарушен. ”же ребенок давно не (-). ќн еще не 100% (+), но уже далеко и не 100% (Ц). Ќо ведь и родители становитьс€ (Ц) не хот€т. ј что происходит с одноименными зар€дами? ¬от то-то и оно. –ебенка, который растет остановить уже невозможно (можно только сломать). ќн мир познает, это дл€ него самое главное.

 ак часто взрослые забывают о том, что они были детьми. јбсолютно забывают. «абывают, как сами ругались со своими родител€ми, спорили, пытались отсто€ть свое право, свою правду.  ак из дому уходили (или хотели уйти). Ђ–одители и детиї Ц вечна€ проблема. –одители: Ђќни не управл€емы!ї. ƒети: Ђќни мен€ совсем не хот€т понимать!ї. Ќу и кто виноват?

ј ведь на самом деле детей действительно не понимают. ј часто просто не хот€т пон€ть, вникнуть в их проблемы, а зачем? Ќас так воспитывали, мы будем так же воспитывать. Ќо мир мен€етс€, жизнь ведь не стоит на месте. ћожет, пришло врем€ задуматьс€? ƒети хот€т быть услышанными, они хот€т быть наравне с взрослыми. » многие из них капризны и непримиримы не потому, что не люб€т вас, а потому что им хочетс€ взрослого отношени€ к себе. » денег от вас требуют не потому, что они эгоисты, а потому, что завис€т от вас.

ƒети по своей натуре еще чистые не запачканные создани€, их сознание еще не забито догмами и уставами, правилами и бытом. ќни истину вид€т получше взрослых. “ак может не стоит мешать? ¬едь за ними будущее планеты, ведь дети должны быть лучше своих родителей, или € не прав?

—тать (Ц) довольно сложно. Ќо именно в этом и состоит переходный возраст родителей. Ќужно научитьс€ учитьс€, а не поучать.


deb
“ать€на Ѕалабан

Ќасчет маленьких и послушных, јлександр, вы погор€чились. —тать€ просто супер! ѕрисоедин€юсь к комплементам.+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+