icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќкружающий мир

„то такое оркестр?

  • 6994
  • 6

„то такое оркестр?

ƒ
ƒоводилось ли вам когда-нибудь играть в оркестре Ц хот€ бы в школьном? ≈сли да Ц то вам знакомо это ни с чем не сравнимое ощущение, когда становишьс€ частью огромной звучащей волны Ц и взлетаешь на ней куда-то за пределы земного мираЕ Ќо если вы и не играли в оркестре Ц то уж наверн€ка слышали его Ц и знаете, что это за чудо. ќркестр Ц это поистине Ђголоса «емлиї, ни один солирующий инструмент не может дать такого видени€ ¬селенной, переливающейс€ всеми красками Ц и даже музыканта-солиста оценивают во многом по тому, насколько его исполнение Ђоркестральної, приближено к оркестровому звучанию по богатству тембров (именно поэтому лично € предпочитаю писать дл€ оркестра, а если и дл€ солиста Ц то с оркестром).

ќркестр не следует путать с ансамблем, и дело тут не в количестве музыкантов. ¬ ансамбле каждый музыкант Ц солист, в оркестре же есть группы инструментов, играющих в унисон (т.е. слитно, одну мелодическую линию). ¬ ансамбле выпадет человек Ц выпадет парти€, при выбывани€ человека из оркестровой группы не то чтобы Ђотр€д не заметит потери бойцаї Ц но парти€ (часть музыкальной ткани, исполн€ема€ таким-то инструментом) никуда не денетс€ Ц только оставшимс€ музыкантам придЄтс€ подкорректировать динамику (громкость), чтобы сохранить баланс. Ќо главное Ц группа инструментов звучит совсем не так, как отдельный инструмент.

—амо слово Ђоркестрї греческого происхождени€ Ц и означает Ђплощадка дл€ танцевї. ќрхестрой называлась площадка в античном театре между просцениумом и публикой: на просцениуме играли актЄры, а на орхестре помещалс€ хор. “акую планировку театра воспроизвела эпоха ¬озрождени€, преклон€вша€с€ перед античностью, со временем орхестра трансформировалась в то, что мы сейчас называем оркестровой €мой в театре, а название Ђоркестрї перешло на коллектив музыкантов.

ƒа, оркестр Ц это именно музыкальный коллектив, и именно его можно считать коллективом в полном смысле этого слова. ѕсихологи выдел€ют несколько степеней единства коллектива, и высша€ степень Ц физическое единство, так вот, в исполнительском коллективе люди и слышат, и дышат вместе Ц это ли не высша€ степень единени€?  онечно, достичь еЄ не простоЕ  ак-то раз нашему дирижЄру рассказали новомодную Ђтеориюї про јтлантиду, где люди €кобы жили по 400 лет Ц и он сказал: Ђƒа, наверное, за это врем€ можно сделать оркестр!ї

¬прочем, и в масштабах жизни современного человека это дирижЄрам удаЄтс€, хот€ это и нелегко. ¬едь дл€ того, чтобы создать оркестр Ц недостаточно просто собрать музыкантов, даже если каждый из них в отдельности будет виртуозом: надо добитьс€ единого тембра, единого звучани€ Ц на это уход€т годыЕ и конечно, это требует огромных усилий от дирижЄра!

