icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Дом и семья

Что такое обычаи?

  • 1590
  • 0

Что такое обычаи?

Н
«Не нами заведено – не нам отменять» – так точнее всего определяется смысл такого понятия, как обычай. По сути дела, это некая форма поведения, официально не зафиксированная ни в каких документах, которой придерживается определённая социальная группа. Эта группа может быть какой угодно – начиная коллективом предприятия и кончая нацией – но суть от этого не меняется: так делать нужно, не спрашивая почему, так поступали те, кто был до нас, так поступать мы научим тех, кто придёт после нас.

Кому-то такой подход может показаться «социальным излишеством», чем-то чисто человеческим, чем Человек Разумный осложняет себе жизнь – в противоположность «естественной» природе. Это не так, сущность обычая коренится в нашей природе настолько глубоко, что… сформировать его могут не только люди! Это блестяще подтверждает эксперимент, проведённый над нашими ближайшими родичами – шимпанзе.

Пять обезьян поместили в клетку, где к потолку была подвешена связка бананов, а под ней стояла лестница. Как только одна из обезьян, проголодавшись, попыталась залезть на лестницу, экспериментатор окатил всех обитателей клетки холодной водой из шланга. Так повторялось каждый раз, когда кто-то из животных пытался достать фрукты – и, в конце концов, попытки прекратились. Но вот одну из обезьян забрали из клетки и посадили новую, не имевшую такого негативного опыта. Она тут же полезла за бананами – но соседки набросились на неё, отгоняя от лестницы, они-то знали, чем это кончится. После нескольких попыток – получая каждый раз тычки от собратьев – обезьянка перестала подходить к лестнице, хотя теперь никто никого холодной водой не поливал. Так постепенно всех обезьян в клетке заменили, в конечном итоге не осталось ни одного животного, которое помнило бы на собственном опыте отрицательное подкреплении – но… ни одна из них не пыталась достать банан! Они усвоили «обычай» своего маленького сообщества, сформировавшийся на глазах экспериментаторов – и им не потребовалось объяснение «почему нельзя» в виде холодного душа!

Конечно, это не обычай как таковой, а его модель – и, как всякая модель, она грешит упрощённостью и искусственностью. Тем не менее, главное назначение обычая здесь выступает очень ясно: обеспечивать благополучное существование, выживание группы. Вот почему – каким бы странными и даже дикими ни казались нам обычаи тех или иных народов (включая свой собственный) – мы не можем ни порицать их, ни смеяться над ними: раз обычай возник – значит, когда-то его соблюдение было жизненно важным (а может, и сейчас остаётся таковым – только со стороны это не всегда заметно).

Скажем, когда-то в Исландии и Скандинавии существовал обычай «выносить» детей. Это значит, что пока ребёнку не дали имя, глава семьи (точнее, рода) мог решить – оставить его или вынести за пределы хутора и оставить умирать. С нашей точки зрения – ужасно, но если учесть, в каких суровых условиях жили норманны эпохи викингов, становится понятным, что «лишний рот» в семье мог стать той «соломинкой», которая «переломит спину верблюда». С другой стороны, у ребёнка был хоть какой-то шанс, что его кто-то подберёт и усыновит – как видим, «страшный» обычай на поверку оказывался несравненно гуманнее аборта, проповедуемого современным «цивилизованным» обществом.

Не всегда изначальный смысл обычая лежит на поверхности, причём бывает такое отнюдь не только в джунглях Амазонки у первобытных племён. Так, крайне сложно понять, почему в английских университетах, имеющих солидную историю, студентам младших курсов нельзя ходить по газонам, а старшим – можно (конечно, никакого официального правила нет – это именно обычай). Но обычай, утративший своё прямое назначение, начинает выполнять вторичную функцию – он цементирует социальную группу, помогает её членам ощутить свою принадлежность к ней.

Безусловно, бывают и изживающие себя обычаи. Вспомним ситуацию в оперетте «Трембита»: один из героев хочет выдать дочь замуж за сына своего умершего друга – древний обычай велит хранить верность обещанию. Но молодые люди не любят друг друга – и в обществе, где интересы личности уже доминируют над интересами рода, обычай брака по сговору становится не залогом выживания, а балластом.

И всё же бороться против обычаев опасно. Задавшись однажды вопросом «Почему надо?» или «Почему нельзя?», человек уже не остановится – он будет ниспровергать обычай за обычаем, а на них – как мы уже говорили – держатся социальные группы, в том числе – народы. Разрушая обычаи своего народа, недолго поставить под угрозу само его существование.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+