icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

ќбр€д. „то такое обр€д?

  • 15192
  • 4

ќбр€д. „то такое обр€д?

¬
¬ глубокой древности Ц в те ещЄ времена, которые прин€то называть доисторическими Ц родилось понимание: и окружающий мир, и человек Ц сложные, Ђсоставныеї €влени€!  роме материальной Ђсоставл€ющейї, доступной чувственному познанию, существует друга€ сторона быти€ Ц невидима€ (применительно к человеку еЄ назвали душой). » эта нематериальна€ сторона Ц не приложение к материальной, она про€вл€ет себ€ в видимом мире: всЄ, что происходит Ђтамї Ц повтор€етс€ Ђздесьї. Ќо св€зь эта осмысливаетс€ как двусторонн€€: действи€ человека в материальном мире способны вли€ть на положение дел в нематериальном Ц и изменени€, внесЄнные таким образом, потом про€в€тс€ Ђздесьї.

—кажем, мы собираемс€ на охоту. „тобы гарантировано добыть звер€ Ц мы должны сделать так, чтобы это сначала произошло Ђтамї. ƒл€ этого нужно нарисовать звер€ на стене пещеры и Ђубитьї егоЕ разумеетс€, дела€ это, нужно уже находитьс€ Ђтамї Ц пребыва€ в особом состо€нии между сном и €вью (его можно достичь путЄм особого танца и пени€) Ц и вообще лучше, если это сделает особый человек, который легче прочих входит в такое состо€ниеЕ

¬от так и родились обр€ды Ц символические действи€, которые не несут никакого практического смысла, но от которых, тем не менее, просто так не откажетс€ никтоЕ почему? ƒа никто, собственно, не знает. ѕросто Ц так надоЕ не нами заведено Ц не нам отмен€ть. “ак, далеко не каждый в наше врем€ помнит, почему в день свадьбы жених должен внести невесту в свой дом на руках Ц и, тем не менее, делают это... так заведено! “о, что мы так держимс€ за обр€ды, неудивительно: они пришли к нам из времЄн т.н. традиционного общества (в котором главной ценностью €вл€етс€ сохранение традиции).

–одившись из попыток повли€ть на материальный мир посредством воздействий на мир нематериальный, обр€д постепенно превратилс€ в средство взаимодействи€ с богами. ќсновой было оп€ть же представление о Ђпро€вленииї нематериального в материальном: всЄ, что происходит в мире богов Ц повтор€етс€ в мире людейЕ должно повтор€тьс€, если человек хочет оставатьс€ человеком!  ак боги сотворили мир из хаоса, упор€дочив ¬селенную Ц так человеческие обр€ды упор€дочивают мир (ведь даже само слово Ђобр€дї происходит от слова Ђр€дї Ц Ђпор€докї, Ђлогическа€ последовательностьї). ќбр€д Ђобр€жаетї мир, привнос€ в него упор€доченность, логичность и красоту. ¬ этом смысле человек в обр€де уподобл€лс€ богам. — другой стороны, любое созидающее, Ђупор€дочивающееї действие мыслилось как про€вление человеческого богоподоби€ Ц в этом смысле обр€дом был любой трудовой процесс: женщина за пр€лкой становилась подобием богини ћакоши, а пахота и сев мыслились как св€щенный брак с ћатерью-«емлЄйЕ сейчас нам уже трудно представить такое мироощущение: мы привыкли противопоставл€ть Ђвысокоеї и Ђповседневностьї.

ѕротивопоставление Ђматериальный Ц нематериальныйї традиционно осмысливалось не только как Ђвидимый - невидимыйї, но и как Ђсмертный-бессмертныйї: Ђздесьї всЄ прекращает существование, всЄ рассыпаетс€ в прах Ц Ђтамї всЄ прочно и вечно. ќбр€д (действие в нематериальном мире) призван был ещЄ и укрепить сущее в мире видимом (позволим себе очень отдалЄнную и грубую Ц зато пон€тную современному человеку аналогию: представьте себе лист бумаги с отпечатанным текстом Ц материальный предмет, который легко порвать, потер€ть, сжечь и т.п., но если у нас есть файл в компьютере, с которого он распечатан (сущность информационна€ Ц тоже в некотором роде нематериальна€) Ц его можно легко восстановить). ѕотому-то обр€д всегда сопровождал узловые, переходные моменты человеческой жизни: рождение, взросление, брак, смертьЕ в сущности, взросление и брак тоже были смертью и рождением (умер мальчик Ц родилс€ мужчина, умерла девушка Ц родилась женщина) Ц и требовали перехода в потусторонний мир, чтобы там обрести новое качество Ц и в нЄм воплотитьс€ в мире живыхЕ так родилс€ обр€ды, основанные на ритуальной смерти: обр€д посв€щени€ (от которого ведут начало многие обр€ды, существующие и в наши дни: выпускные вечера, посв€щени€ в студенты, коронации монархов и инаугурации президентов и т.п.) и свадьба.

¬от почему (а вовсе не в силу Ђханжеской моралиї) веками осуждалось внебрачное сожительство: когда люди, не совершив свадебный обр€д Ц не став супругами в мире нематериальном, вечном Ц живут как супруги в мире земном, это нарушает естественный пор€док вещей (воплощение событий нематериального мира в мире материальном), под угрозой оказываетс€ сама структура мироздани€Е конечно, в позднейшие времена никто уже об этом не помнил Ц ноЕ не забудем основное правило традиции, всегда сопровождающей обр€д: Ђне нами заведено Ц не нам отмен€тьї. ¬едь как мы помним, согласно основной идее обр€да Ц действи€ человека вли€ют на положение дел в нематериальной сущности Ц кто знает, что произойдЄт, если что-то нарушить, устоит ли тогда мир?

—уществуют ли обр€ды в наше врем€? –азумеетс€, существуют! ћы уже говорили о многочисленных Ђпотомкахї древнего обр€да посв€щени€ и о свадебном обр€де. » конечно, обр€ды существуют в современных религи€х Ц даже в тех, которые всеми силами пытаютс€ Ђоткреститьс€ї от обр€дов: ведь и молитву (от которой даже протестанты не откажутс€ никогда) тоже можно отнести к числу обр€дов: ведь это общение с Ѕогом Ц а значит, Ђвыходї на мир вечный, духовныйЕ

÷ерковные обр€ды не следует смешивать с таинствами: таинства установлены Ѕогом, их всего семь Ц и ÷ерковь не имеет права ни устанавливать новые таинства, ни отмен€ть существующие, в отношении же обр€дов возможны варианты Ц не все они по€вились во времена земной жизни —пасител€ и апостолов. √лавное же отличие в том, что в таинствах совершаетс€ низведение даров благодати ƒуха —в€того на христианина, обр€д же всегда остаЄтс€ прошением о милости Ѕожьей, потому он может совершатьс€ даже над неодушевлЄнным предметом (например, осв€щение дома).

“ак нужны ли обр€ды современному человеку? Ѕезусловно, нужны! ѕо€вление обр€дов ознаменовало собой осознание себ€ человеком Ц духовным существом, не низведЄт ли в таком случае отказ от них обратно на уровень животного? » не потер€ем ли мы тогда св€зи с предыдущими поколени€ми, жившим задолго до нас Ц ведь эта св€зь тоже делает человека „еловекомЕ


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+