ћузыканты говор€т так: Ђѕункт 1: дирижЄр всегда прав. ѕункт 2: если дирижЄр не прав Ц см. пункт 1ї. ƒа, дирижЄр вынужден быть диктатором Ц там, где 30-40 человек должны подчин€тьс€ едва заметному движению руки, никака€ Ђдемократи€ї невозможна: ведь нужно не просто Ђзаставитьї людей сыграть так, а не иначе Ц а добитьс€, чтобы они Ђуслышалиї и Ђпочувствовалиї именно так! Ќа репетици€х дл€ этого есть словесные указани€ Ц на оркестре же остаЄтс€ только т.н. мануальна€ техника Ц дирижЄрский жест. ¬ определЄнном смысле они поострены на естественных ассоциаци€х: широкий жест Ц громкий звук, маленький Ц тихий, перед долей делаетс€ предвар€ющее движение (ауфтакт) Ц как перед пением берут дыханиеЕ но всЄ равно понимать дирижЄрский жест, реагировать на него нужно учитьс€. ѕоэтому музыканты, играющие на инструментах, €вл€ющихс€ оркестровыми Ђпо природеї, играют в оркестрах с детства Ц с музыкальной школы. ¬ особенности это относитс€ к народникам: не во вс€кой музыкальной школе есть симфонический или хот€ бы струнный оркестр, но народный Ц всегда. ¬ определЄнной степени это объ€сн€етс€ Ђмногостаночностьюї народников (у нас считаетс€, что музыкант, умеющий играть только на одном инструменте Ц это не вполне музыкант). » пусть мы, музыканты, посмеиваемс€ иногда над дирижЄрскими изречени€ми Ц Ђ„то же, домры альтовые, так матерно играете?ї, Ђ—ыграйте воздушно, как флейта в кустах!ї, Ђ‘аготы еще в рот не вз€ли, а тромбоны уже кончили!ї Ц но никогда не судим строго: ведь работа дирижЄра Ц как показали исследовани€ Ц по энергетическим затратам уступает только работе шахтЄра!

 акие бывают оркестры?

—имфонический оркестр Ц порождЄнный оперой (а именно Ц оперным творчеством  .ћонтеверди) в XVII веке и прин€вший современный вид в XIX веке. ќн состоит из группы струнных (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), дерев€нных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медных духовых (трубы, тромбоны, валторны и тубы) и ударных.

Ќазвани€ струнного оркестра и духового говор€т сами за себ€.

—амый молодой вид оркестра Ц джаз оркестр. ≈го главна€ особенность Ц наличие т.н. ритм-секции. —остав же может варьироватьс€.

¬ эстрадный оркестр кроме струнных, духовых и ударных вход€т клавишные и электромузыкальные инструменты.

¬се эти составы, так сказать, интернациональны Ц но есть разновидность оркестра, выросша€ на нашей родной русской почве. » хоть в наше врем€ такие оркестры есть и в ƒании, и в —Ўј, и в јнглии, и во многих других странах Ц всЄ равно этот состав остаЄтс€ ЂнашимїЕ  онечно же, речь идЄт об оркестре русских народных инструментов! ќркестр такого состава создан в конце XIX века человеком, поистине влюблЄнным в русскую музыку, русские инструменты Ц ¬асилием ¬асильевичем јндреевым. Ќародный оркестр обладает ни на что не похожим звучанием: например, только ему доступно пианиссимо на грани полной тишины, только у него есть трепещущий покой бесконечного пени€ (у струнно-смычковых такого нет: у них либо Ђт€нущийс€ї плотный звук, либо тревожное тремоло, напоминающее барабанную дробь)Е » остаЄтс€ только сожалеть, что наши соотечественники такое русской чудо так мало цен€т! ј впрочем, когда мы умели ценить то, что есть у насЕ

ќб оркестрах, оркестровой музыке можно говорить многоЕ но, как метко заметил –.Ўуман, Ђлучший способ говорить о музыке Ц это молчать о нейї. —лушайте оркестровую музыку, господа! —лушайте симфонический оркестр, народный, джазовыйЕ каждый из них Ц это целый мир!

deb
Ќиколай ћартынов

ћне медведь на ухо наступил и основательно потопталс€.. Ќо читаю обо всем, что касаетс€ этого искусства, всегда с удовольствием.+

deb
≈лена “репель

 ак написано.... с душой, сразу видно, что автор в этой теме как рыба в воде!!! ћне очень понравилось!!!Ѕраво!!!Ѕис!!!+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+