icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Обряд. Что такое обряд?

  • 16007
  • 4

Обряд. Что такое обряд?

В
В глубокой древности – в те ещё времена, которые принято называть доисторическими – родилось понимание: и окружающий мир, и человек – сложные, «составные» явления! Кроме материальной «составляющей», доступной чувственному познанию, существует другая сторона бытия – невидимая (применительно к человеку её назвали душой). И эта нематериальная сторона – не приложение к материальной, она проявляет себя в видимом мире: всё, что происходит «там» – повторяется «здесь». Но связь эта осмысливается как двусторонняя: действия человека в материальном мире способны влиять на положение дел в нематериальном – и изменения, внесённые таким образом, потом проявятся «здесь».

Скажем, мы собираемся на охоту. Чтобы гарантировано добыть зверя – мы должны сделать так, чтобы это сначала произошло «там». Для этого нужно нарисовать зверя на стене пещеры и «убить» его… разумеется, делая это, нужно уже находиться «там» – пребывая в особом состоянии между сном и явью (его можно достичь путём особого танца и пения) – и вообще лучше, если это сделает особый человек, который легче прочих входит в такое состояние…

Вот так и родились обряды – символические действия, которые не несут никакого практического смысла, но от которых, тем не менее, просто так не откажется никто… почему? Да никто, собственно, не знает. Просто – так надо… не нами заведено – не нам отменять. Так, далеко не каждый в наше время помнит, почему в день свадьбы жених должен внести невесту в свой дом на руках – и, тем не менее, делают это... так заведено! То, что мы так держимся за обряды, неудивительно: они пришли к нам из времён т.н. традиционного общества (в котором главной ценностью является сохранение традиции).

Родившись из попыток повлиять на материальный мир посредством воздействий на мир нематериальный, обряд постепенно превратился в средство взаимодействия с богами. Основой было опять же представление о «проявлении» нематериального в материальном: всё, что происходит в мире богов – повторяется в мире людей… должно повторяться, если человек хочет оставаться человеком! Как боги сотворили мир из хаоса, упорядочив Вселенную – так человеческие обряды упорядочивают мир (ведь даже само слово «обряд» происходит от слова «ряд» – «порядок», «логическая последовательность»). Обряд «обряжает» мир, привнося в него упорядоченность, логичность и красоту. В этом смысле человек в обряде уподоблялся богам. С другой стороны, любое созидающее, «упорядочивающее» действие мыслилось как проявление человеческого богоподобия – в этом смысле обрядом был любой трудовой процесс: женщина за прялкой становилась подобием богини Макоши, а пахота и сев мыслились как священный брак с Матерью-Землёй… сейчас нам уже трудно представить такое мироощущение: мы привыкли противопоставлять «высокое» и «повседневность».

Противопоставление «материальный – нематериальный» традиционно осмысливалось не только как «видимый - невидимый», но и как «смертный-бессмертный»: «здесь» всё прекращает существование, всё рассыпается в прах – «там» всё прочно и вечно. Обряд (действие в нематериальном мире) призван был ещё и укрепить сущее в мире видимом (позволим себе очень отдалённую и грубую – зато понятную современному человеку аналогию: представьте себе лист бумаги с отпечатанным текстом – материальный предмет, который легко порвать, потерять, сжечь и т.п., но если у нас есть файл в компьютере, с которого он распечатан (сущность информационная – тоже в некотором роде нематериальная) – его можно легко восстановить). Потому-то обряд всегда сопровождал узловые, переходные моменты человеческой жизни: рождение, взросление, брак, смерть… в сущности, взросление и брак тоже были смертью и рождением (умер мальчик – родился мужчина, умерла девушка – родилась женщина) – и требовали перехода в потусторонний мир, чтобы там обрести новое качество – и в нём воплотиться в мире живых… так родился обряды, основанные на ритуальной смерти: обряд посвящения (от которого ведут начало многие обряды, существующие и в наши дни: выпускные вечера, посвящения в студенты, коронации монархов и инаугурации президентов и т.п.) и свадьба.

Вот почему (а вовсе не в силу «ханжеской морали») веками осуждалось внебрачное сожительство: когда люди, не совершив свадебный обряд – не став супругами в мире нематериальном, вечном – живут как супруги в мире земном, это нарушает естественный порядок вещей (воплощение событий нематериального мира в мире материальном), под угрозой оказывается сама структура мироздания… конечно, в позднейшие времена никто уже об этом не помнил – но… не забудем основное правило традиции, всегда сопровождающей обряд: «не нами заведено – не нам отменять». Ведь как мы помним, согласно основной идее обряда – действия человека влияют на положение дел в нематериальной сущности – кто знает, что произойдёт, если что-то нарушить, устоит ли тогда мир?

Существуют ли обряды в наше время? Разумеется, существуют! Мы уже говорили о многочисленных «потомках» древнего обряда посвящения и о свадебном обряде. И конечно, обряды существуют в современных религиях – даже в тех, которые всеми силами пытаются «откреститься» от обрядов: ведь и молитву (от которой даже протестанты не откажутся никогда) тоже можно отнести к числу обрядов: ведь это общение с Богом – а значит, «выход» на мир вечный, духовный…

Церковные обряды не следует смешивать с таинствами: таинства установлены Богом, их всего семь – и Церковь не имеет права ни устанавливать новые таинства, ни отменять существующие, в отношении же обрядов возможны варианты – не все они появились во времена земной жизни Спасителя и апостолов. Главное же отличие в том, что в таинствах совершается низведение даров благодати Духа Святого на христианина, обряд же всегда остаётся прошением о милости Божьей, потому он может совершаться даже над неодушевлённым предметом (например, освящение дома).

Так нужны ли обряды современному человеку? Безусловно, нужны! Появление обрядов ознаменовало собой осознание себя человеком – духовным существом, не низведёт ли в таком случае отказ от них обратно на уровень животного? И не потеряем ли мы тогда связи с предыдущими поколениями, жившим задолго до нас – ведь эта связь тоже делает человека Человеком…

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+