Оркестр не следует путать с ансамблем, и дело тут не в количестве музыкантов. В ансамбле каждый музыкант – солист, в оркестре же есть группы инструментов, играющих в унисон (т.е. слитно, одну мелодическую линию). В ансамбле выпадет человек – выпадет партия, при выбывания человека из оркестровой группы не то чтобы «отряд не заметит потери бойца» – но партия (часть музыкальной ткани, исполняемая таким-то инструментом) никуда не денется – только оставшимся музыкантам придётся подкорректировать динамику (громкость), чтобы сохранить баланс. Но главное – группа инструментов звучит совсем не так, как отдельный инструмент.
Само слово «оркестр» греческого происхождения – и означает «площадка для танцев». Орхестрой называлась площадка в античном театре между просцениумом и публикой: на просцениуме играли актёры, а на орхестре помещался хор. Такую планировку театра воспроизвела эпоха Возрождения, преклонявшаяся перед античностью, со временем орхестра трансформировалась в то, что мы сейчас называем оркестровой ямой в театре, а название «оркестр» перешло на коллектив музыкантов.
Да, оркестр – это именно музыкальный коллектив, и именно его можно считать коллективом в полном смысле этого слова. Психологи выделяют несколько степеней единства коллектива, и высшая степень – физическое единство, так вот, в исполнительском коллективе люди и слышат, и дышат вместе – это ли не высшая степень единения? Конечно, достичь её не просто… Как-то раз нашему дирижёру рассказали новомодную «теорию» про Атлантиду, где люди якобы жили по 400 лет – и он сказал: «Да, наверное, за это время можно сделать оркестр!»
Впрочем, и в масштабах жизни современного человека это дирижёрам удаётся, хотя это и нелегко. Ведь для того, чтобы создать оркестр – недостаточно просто собрать музыкантов, даже если каждый из них в отдельности будет виртуозом: надо добиться единого тембра, единого звучания – на это уходят годы… и конечно, это требует огромных усилий от дирижёра!
Музыканты говорят так: «Пункт 1: дирижёр всегда прав. Пункт 2: если дирижёр не прав – см. пункт 1». Да, дирижёр вынужден быть диктатором – там, где 30-40 человек должны подчиняться едва заметному движению руки, никакая «демократия» невозможна: ведь нужно не просто «заставить» людей сыграть так, а не иначе – а добиться, чтобы они «услышали» и «почувствовали» именно так! На репетициях для этого есть словесные указания – на оркестре же остаётся только т.н. мануальная техника – дирижёрский жест. В определённом смысле они поострены на естественных ассоциациях: широкий жест – громкий звук, маленький – тихий, перед долей делается предваряющее движение (ауфтакт) – как перед пением берут дыхание… но всё равно понимать дирижёрский жест, реагировать на него нужно учиться. Поэтому музыканты, играющие на инструментах, являющихся оркестровыми «по природе», играют в оркестрах с детства – с музыкальной школы. В особенности это относится к народникам: не во всякой музыкальной школе есть симфонический или хотя бы струнный оркестр, но народный – всегда. В определённой степени это объясняется «многостаночностью» народников (у нас считается, что музыкант, умеющий играть только на одном инструменте – это не вполне музыкант). И пусть мы, музыканты, посмеиваемся иногда над дирижёрскими изречениями – «Что же, домры альтовые, так матерно играете?», «Сыграйте воздушно, как флейта в кустах!», «Фаготы еще в рот не взяли, а тромбоны уже кончили!» – но никогда не судим строго: ведь работа дирижёра – как показали исследования – по энергетическим затратам уступает только работе шахтёра!
Какие бывают оркестры?
Симфонический оркестр – порождённый оперой (а именно – оперным творчеством К.Монтеверди) в XVII веке и принявший современный вид в XIX веке. Он состоит из группы струнных (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медных духовых (трубы, тромбоны, валторны и тубы) и ударных.
Названия струнного оркестра и духового говорят сами за себя.
Самый молодой вид оркестра – джаз оркестр. Его главная особенность – наличие т.н. ритм-секции. Состав же может варьироваться.
В эстрадный оркестр кроме струнных, духовых и ударных входят клавишные и электромузыкальные инструменты.
Все эти составы, так сказать, интернациональны – но есть разновидность оркестра, выросшая на нашей родной русской почве. И хоть в наше время такие оркестры есть и в Дании, и в США, и в Англии, и во многих других странах – всё равно этот состав остаётся «нашим»… Конечно же, речь идёт об оркестре русских народных инструментов! Оркестр такого состава создан в конце XIX века человеком, поистине влюблённым в русскую музыку, русские инструменты – Василием Васильевичем Андреевым. Народный оркестр обладает ни на что не похожим звучанием: например, только ему доступно пианиссимо на грани полной тишины, только у него есть трепещущий покой бесконечного пения (у струнно-смычковых такого нет: у них либо «тянущийся» плотный звук, либо тревожное тремоло, напоминающее барабанную дробь)… И остаётся только сожалеть, что наши соотечественники такое русской чудо так мало ценят! А впрочем, когда мы умели ценить то, что есть у нас…
Об оркестрах, оркестровой музыке можно говорить много… но, как метко заметил Р.Шуман, «лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». Слушайте оркестровую музыку, господа! Слушайте симфонический оркестр, народный, джазовый… каждый из них – это целый мир!