icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒом и семь€

„то такое обычаи?

  • 1920
  • 0

„то такое обычаи?

Ќ
ЂЌе нами заведено Ц не нам отмен€тьї Ц так точнее всего определ€етс€ смысл такого пон€ти€, как обычай. ѕо сути дела, это нека€ форма поведени€, официально не зафиксированна€ ни в каких документах, которой придерживаетс€ определЄнна€ социальна€ группа. Ёта группа может быть какой угодно Ц начина€ коллективом предпри€ти€ и конча€ нацией Ц но суть от этого не мен€етс€: так делать нужно, не спрашива€ почему, так поступали те, кто был до нас, так поступать мы научим тех, кто придЄт после нас.

 ому-то такой подход может показатьс€ Ђсоциальным излишествомї, чем-то чисто человеческим, чем „еловек –азумный осложн€ет себе жизнь Ц в противоположность Ђестественнойї природе. Ёто не так, сущность обыча€ коренитс€ в нашей природе настолько глубоко, чтоЕ сформировать его могут не только люди! Ёто блест€ще подтверждает эксперимент, проведЄнный над нашими ближайшими родичами Ц шимпанзе.

ѕ€ть обезь€н поместили в клетку, где к потолку была подвешена св€зка бананов, а под ней сто€ла лестница.  ак только одна из обезь€н, проголодавшись, попыталась залезть на лестницу, экспериментатор окатил всех обитателей клетки холодной водой из шланга. “ак повтор€лось каждый раз, когда кто-то из животных пыталс€ достать фрукты Ц и, в конце концов, попытки прекратились. Ќо вот одну из обезь€н забрали из клетки и посадили новую, не имевшую такого негативного опыта. ќна тут же полезла за бананами Ц но соседки набросились на неЄ, отгон€€ от лестницы, они-то знали, чем это кончитс€. ѕосле нескольких попыток Ц получа€ каждый раз тычки от собратьев Ц обезь€нка перестала подходить к лестнице, хот€ теперь никто никого холодной водой не поливал. “ак постепенно всех обезь€н в клетке заменили, в конечном итоге не осталось ни одного животного, которое помнило бы на собственном опыте отрицательное подкреплении Ц ноЕ ни одна из них не пыталась достать банан! ќни усвоили Ђобычайї своего маленького сообщества, сформировавшийс€ на глазах экспериментаторов Ц и им не потребовалось объ€снение Ђпочему нельз€ї в виде холодного душа!

 онечно, это не обычай как таковой, а его модель Ц и, как вс€ка€ модель, она грешит упрощЄнностью и искусственностью. “ем не менее, главное назначение обыча€ здесь выступает очень €сно: обеспечивать благополучное существование, выживание группы. ¬от почему Ц каким бы странными и даже дикими ни казались нам обычаи тех или иных народов (включа€ свой собственный) Ц мы не можем ни порицать их, ни сме€тьс€ над ними: раз обычай возник Ц значит, когда-то его соблюдение было жизненно важным (а может, и сейчас остаЄтс€ таковым Ц только со стороны это не всегда заметно).

—кажем, когда-то в »сландии и —кандинавии существовал обычай Ђвыноситьї детей. Ёто значит, что пока ребЄнку не дали им€, глава семьи (точнее, рода) мог решить Ц оставить его или вынести за пределы хутора и оставить умирать. — нашей точки зрени€ Ц ужасно, но если учесть, в каких суровых услови€х жили норманны эпохи викингов, становитс€ пон€тным, что Ђлишний ротї в семье мог стать той Ђсоломинкойї, котора€ Ђпереломит спину верблюдаї. — другой стороны, у ребЄнка был хоть какой-то шанс, что его кто-то подберЄт и усыновит Ц как видим, Ђстрашныйї обычай на поверку оказывалс€ несравненно гуманнее аборта, проповедуемого современным Ђцивилизованнымї обществом.

Ќе всегда изначальный смысл обыча€ лежит на поверхности, причЄм бывает такое отнюдь не только в джунгл€х јмазонки у первобытных племЄн. “ак, крайне сложно пон€ть, почему в английских университетах, имеющих солидную историю, студентам младших курсов нельз€ ходить по газонам, а старшим Ц можно (конечно, никакого официального правила нет Ц это именно обычай). Ќо обычай, утративший своЄ пр€мое назначение, начинает выполн€ть вторичную функцию Ц он цементирует социальную группу, помогает еЄ членам ощутить свою принадлежность к ней.

Ѕезусловно, бывают и изживающие себ€ обычаи. ¬спомним ситуацию в оперетте Ђ“рембитаї: один из героев хочет выдать дочь замуж за сына своего умершего друга Ц древний обычай велит хранить верность обещанию. Ќо молодые люди не люб€т друг друга Ц и в обществе, где интересы личности уже доминируют над интересами рода, обычай брака по сговору становитс€ не залогом выживани€, а балластом.

» всЄ же боротьс€ против обычаев опасно. «адавшись однажды вопросом Ђѕочему надо?ї или Ђѕочему нельз€?ї, человек уже не остановитс€ Ц он будет ниспровергать обычай за обычаем, а на них Ц как мы уже говорили Ц держатс€ социальные группы, в том числе Ц народы. –азруша€ обычаи своего народа, недолго поставить под угрозу само его существование.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+